Электронные обрАзовательные ресурсы
Подборка наиболее важных документов по запросу Электронные обрАзовательные ресурсы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
Статья: Империя права: Данте в поисках общего блага
(Тимошина Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 12)<*> Статья представляет собой переработанный вариант онлайн-лекции автора "Данте: Империя права", подготовленной Центром развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ к 300-летию Университета // https://vk.com/video-202281954_456239081.
(Тимошина Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 12)<*> Статья представляет собой переработанный вариант онлайн-лекции автора "Данте: Империя права", подготовленной Центром развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ к 300-летию Университета // https://vk.com/video-202281954_456239081.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
Приказ Минпросвещения России от 23.07.2025 N 551
"Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2025 N 83289)Зарегистрировано в Минюсте России 22 августа 2025 г. N 83289
"Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2025 N 83289)Зарегистрировано в Минюсте России 22 августа 2025 г. N 83289
Статья: Правовое регулирование деятельности онлайн-школ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В-третьих, требование о лицензировании применяется только к организациям и индивидуальным предпринимателям, если последние привлекают для осуществления образовательной деятельности работников и иных третьих лиц. Деятельность самозанятых, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (без привлечения педагогических работников), не требует лицензирования (ч. 2 ст. 91 Закона об образовании, п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, Письмо Рособрнадзора от 25.11.2022 N КО-21120/08-16005 "По вопросу лицензирования образовательной деятельности"). При намерении соискателя лицензии реализовывать образовательные программы онлайн-школы предъявляется требование наличия в соответствии со ст. 16 Закона об образовании условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы (пп. "а" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В-третьих, требование о лицензировании применяется только к организациям и индивидуальным предпринимателям, если последние привлекают для осуществления образовательной деятельности работников и иных третьих лиц. Деятельность самозанятых, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (без привлечения педагогических работников), не требует лицензирования (ч. 2 ст. 91 Закона об образовании, п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, Письмо Рособрнадзора от 25.11.2022 N КО-21120/08-16005 "По вопросу лицензирования образовательной деятельности"). При намерении соискателя лицензии реализовывать образовательные программы онлайн-школы предъявляется требование наличия в соответствии со ст. 16 Закона об образовании условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы (пп. "а" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Статья: Правовые аспекты недопустимости насилия в отношении одушевленных вещей
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, NN 3, 4)<16> См., например: Приказ Минпросвещения России от 12 ноября 2021 г. N 819 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; Приказ Минпросвещения России от 15 апреля 2022 г. N 243 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" // СПС "КонсультантПлюс".
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, NN 3, 4)<16> См., например: Приказ Минпросвещения России от 12 ноября 2021 г. N 819 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; Приказ Минпросвещения России от 15 апреля 2022 г. N 243 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Порядок организации и ведения гражданской обороны в организации
(КонсультантПлюс, 2025)средства обеспечения учебного процесса: приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и пр.
(КонсультантПлюс, 2025)средства обеспечения учебного процесса: приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и пр.
Статья: Цифровизация юридического образования как драйвер формирования единого образовательного пространства ЕАЭС
(Трофимова Е.В., Троицкий Н.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)Несмотря на наличие успехов во внедрении цифровых инноваций в сферах государственного управления и среднего образования (межшкольная интерактивная сеть Dasaran, онлайн-платформа STEM), достижения Армении в области цифровизации высшего образования выглядят достаточно скромно. Так, пока не распространены в Армении массовые открытые онлайн-курсы <4>, в то же время успешно реализуются дистанционные программы высшего образования. Обратим внимание на платформу для дистанционного обучения Международного научно-образовательного центра Национальной академии наук Республики Армении, который предполагает в будущем от программ дополнительного образования перейти к онлайн-программам магистратуры. Нельзя при этом не отметить, что в настоящий момент Армения представлена в глобальном информационном пространстве практически исключительно на национальном языке, что ограничивает возможности ознакомления с ее электронными образовательными ресурсами.
(Трофимова Е.В., Троицкий Н.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)Несмотря на наличие успехов во внедрении цифровых инноваций в сферах государственного управления и среднего образования (межшкольная интерактивная сеть Dasaran, онлайн-платформа STEM), достижения Армении в области цифровизации высшего образования выглядят достаточно скромно. Так, пока не распространены в Армении массовые открытые онлайн-курсы <4>, в то же время успешно реализуются дистанционные программы высшего образования. Обратим внимание на платформу для дистанционного обучения Международного научно-образовательного центра Национальной академии наук Республики Армении, который предполагает в будущем от программ дополнительного образования перейти к онлайн-программам магистратуры. Нельзя при этом не отметить, что в настоящий момент Армения представлена в глобальном информационном пространстве практически исключительно на национальном языке, что ограничивает возможности ознакомления с ее электронными образовательными ресурсами.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Кроме того, специальный понятийно-категориальный аппарат правового регулирования цифровых образовательных технологий оснащен такими основными понятиями, как: "электронные образовательные ресурсы", "информационные системы", "онлайн-курс", "цифровой образовательный контент", "цифровые образовательные сервисы", "цифровое индивидуальное портфолио обучающегося".
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Кроме того, специальный понятийно-категориальный аппарат правового регулирования цифровых образовательных технологий оснащен такими основными понятиями, как: "электронные образовательные ресурсы", "информационные системы", "онлайн-курс", "цифровой образовательный контент", "цифровые образовательные сервисы", "цифровое индивидуальное портфолио обучающегося".
Статья: Модель внеурочной деятельности в школе при воспитательной колонии
(Фадеева С.А., Лукашенко Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)Следующий раздел модели - "Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности". В нем представлен перечень рабочих программ учебных курсов внеурочной деятельности, их краткая аннотация (все тексты программ могут содержаться в приложении). Программы следует структурировать по направлениям и частям плана ВД. Методическое обеспечение включает все УМК, разработанные для реализации программ, а также электронные образовательные ресурсы, КИМы и оценочные материалы.
(Фадеева С.А., Лукашенко Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)Следующий раздел модели - "Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности". В нем представлен перечень рабочих программ учебных курсов внеурочной деятельности, их краткая аннотация (все тексты программ могут содержаться в приложении). Программы следует структурировать по направлениям и частям плана ВД. Методическое обеспечение включает все УМК, разработанные для реализации программ, а также электронные образовательные ресурсы, КИМы и оценочные материалы.
Статья: Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение права на образование
(Назинцева А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)В своих научных трудах И.Ю. Гольтяпина, С.Л. Банщикова обращают внимание на другие проблемы реализации ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, связанные с применением дистанционных образовательных технологий в учебном процессе <8>. В период распространения коронавирусной инфекции в рамках перехода на дистанционный формат многие преподаватели стали реализовывать образовательные программы через социальные сети, что не обеспечивает реализацию учебного плана в полном объеме и приводит к нарушению прав обучающегося, предусмотренных ст. 34 Закона об образовании. Это связано с тем, что подобный формат организации учебного процесса не обеспечивает конфиденциальность информации. С подобной позицией авторов можно согласиться. Подтверждением правомерности доводов является ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая закрепляет структурные элементы электронной информационно-образовательной среды, а именно: информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, содержащие электронные учебно-методические материалы, и государственные информационные системы. В указанном перечне законодателем не предусмотрено использование социальных сетей. Однако обосновать нарушение прав обучающихся в целях составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, в правоприменительной практике довольно сложно, поскольку сделан ориентир на конкретные формулировки. Расширительное толкование может привести к отмене постановления по делу об административном правонарушении, что находило подтверждение в вышеуказанных примерах данной статьи.
(Назинцева А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)В своих научных трудах И.Ю. Гольтяпина, С.Л. Банщикова обращают внимание на другие проблемы реализации ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, связанные с применением дистанционных образовательных технологий в учебном процессе <8>. В период распространения коронавирусной инфекции в рамках перехода на дистанционный формат многие преподаватели стали реализовывать образовательные программы через социальные сети, что не обеспечивает реализацию учебного плана в полном объеме и приводит к нарушению прав обучающегося, предусмотренных ст. 34 Закона об образовании. Это связано с тем, что подобный формат организации учебного процесса не обеспечивает конфиденциальность информации. С подобной позицией авторов можно согласиться. Подтверждением правомерности доводов является ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая закрепляет структурные элементы электронной информационно-образовательной среды, а именно: информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, содержащие электронные учебно-методические материалы, и государственные информационные системы. В указанном перечне законодателем не предусмотрено использование социальных сетей. Однако обосновать нарушение прав обучающихся в целях составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, в правоприменительной практике довольно сложно, поскольку сделан ориентир на конкретные формулировки. Расширительное толкование может привести к отмене постановления по делу об административном правонарушении, что находило подтверждение в вышеуказанных примерах данной статьи.
Статья: Право на образование и получение религиозного образования в условиях цифровизации общественных отношений
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Если говорить о закреплении в законодательстве, регулирующем право на образование и право на получение религиозного образования, понятий и терминов, связанных с цифровизацией общественных отношений, то следует отметить следующее. Термин, связанный с цифровизацией, встречается в Федеральном законе N 273-ФЗ лишь однократно - применительно к цифровым (электронным) библиотекам (ст. 18). В других случаях используются понятия, связанные с электронным обучением (ст. 16, 18), электронными образовательными ресурсами, электронными документами (ст. 91 - 92, 106 - 107). Очевидно, что понятия "цифровой" и "электронный" не тождественны.
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Если говорить о закреплении в законодательстве, регулирующем право на образование и право на получение религиозного образования, понятий и терминов, связанных с цифровизацией общественных отношений, то следует отметить следующее. Термин, связанный с цифровизацией, встречается в Федеральном законе N 273-ФЗ лишь однократно - применительно к цифровым (электронным) библиотекам (ст. 18). В других случаях используются понятия, связанные с электронным обучением (ст. 16, 18), электронными образовательными ресурсами, электронными документами (ст. 91 - 92, 106 - 107). Очевидно, что понятия "цифровой" и "электронный" не тождественны.