Энергетический паспорт
Подборка наиболее важных документов по запросу Энергетический паспорт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Налог на имущество организаций: Налоговый орган отказал в льготе, предусмотренной для энергоэффективных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)Суд не примет в качестве доказательств документы, подтверждающие высокий класс энергоэффективности (энергетические паспорта и т.п.), если в отношении спорного имущества не предусмотрено определение классов энергоэффективности. Например, льгота не применяется к коммерческой недвижимости >>>
(КонсультантПлюс, 2025)Суд не примет в качестве доказательств документы, подтверждающие высокий класс энергоэффективности (энергетические паспорта и т.п.), если в отношении спорного имущества не предусмотрено определение классов энергоэффективности. Например, льгота не применяется к коммерческой недвижимости >>>
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 381 "Налоговые льготы" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В 2019 году общество подало уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2017 год, применив льготу, установленную п. 21 ст. 381 НК РФ. В обоснование льготы общество сослалось на то, что класс энергетической эффективности здания указан в заключении 2015 года о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, в разрешении 2015 года на ввод объекта в эксплуатацию, а также в энергетическом паспорте 2019 года. Налоговый орган отказал в применении льготы, считая, что класс энергетической эффективности многоквартирного дома должен быть подтвержден энергетическим паспортом, составленным на момент ввода в эксплуатацию жилого дома. Суд пришел к выводу, что отсутствие у общества на момент ввода дома в эксплуатацию энергетического паспорта не имеет значения для целей применения льготы, поскольку класс энергетической эффективности многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии дома в том числе требованиям энергетической эффективности. Суд учел, что впоследствии проведенным в 2019 году энергетическим обследованием подтвержден ранее присвоенный класс энергетической эффективности. Суд согласился с тем, что общество имеет право на льготу, и признал решение инспекции недействительным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В 2019 году общество подало уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2017 год, применив льготу, установленную п. 21 ст. 381 НК РФ. В обоснование льготы общество сослалось на то, что класс энергетической эффективности здания указан в заключении 2015 года о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, в разрешении 2015 года на ввод объекта в эксплуатацию, а также в энергетическом паспорте 2019 года. Налоговый орган отказал в применении льготы, считая, что класс энергетической эффективности многоквартирного дома должен быть подтвержден энергетическим паспортом, составленным на момент ввода в эксплуатацию жилого дома. Суд пришел к выводу, что отсутствие у общества на момент ввода дома в эксплуатацию энергетического паспорта не имеет значения для целей применения льготы, поскольку класс энергетической эффективности многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии дома в том числе требованиям энергетической эффективности. Суд учел, что впоследствии проведенным в 2019 году энергетическим обследованием подтвержден ранее присвоенный класс энергетической эффективности. Суд согласился с тем, что общество имеет право на льготу, и признал решение инспекции недействительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Особенности заключения энергосервисного контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)До этого вы вправе провести энергообследование (ч. 5 ст. 15 Закона об энергосбережении). Результаты такого обследования могут помочь вам обосновать экономию, НМЦК и в целом сформировать извещение, документацию (если Законом N 44-ФЗ она предусмотрена) и проект контракта. Впоследствии вы можете передать сведения энергетического паспорта исполнителю контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)До этого вы вправе провести энергообследование (ч. 5 ст. 15 Закона об энергосбережении). Результаты такого обследования могут помочь вам обосновать экономию, НМЦК и в целом сформировать извещение, документацию (если Законом N 44-ФЗ она предусмотрена) и проект контракта. Впоследствии вы можете передать сведения энергетического паспорта исполнителю контракта.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- копии документов, подтверждающих установку автоматических средств измерения и учета используемых энергетических ресурсов (паспорта, договоры на эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов и иные документы) (в случае оснащения ими оборудования).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- копии документов, подтверждающих установку автоматических средств измерения и учета используемых энергетических ресурсов (паспорта, договоры на эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов и иные документы) (в случае оснащения ими оборудования).
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 N 310
"Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2020 N 59071)IV. Требования к энергетическому паспорту, составленному
"Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2020 N 59071)IV. Требования к энергетическому паспорту, составленному
Статья: О методах и принципах энергетического права России
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2025, N 1)С нашей точки зрения, основным общим методом энергетического права выступает континуальный метод, специфика которого заключается в том, что вместо конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношений законом устанавливаются общие правовые состояния <4>. Наглядным выражением этого метода являются такие формулировки нормативных положений, которые не носят ни управомочивающего, ни обязывающего, ни запрещающего характера, а представляют собой констатации. Именно такие положения образуют основное содержание ведущего источника энергетического права, а именно Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <5>. Примером использования такого метода может служить, в частности, ст. 17 данного Федерального закона, в соответствии с которой обработка, систематизация, анализ и использование информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышении энергетической эффективности; порядок обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, устанавливается Правительством Российской Федерации; сведения, полученные в результате обработки, систематизации и анализа информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, используются в целях получения объективных данных об уровне использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, иными лицами энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о лицах, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также об иных показателях, получаемых в результате декларирования потребления энергетических ресурсов и проведения энергетического обследования.
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2025, N 1)С нашей точки зрения, основным общим методом энергетического права выступает континуальный метод, специфика которого заключается в том, что вместо конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношений законом устанавливаются общие правовые состояния <4>. Наглядным выражением этого метода являются такие формулировки нормативных положений, которые не носят ни управомочивающего, ни обязывающего, ни запрещающего характера, а представляют собой констатации. Именно такие положения образуют основное содержание ведущего источника энергетического права, а именно Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <5>. Примером использования такого метода может служить, в частности, ст. 17 данного Федерального закона, в соответствии с которой обработка, систематизация, анализ и использование информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышении энергетической эффективности; порядок обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, устанавливается Правительством Российской Федерации; сведения, полученные в результате обработки, систематизации и анализа информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, используются в целях получения объективных данных об уровне использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, иными лицами энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о лицах, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также об иных показателях, получаемых в результате декларирования потребления энергетических ресурсов и проведения энергетического обследования.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по налоговым спорам, связанным с объектами движимого и недвижимого имущества
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Решение налогового органа в части доначисления налога на имущество в отношении квартир, принадлежащих обществу во втором доме, суды признали недействительным. По мнению судов, отсутствие у общества на момент ввода в эксплуатацию многоквартирного дома энергетического паспорта не имеет значения для целей применения льготы по налогу на имущество, поскольку в силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Решение налогового органа в части доначисления налога на имущество в отношении квартир, принадлежащих обществу во втором доме, суды признали недействительным. По мнению судов, отсутствие у общества на момент ввода в эксплуатацию многоквартирного дома энергетического паспорта не имеет значения для целей применения льготы по налогу на имущество, поскольку в силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Применяются ли к договору возмездного оказания услуг положения о праве подрядчика приостановить выполнение работ в случае нарушения заказчиком своих обязанностей
(КонсультантПлюс, 2025)Общество указывает, что оно как исполнитель выполнило все предусмотренные по договору работы по изготовлению энергетических паспортов в оговоренный договором срок, о чем уведомило заказчика, который в нарушение условий договора не подписал акт о приемке оказанных услуг и не произвел соответствующую оплату.
Применяются ли к договору возмездного оказания услуг положения о праве подрядчика приостановить выполнение работ в случае нарушения заказчиком своих обязанностей
(КонсультантПлюс, 2025)Общество указывает, что оно как исполнитель выполнило все предусмотренные по договору работы по изготовлению энергетических паспортов в оговоренный договором срок, о чем уведомило заказчика, который в нарушение условий договора не подписал акт о приемке оказанных услуг и не произвел соответствующую оплату.
Статья: Пределы цифровизации правовой охраны окружающей среды и природопользования
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)К цифровой информации об охране окружающей среды и природопользования, наделенной режимом коммерческой и иной охраняемой законом тайны, а также другие ограничения доступа, относятся: 1) информация, имеющая режим коммерческой или иной охраняемой законом тайны и содержащаяся в федеральной государственной информационной системе учета ТКО (п. 9 ст. 13.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"); 2) информация в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ч. 6 ст. 8 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <23>); 3) сведения о границах территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия (п. 34.2 ст. 9 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <24>) и др.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)К цифровой информации об охране окружающей среды и природопользования, наделенной режимом коммерческой и иной охраняемой законом тайны, а также другие ограничения доступа, относятся: 1) информация, имеющая режим коммерческой или иной охраняемой законом тайны и содержащаяся в федеральной государственной информационной системе учета ТКО (п. 9 ст. 13.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"); 2) информация в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ч. 6 ст. 8 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <23>); 3) сведения о границах территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия (п. 34.2 ст. 9 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <24>) и др.
Последние изменения: Соблюдение требований энергоэффективности нежилых зданий, строений, сооружений
(КонсультантПлюс, 2025)Утвержден Порядок представления копии энергопаспорта и отчетов об энергообследовании.
(КонсультантПлюс, 2025)Утвержден Порядок представления копии энергопаспорта и отчетов об энергообследовании.