Электронные услуги это
Подборка наиболее важных документов по запросу Электронные услуги это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Извещение о проведении электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается нарушением неуказание в извещении о проведении электронного аукциона конкретной периодичности оказания услуг, если это обусловлено спецификой данного вида услуг и невозможностью спрогнозировать конкретные временные промежутки
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается нарушением неуказание в извещении о проведении электронного аукциона конкретной периодичности оказания услуг, если это обусловлено спецификой данного вида услуг и невозможностью спрогнозировать конкретные временные промежутки
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг""Таким образом, одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (пункт 3 статьи 2, пункт 6 статьи 4, пункт 5 статьи 5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг") (Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 698-О, от 29.05.2014 N 1215-О и т.д.)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: НДС: место реализации товаров и услуг
(Издательство "Главная книга", 2025)Консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, маркетинговые, разработка ПО и баз данных, а также электронные услуги, оказываемые через Интернет, а именно: предоставление прав на ПО, администрирование сайтов, хранение и обработка информации, реклама в Интернете и другие услуги, перечисленные в ст. 174.2 НК РФ.
(Издательство "Главная книга", 2025)Консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, маркетинговые, разработка ПО и баз данных, а также электронные услуги, оказываемые через Интернет, а именно: предоставление прав на ПО, администрирование сайтов, хранение и обработка информации, реклама в Интернете и другие услуги, перечисленные в ст. 174.2 НК РФ.
Готовое решение: Как рассчитать и уплатить "налог на Google"
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие электронные услуги иностранных компаний облагаются "налогом на Google"
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие электронные услуги иностранных компаний облагаются "налогом на Google"
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее в настоящей статье - сеть "Интернет"), автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся:
(ред. от 17.11.2025)1. В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее в настоящей статье - сеть "Интернет"), автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся:
Статья: Правила и процедуры электронной регистрации судебных дел в Республике Палау
(Гроник И.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Также с зарегистрированных юристов может взиматься дополнительная плата за предоставление доступа и использование электронных услуг. Эти пошлины добавляются к стандартным денежным платам за подачу документов. Секретарь может также потребовать от зарегистрированного поверенного поддерживать минимальный остаток на счете. К примеру, плата за постраничную распечатку документов также может включаться в официальное судебное дело, которое передается судье или судьям, председательствующим в деле, или обслуживается путем размещения в ящике для документов поверенного. Оригинал любого документа, поданного в электронном виде, должен быть сохранен у заявителя и представлен по запросу суда.
(Гроник И.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Также с зарегистрированных юристов может взиматься дополнительная плата за предоставление доступа и использование электронных услуг. Эти пошлины добавляются к стандартным денежным платам за подачу документов. Секретарь может также потребовать от зарегистрированного поверенного поддерживать минимальный остаток на счете. К примеру, плата за постраничную распечатку документов также может включаться в официальное судебное дело, которое передается судье или судьям, председательствующим в деле, или обслуживается путем размещения в ящике для документов поверенного. Оригинал любого документа, поданного в электронном виде, должен быть сохранен у заявителя и представлен по запросу суда.
Готовое решение: Как налоговому агенту рассчитать и уплатить НДС при сделках с нерезидентами
(КонсультантПлюс, 2025)при покупке (продаже в качестве посредника) электронных услуг иностранной организации уплаты НДС. В этом случае вы платите "налог на Google";
(КонсультантПлюс, 2025)при покупке (продаже в качестве посредника) электронных услуг иностранной организации уплаты НДС. В этом случае вы платите "налог на Google";
Статья: Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)Критерий автоматизации также применяется, например, в Аргентине <9>, ЕС <10> и ЮАР <11>. Комитет по НДС <12> под автоматизацией понимает использование машин в отношении задач, которые ранее выполнялись человеком или выполнение которых иным способом невозможно <13>. При этом услуги признаются электронными в том случае, если степень их автоматизации является существенной (essential) <14>. Применительно к электронным сетям существенная степень автоматизации реализации означает, что процесс, технические приемы или система, с помощью которых осуществляется оказание услуги, автоматизированы путем использования компьютеров и программного обеспечения (электронных устройств), что означает меньшее вовлечение, а также меньшие временные затраты человека <15>. В Типовой конвенции ООН автоматизированные услуги противопоставляются персонализированному взаимодействию между исполнителем и заказчиком <16>.
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)Критерий автоматизации также применяется, например, в Аргентине <9>, ЕС <10> и ЮАР <11>. Комитет по НДС <12> под автоматизацией понимает использование машин в отношении задач, которые ранее выполнялись человеком или выполнение которых иным способом невозможно <13>. При этом услуги признаются электронными в том случае, если степень их автоматизации является существенной (essential) <14>. Применительно к электронным сетям существенная степень автоматизации реализации означает, что процесс, технические приемы или система, с помощью которых осуществляется оказание услуги, автоматизированы путем использования компьютеров и программного обеспечения (электронных устройств), что означает меньшее вовлечение, а также меньшие временные затраты человека <15>. В Типовой конвенции ООН автоматизированные услуги противопоставляются персонализированному взаимодействию между исполнителем и заказчиком <16>.
Статья: Современные подходы к пониманию услуг, оказываемых в финансовой сфере в электронной форме (электронных услуг)
(Иванова Е.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)1) на основании критического анализа точек зрения отечественных и зарубежных исследователей, а также с учетом норм действующего законодательства предлагается рассматривать электронную услугу в узком и широком смыслах. В широком смысле электронная услуга - это отношения, касающиеся как виртуального, так и физического способа оказания услуг заинтересованному лицу с применением специальных технических средств и способов (цифровые сайты, информационные платформы, позволяющие заключать договоры на оказание услуг). С точки зрения широкого подхода процесс оказания электронных услуг может рассматриваться как неотъемлемая составляющая термина "электронная коммерция (торговля)". В узком смысле услуга, оказываемая в электронной форме, - это услуга, которая предоставляется непосредственно через сеть Интернет с использованием необходимых цифровых средств;
(Иванова Е.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)1) на основании критического анализа точек зрения отечественных и зарубежных исследователей, а также с учетом норм действующего законодательства предлагается рассматривать электронную услугу в узком и широком смыслах. В широком смысле электронная услуга - это отношения, касающиеся как виртуального, так и физического способа оказания услуг заинтересованному лицу с применением специальных технических средств и способов (цифровые сайты, информационные платформы, позволяющие заключать договоры на оказание услуг). С точки зрения широкого подхода процесс оказания электронных услуг может рассматриваться как неотъемлемая составляющая термина "электронная коммерция (торговля)". В узком смысле услуга, оказываемая в электронной форме, - это услуга, которая предоставляется непосредственно через сеть Интернет с использованием необходимых цифровых средств;
Статья: Вопросы обложения НДС при проведении эксперимента по совершению назначенным оператором почтовой связи таможенных операций в отношении товаров трансграничной электронной торговли
(Дианова В.Ю., Евсиков А.М., Мандрашов Е.И.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Согласно п. 2 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории России товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (за исключением особого порядка налогообложения "электронных" услуг). При этом налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой НК РФ о налоге на добавленную стоимость.
(Дианова В.Ю., Евсиков А.М., Мандрашов Е.И.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Согласно п. 2 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории России товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (за исключением особого порядка налогообложения "электронных" услуг). При этом налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой НК РФ о налоге на добавленную стоимость.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование ЕПГУ и (или) РПГУ (в прежней редакции пункта указывалось также на использование универсальной электронной карты; это положение исключено Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ <67>, которым признана утратившей силу гл. 6 комментируемого Закона, посвященная организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт), в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. При этом предусмотрено, что в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование ЕПГУ и (или) РПГУ (в прежней редакции пункта указывалось также на использование универсальной электронной карты; это положение исключено Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ <67>, которым признана утратившей силу гл. 6 комментируемого Закона, посвященная организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт), в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. При этом предусмотрено, что в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством РФ.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Согласно п. 6 ст. 2 Закона о госуслугах предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством РФ.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Согласно п. 6 ст. 2 Закона о госуслугах предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством РФ.
Статья: Правовое регулирование отношений, возникающих между цифровым посредником и коммерческими пользователями на современном этапе
(Опыхтина Е.Г.)
("Цивилист", 2024, N 2)В России быстрыми темпами растет популярность электронной торговли, развиваются трансграничные электронные услуги. Это обусловлено трансформацией бизнеса и распространением множества посреднических цифровых платформ - общедоступного информационного ресурса, использующего бизнес-модели, основанные на базах данных. Пять крупнейших компаний в отрасли информационных технологий - "Яндекс" и торговые площадки Wildberries, Ozon, "СберМаркет", Avito - решили объединить усилия по защите своих интересов и создать Ассоциацию цифровых платформ.
(Опыхтина Е.Г.)
("Цивилист", 2024, N 2)В России быстрыми темпами растет популярность электронной торговли, развиваются трансграничные электронные услуги. Это обусловлено трансформацией бизнеса и распространением множества посреднических цифровых платформ - общедоступного информационного ресурса, использующего бизнес-модели, основанные на базах данных. Пять крупнейших компаний в отрасли информационных технологий - "Яндекс" и торговые площадки Wildberries, Ozon, "СберМаркет", Avito - решили объединить усилия по защите своих интересов и создать Ассоциацию цифровых платформ.
Статья: Государства в своем праве
(Дмитрик Н.А.)
("Закон", 2021, N 11)Результативность ресурса regulation.gov.ru проверить невозможно, поскольку статистики учета (неучета) замечаний в открытом доступе нет. О результативности федерального проекта по нормативному регулированию цифровой среды косвенно свидетельствует количество принятых по итогам двух лет его существования актов - их шесть (о цифровых правах, о краудфандинге, об электронных трудовых книжках, об электронном нотариате, об изменениях в регулировании электронной подписи и об НДС на электронные услуги). Это менее 1% от общего количества федеральных законов, принятых за те же два года. Тексты принятых законов наводят на мысль о тяжелом процессе их согласования. Это выражается в бланкетных и отсылочных нормах (например, цифровыми правами, согласно принятой ст. 141.1 Гражданского кодекса РФ, считаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права - однако пока таких законов нет, следовательно, норма не действует), оговорках о возможности иного регулирования специальными законами, отсутствии детализации правовых норм, позволяющей применять их напрямую, без подзаконных и иных нормативных правовых актов. Поэтому и результаты краудсорсинговых законодательных процессов сложно признать "народным" правом: это тоже не те правила поведения, которые будут считаться справедливыми и целесообразными, а их низкое качество не позволит им стать "правом первого выбора" при принятии людьми решений.
(Дмитрик Н.А.)
("Закон", 2021, N 11)Результативность ресурса regulation.gov.ru проверить невозможно, поскольку статистики учета (неучета) замечаний в открытом доступе нет. О результативности федерального проекта по нормативному регулированию цифровой среды косвенно свидетельствует количество принятых по итогам двух лет его существования актов - их шесть (о цифровых правах, о краудфандинге, об электронных трудовых книжках, об электронном нотариате, об изменениях в регулировании электронной подписи и об НДС на электронные услуги). Это менее 1% от общего количества федеральных законов, принятых за те же два года. Тексты принятых законов наводят на мысль о тяжелом процессе их согласования. Это выражается в бланкетных и отсылочных нормах (например, цифровыми правами, согласно принятой ст. 141.1 Гражданского кодекса РФ, считаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права - однако пока таких законов нет, следовательно, норма не действует), оговорках о возможности иного регулирования специальными законами, отсутствии детализации правовых норм, позволяющей применять их напрямую, без подзаконных и иных нормативных правовых актов. Поэтому и результаты краудсорсинговых законодательных процессов сложно признать "народным" правом: это тоже не те правила поведения, которые будут считаться справедливыми и целесообразными, а их низкое качество не позволит им стать "правом первого выбора" при принятии людьми решений.