Электронные услуги Беларусь
Подборка наиболее важных документов по запросу Электронные услуги Беларусь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при оказании российской организацией услуг в электронной форме оператору связи из Республики Беларусь.
(Письмо Минфина России от 14.04.2025 N 03-07-13/1/36744)Вопрос: Об НДС при оказании российской организацией услуг в электронной форме оператору связи из Республики Беларусь.
(Письмо Минфина России от 14.04.2025 N 03-07-13/1/36744)Вопрос: Об НДС при оказании российской организацией услуг в электронной форме оператору связи из Республики Беларусь.
Статья: ЕАЭС: где реализованы работы и услуги для целей НДС
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 16)Но если ни одно из условий не выполняется, то российский НДС с таких услуг платить не придется. Например, если ваша компания оказывает электронные услуги гражданам Беларуси, Армении, Казахстана или Киргизии, которые находятся в своей стране и при покупке электронных услуг пользуются местным номером телефона и местным сетевым адресом. Но в таких случаях нужно встать на учет в налоговом органе другой страны ЕАЭС и самостоятельно платить иностранный НДС в бюджет этой страны <23>. Разумеется, делать это надо по тем правилам, которые установлены в налоговом законодательстве соответствующей страны ЕАЭС.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 16)Но если ни одно из условий не выполняется, то российский НДС с таких услуг платить не придется. Например, если ваша компания оказывает электронные услуги гражданам Беларуси, Армении, Казахстана или Киргизии, которые находятся в своей стране и при покупке электронных услуг пользуются местным номером телефона и местным сетевым адресом. Но в таких случаях нужно встать на учет в налоговом органе другой страны ЕАЭС и самостоятельно платить иностранный НДС в бюджет этой страны <23>. Разумеется, делать это надо по тем правилам, которые установлены в налоговом законодательстве соответствующей страны ЕАЭС.
Нормативные акты
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.09.2022 N 125
"О техническом задании на развитие интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза"Функции национального оператора доверенной третьей стороны по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии, уполномоченного оператора интеграционного шлюза национального сегмента Республики Беларусь осуществляет Республиканское унитарное предприятие "Национальный центр электронных услуг" (Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.2016 N 98).
"О техническом задании на развитие интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза"Функции национального оператора доверенной третьей стороны по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии, уполномоченного оператора интеграционного шлюза национального сегмента Республики Беларусь осуществляет Республиканское унитарное предприятие "Национальный центр электронных услуг" (Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.2016 N 98).
Статья: Особенности построения электронного муниципалитета в Республике Беларусь на современном этапе
(Киселева Т.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Еще одним универсальным инструментом электронного государства на республиканском и местном уровнях в Республике Беларусь является система электронных государственных услуг. В Республике Беларусь функционирует Единый портал электронных услуг (https://platform.gov.by), который является платформой для получения электронных услуг гражданами и бизнесом, источником информации об административных процедурах, выполняемых белорусскими органами. Указанный портал объединяет ряд государственных ресурсов и систем, к примеру автоматизированную информационную систему "Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; государственный информационный ресурс "Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним"; государственный информационный ресурс "Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц)"; информационную систему МВД для передачи информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь; государственный информационный ресурс "База данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике" и др. Единый портал не различает услуги по территориальному уровню, однако его в большей степени следует считать инструментом электронного муниципалитета, так как для получения соответствующих услуг или информации в режиме офлайн гражданину обычно необходимо обращаться именно в местные органы управления.
(Киселева Т.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Еще одним универсальным инструментом электронного государства на республиканском и местном уровнях в Республике Беларусь является система электронных государственных услуг. В Республике Беларусь функционирует Единый портал электронных услуг (https://platform.gov.by), который является платформой для получения электронных услуг гражданами и бизнесом, источником информации об административных процедурах, выполняемых белорусскими органами. Указанный портал объединяет ряд государственных ресурсов и систем, к примеру автоматизированную информационную систему "Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; государственный информационный ресурс "Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним"; государственный информационный ресурс "Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц)"; информационную систему МВД для передачи информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь; государственный информационный ресурс "База данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике" и др. Единый портал не различает услуги по территориальному уровню, однако его в большей степени следует считать инструментом электронного муниципалитета, так как для получения соответствующих услуг или информации в режиме офлайн гражданину обычно необходимо обращаться именно в местные органы управления.
Статья: Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)Анализируемый критерий широко применяется в других странах. В ЮАР электронные услуги зависят от информационных технологий <31>. В ЕС указывается на невозможность обеспечения оказания электронных услуг при отсутствии информационных технологий. Примечательно, что согласно определению электронных услуг в ЕАЭС их оказание также невозможно без информационных технологий (во внутреннем законодательстве стран ЕАЭС данный критерий применяется в Армении и Беларуси, а в Кыргызстане в дефиниции электронных услуг говорится об информационно-коммуникационных технологиях). В соответствии с позицией Комитета по НДС информационные технологии - это область техники, связанная с разработкой, эксплуатацией и использованием компьютеров и систем электросвязи для получения доступа к информации и данным, их хранения, передачи и обработки <32>. В части невозможности оказания электронных услуг без применения информационных технологий следует заметить, что иногда затруднительно выявить такие ситуации. Например, файл формата pdf может быть передан пользователю не только путем предоставления к нему доступа для загрузки с сервера посредством сети Интернет (т.е. с использованием информационных технологий) - он может быть распечатан на бумаге или записан на USB-накопитель с последующим направлением по почте. Исходя из этого существует позиция, что электронные услуги предпочтительнее определять не через невозможность, а через нецелесообразность их оказания при отсутствии информационных технологий <33>. Однако услуга становится электронной вследствие самого факта применения информационных технологий (при соблюдении прочих критериев цифровых услуг), вне зависимости от того, возможно ли и целесообразно ли их применять. Например, рассылка упомянутого файла посредством сети Интернет с использованием компьютерных технологий в автоматическом режиме является вполне достаточным основанием для квалификации услуги в качестве электронной.
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)Анализируемый критерий широко применяется в других странах. В ЮАР электронные услуги зависят от информационных технологий <31>. В ЕС указывается на невозможность обеспечения оказания электронных услуг при отсутствии информационных технологий. Примечательно, что согласно определению электронных услуг в ЕАЭС их оказание также невозможно без информационных технологий (во внутреннем законодательстве стран ЕАЭС данный критерий применяется в Армении и Беларуси, а в Кыргызстане в дефиниции электронных услуг говорится об информационно-коммуникационных технологиях). В соответствии с позицией Комитета по НДС информационные технологии - это область техники, связанная с разработкой, эксплуатацией и использованием компьютеров и систем электросвязи для получения доступа к информации и данным, их хранения, передачи и обработки <32>. В части невозможности оказания электронных услуг без применения информационных технологий следует заметить, что иногда затруднительно выявить такие ситуации. Например, файл формата pdf может быть передан пользователю не только путем предоставления к нему доступа для загрузки с сервера посредством сети Интернет (т.е. с использованием информационных технологий) - он может быть распечатан на бумаге или записан на USB-накопитель с последующим направлением по почте. Исходя из этого существует позиция, что электронные услуги предпочтительнее определять не через невозможность, а через нецелесообразность их оказания при отсутствии информационных технологий <33>. Однако услуга становится электронной вследствие самого факта применения информационных технологий (при соблюдении прочих критериев цифровых услуг), вне зависимости от того, возможно ли и целесообразно ли их применять. Например, рассылка упомянутого файла посредством сети Интернет с использованием компьютерных технологий в автоматическом режиме является вполне достаточным основанием для квалификации услуги в качестве электронной.
Готовое решение: НДС при оказании услуг по договору между резидентами России и Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2025)Если местом реализации услуги признается Белоруссия (например, когда белорусская организация оказала электронные услуги филиалу российской компании, который находится и ведет деятельность в Белоруссии), исполнитель исчисляет и уплачивает налог по законодательству этой страны. У покупателя услуги в этом случае налоговых обязанностей не возникает (пп. 4 п. 29 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС, пп. 2 п. 5, п. 12 Порядка взимания НДС при оказании электронных услуг в ЕАЭС).
(КонсультантПлюс, 2025)Если местом реализации услуги признается Белоруссия (например, когда белорусская организация оказала электронные услуги филиалу российской компании, который находится и ведет деятельность в Белоруссии), исполнитель исчисляет и уплачивает налог по законодательству этой страны. У покупателя услуги в этом случае налоговых обязанностей не возникает (пп. 4 п. 29 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС, пп. 2 п. 5, п. 12 Порядка взимания НДС при оказании электронных услуг в ЕАЭС).
Статья: Развитие правового обеспечения налогового стимулирования сферы электронной коммерции стран ЕАЭС на примере Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении
(Кныш Р.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 1)- деятельность, осуществляемая в сфере производства информационно-коммуникационных технологий и оказания электронных услуг резидентами Белоруссии.
(Кныш Р.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 1)- деятельность, осуществляемая в сфере производства информационно-коммуникационных технологий и оказания электронных услуг резидентами Белоруссии.
Готовое решение: Как рассчитать и уплатить "налог на Google"
(КонсультантПлюс, 2025)Если электронные услуги российским покупателям оказывают иностранные продавцы - резиденты Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана (далее - иностранный продавец), то надо применять Порядок взимания НДС при оказании электронных услуг в ЕАЭС, установленный в Приложении к Протоколу о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
(КонсультантПлюс, 2025)Если электронные услуги российским покупателям оказывают иностранные продавцы - резиденты Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана (далее - иностранный продавец), то надо применять Порядок взимания НДС при оказании электронных услуг в ЕАЭС, установленный в Приложении к Протоколу о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС.