Электронное досье клиента
Подборка наиболее важных документов по запросу Электронное досье клиента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 N 01АП-6805/2023 по делу N А11-1272/2022
Требование: О признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС и соответствующих сумм пени и штрафа за неуплату указанного налога.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.Налоговым органом установлено, что контактные данные (адрес электронной почты, номер телефона), содержащиеся в банковских досье ООО "ТОР", ООО "Гелиус" и ООО "Стандарт", идентичны, IP-адреса, с которых осуществлялись операции в системе банк-клиент, совпадают. В информационных сведениях клиента в качестве контактных данных указан телефонный номер - 8-962-200-32-29 и адрес электронной почты - standart08ru@yandex.ru., с которых осуществлялись операции в системе банк-клиент.
Требование: О признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС и соответствующих сумм пени и штрафа за неуплату указанного налога.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.Налоговым органом установлено, что контактные данные (адрес электронной почты, номер телефона), содержащиеся в банковских досье ООО "ТОР", ООО "Гелиус" и ООО "Стандарт", идентичны, IP-адреса, с которых осуществлялись операции в системе банк-клиент, совпадают. В информационных сведениях клиента в качестве контактных данных указан телефонный номер - 8-962-200-32-29 и адрес электронной почты - standart08ru@yandex.ru., с которых осуществлялись операции в системе банк-клиент.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 N 15АП-13742/2023 по делу N А53-41246/2022
Требование: О признании недействительным решения налоговой службы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В банковских досье, представленных АО "Райффайзенбанк", в заявлении ИП Калмыкова С.М. на заключение договора банковского счета, открытие расчетного счета и подключение услуг в АО "Райффайзенбанк" указан адрес электронной почты ООО ТД "Шинвалом",сотовый телефон Алтухова И.А., который указан в заявлении на изменение регистрационных данных лиц, уполномоченных на использование системы АО "Юникредитбанк" (клиент ООО ТД "Шинвалом") и заявителем Алтуховым И.А. В Анкете потенциального клиента - ИП Калмыкова С.М. АО "Райффайзенбанк" указан контактный номер ООО ТД "Шинвалом", который указан в документах банковского досье, представленных ПАО КБ Центр-Инвест и адрес электронной почты ООО ТД "Шинвалом".
Требование: О признании недействительным решения налоговой службы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В банковских досье, представленных АО "Райффайзенбанк", в заявлении ИП Калмыкова С.М. на заключение договора банковского счета, открытие расчетного счета и подключение услуг в АО "Райффайзенбанк" указан адрес электронной почты ООО ТД "Шинвалом",сотовый телефон Алтухова И.А., который указан в заявлении на изменение регистрационных данных лиц, уполномоченных на использование системы АО "Юникредитбанк" (клиент ООО ТД "Шинвалом") и заявителем Алтуховым И.А. В Анкете потенциального клиента - ИП Калмыкова С.М. АО "Райффайзенбанк" указан контактный номер ООО ТД "Шинвалом", который указан в документах банковского досье, представленных ПАО КБ Центр-Инвест и адрес электронной почты ООО ТД "Шинвалом".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Учитывая, что требования к кодированию документов действуют с 2017 года и кредитные организации регулярно проходят проверку в рамках дистанционного надзора, банкам следует формировать электронные досье клиентов с учетом данных требований к названию, что в свою очередь позволит минимизировать нагрузку на сотрудников кредитных организаций по переименованию документов для корректной загрузки в досье КО.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Учитывая, что требования к кодированию документов действуют с 2017 года и кредитные организации регулярно проходят проверку в рамках дистанционного надзора, банкам следует формировать электронные досье клиентов с учетом данных требований к названию, что в свою очередь позволит минимизировать нагрузку на сотрудников кредитных организаций по переименованию документов для корректной загрузки в досье КО.
Статья: Учет и хранение документов дня. Реализация требований Указания N 2346-У и перспектива его переиздания
(Двойнишников В., Герман К., Лапшин Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)Хранение документов дня в перспективе будет регулироваться теми же нормами, что и хранение других документов. Поэтому имеет смысл в дальнейшей автоматизации данной функции опираться на платформенные решения, построенные на платформах управления контентом. Платформа управления контентом может быть основной для автоматизации работы не только с документами дня, но и с клиентскими документами (электронное клиентское досье), договорным документооборотом, кадровым документооборотом и т.д.
(Двойнишников В., Герман К., Лапшин Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)Хранение документов дня в перспективе будет регулироваться теми же нормами, что и хранение других документов. Поэтому имеет смысл в дальнейшей автоматизации данной функции опираться на платформенные решения, построенные на платформах управления контентом. Платформа управления контентом может быть основной для автоматизации работы не только с документами дня, но и с клиентскими документами (электронное клиентское досье), договорным документооборотом, кадровым документооборотом и т.д.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)к) сведения об операциях по переводу электронных денежных средств;
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)к) сведения об операциях по переводу электронных денежных средств;
"Типовые правила внутреннего контроля кредитной организации"
(утв. АРБ)
(ред. от 13.03.2013)5.3.5. Сведения о Клиентах и их Представителях фиксируются в АБС, к которой сотрудникам подразделений обеспечивается оперативный доступ в постоянном режиме. В случае отсутствия технической возможности осуществить доступ к электронной Анкете (досье) Клиента, ранее идентифицированного Банком, сотрудник подразделения обязан провести повторную идентификацию и сформировать Анкету (досье) клиента в соответствии с Порядком документального фиксирования информации (документов), полученных при реализации Правил.
(утв. АРБ)
(ред. от 13.03.2013)5.3.5. Сведения о Клиентах и их Представителях фиксируются в АБС, к которой сотрудникам подразделений обеспечивается оперативный доступ в постоянном режиме. В случае отсутствия технической возможности осуществить доступ к электронной Анкете (досье) Клиента, ранее идентифицированного Банком, сотрудник подразделения обязан провести повторную идентификацию и сформировать Анкету (досье) клиента в соответствии с Порядком документального фиксирования информации (документов), полученных при реализации Правил.
Статья: Электронное досье по уголовному делу в эпоху цифровизации
(Володина С.И.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)В Латвии указывается, что адвокатский иммунитет существует для "документов", "записей", "информации" и "сведений" адвоката <1>. В соответствии со ст. 59 Закона об адвокатуре Латвийской Республики присяжные адвокаты должны вести учет дел клиентов. Учет дел клиентов должен вестись как в электронном виде (электронный документ или электронная база данных), так и в виде письменного документа.
(Володина С.И.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)В Латвии указывается, что адвокатский иммунитет существует для "документов", "записей", "информации" и "сведений" адвоката <1>. В соответствии со ст. 59 Закона об адвокатуре Латвийской Республики присяжные адвокаты должны вести учет дел клиентов. Учет дел клиентов должен вестись как в электронном виде (электронный документ или электронная база данных), так и в виде письменного документа.
Вопрос: В каком порядке банки проводят идентификацию клиентов в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем?
(Консультация эксперта, 2025)Собранные о клиенте документы хранятся в специальной анкете (досье) клиента, представляющей собой отдельный документ или комплект документов, оформленных на бумажном или электронном носителе, подлежащей хранению не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом (п. п. 5.1, 5.3 Положения N 499-П) (см. также вопрос: Обязаны ли банки хранить кредитные досье на своих клиентов и каков срок хранения документов?).
(Консультация эксперта, 2025)Собранные о клиенте документы хранятся в специальной анкете (досье) клиента, представляющей собой отдельный документ или комплект документов, оформленных на бумажном или электронном носителе, подлежащей хранению не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом (п. п. 5.1, 5.3 Положения N 499-П) (см. также вопрос: Обязаны ли банки хранить кредитные досье на своих клиентов и каков срок хранения документов?).
Вопрос: Обязаны ли банки хранить кредитные досье на своих клиентов и каков срок хранения документов?
(Консультация эксперта, 2025)в случае открытия, ведения и закрытия банком банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам) юридическое дело формируется банком на бумажном носителе и (или) в электронном виде по каждому счету клиента (п. 7.1 Инструкции Банка России от 30.06.2021 N 204-И);
(Консультация эксперта, 2025)в случае открытия, ведения и закрытия банком банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам) юридическое дело формируется банком на бумажном носителе и (или) в электронном виде по каждому счету клиента (п. 7.1 Инструкции Банка России от 30.06.2021 N 204-И);
Вопрос: Является ли адвокат оператором персональных данных?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Адвокатам и адвокатским образованиям до начала обработки персональных данных необходимо уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (ч. 1 ст. 22 Закона о персональных данных). Исключение составляют случаи, когда обработка персональных данных осуществляется без средств автоматизации (п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных). Например, в случаях, когда адвокатом используется только бумажная форма взаимодействия, без оцифровки (если соглашения с доверителями составляются и хранятся в бумажной форме, формирование и хранение адвокатских досье осуществляется только в бумажном виде в закрытом шкафу, учет консультаций, прием документов, звонков и др. происходит вручную в тетради или журнале, а обмен юридическими документами происходит через обычную почту или посредством курьерской доставки). В большинстве же случаев средства автоматизации адвокатами так или иначе используются. Зачастую адвокаты ведут список доверителей, контактов и дел в электронных таблицах и программах, обмен материалами с клиентами происходит посредством электронной почты и мессенджеров, а сканирование и хранение документов с персональными данными осуществляется с использованием компьютерных или облачных технологий. В связи с этим превалирующему числу адвокатов уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных все же необходимо.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Адвокатам и адвокатским образованиям до начала обработки персональных данных необходимо уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (ч. 1 ст. 22 Закона о персональных данных). Исключение составляют случаи, когда обработка персональных данных осуществляется без средств автоматизации (п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных). Например, в случаях, когда адвокатом используется только бумажная форма взаимодействия, без оцифровки (если соглашения с доверителями составляются и хранятся в бумажной форме, формирование и хранение адвокатских досье осуществляется только в бумажном виде в закрытом шкафу, учет консультаций, прием документов, звонков и др. происходит вручную в тетради или журнале, а обмен юридическими документами происходит через обычную почту или посредством курьерской доставки). В большинстве же случаев средства автоматизации адвокатами так или иначе используются. Зачастую адвокаты ведут список доверителей, контактов и дел в электронных таблицах и программах, обмен материалами с клиентами происходит посредством электронной почты и мессенджеров, а сканирование и хранение документов с персональными данными осуществляется с использованием компьютерных или облачных технологий. В связи с этим превалирующему числу адвокатов уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных все же необходимо.
Статья: Блокчейн в налоговом администрировании: возможности, риски, перспективы
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)В рамках налогового администрирования уже начала использоваться российская цифровая платформа распределенных реестров. Эта технология обеспечивает простой и прозрачный процесс льготного кредитования малого и среднего бизнеса, пострадавшего из-за пандемии. Платформа автоматизирует проверку данных, которые представляют налогоплательщики в кредитную организацию (система протестирована совместно с ВТБ и Сбербанком), обеспечивает размещение сведений на платформе о заключенных кредитных договорах (соглашениях), а также информационный обмен информацией, необходимой участникам информационного взаимодействия для реализации соответствующих постановлений Правительства РФ. Она представляет собой децентрализованную систему, построенную на принципах микросервисной архитектуры. Основными ее компонентами являются узлы (ноды) распределенного реестра для обеспечения инфраструктуры системы, записи и хранения данных о транзакциях в реестре <5>. Таким образом, начало взаимодействию налоговых органов и банков на основе блокчейна уже положено. В дальнейшем планируется распространить данную технологию на механизм оценки налогоплательщиков с целью минимизации налоговых рисков. Этим механизмом могут воспользоваться и кредитные организации при формировании кредитных досье своих потенциальных клиентов.
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)В рамках налогового администрирования уже начала использоваться российская цифровая платформа распределенных реестров. Эта технология обеспечивает простой и прозрачный процесс льготного кредитования малого и среднего бизнеса, пострадавшего из-за пандемии. Платформа автоматизирует проверку данных, которые представляют налогоплательщики в кредитную организацию (система протестирована совместно с ВТБ и Сбербанком), обеспечивает размещение сведений на платформе о заключенных кредитных договорах (соглашениях), а также информационный обмен информацией, необходимой участникам информационного взаимодействия для реализации соответствующих постановлений Правительства РФ. Она представляет собой децентрализованную систему, построенную на принципах микросервисной архитектуры. Основными ее компонентами являются узлы (ноды) распределенного реестра для обеспечения инфраструктуры системы, записи и хранения данных о транзакциях в реестре <5>. Таким образом, начало взаимодействию налоговых органов и банков на основе блокчейна уже положено. В дальнейшем планируется распространить данную технологию на механизм оценки налогоплательщиков с целью минимизации налоговых рисков. Этим механизмом могут воспользоваться и кредитные организации при формировании кредитных досье своих потенциальных клиентов.
Статья: Стандарты доказывания и осмотрительности в работе налоговых органов и деятельности предпринимателей (тенденции)
(Терещенко Т.А., Амельчук В.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)4) представители компании имели доступ к банковскому счету индивидуального предпринимателя (по оформленным на сотрудников компании доверенностям производилось снятие средств со счета индивидуального предпринимателя, использовался общий IP-адрес, с которого осуществлялись заходы в "Клиент-Банк", в банковском досье индивидуального предпринимателя указаны телефоны и электронные адреса сотрудников бухгалтерии компании).
(Терещенко Т.А., Амельчук В.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)4) представители компании имели доступ к банковскому счету индивидуального предпринимателя (по оформленным на сотрудников компании доверенностям производилось снятие средств со счета индивидуального предпринимателя, использовался общий IP-адрес, с которого осуществлялись заходы в "Клиент-Банк", в банковском досье индивидуального предпринимателя указаны телефоны и электронные адреса сотрудников бухгалтерии компании).
Статья: Дело о неизвестных злодеях, или Является ли криптовалюта имуществом? Комментарий к делу AA v. Persons Unknown & Ors, Re Bitcoin [2019] Ewhc 3556 (Comm.), 13 December 2019
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)Судья Брайан отмечает, что криптобиржа в некотором смысле проявила готовность к сотрудничеству: она ответила на запрос истца, что не может представить ему клиентское досье без судебного приказа, но на практике она готова исполнить приказ суда любой страны. Биржа также согласилась вести общение по электронной почте, хотя и указала, что официальные уведомления следует направлять по адресу на БВО.
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)Судья Брайан отмечает, что криптобиржа в некотором смысле проявила готовность к сотрудничеству: она ответила на запрос истца, что не может представить ему клиентское досье без судебного приказа, но на практике она готова исполнить приказ суда любой страны. Биржа также согласилась вести общение по электронной почте, хотя и указала, что официальные уведомления следует направлять по адресу на БВО.
Вопрос: О заполнении кредитными организациями ФЭС в рамках ПОД/ФТ в части показателей типа данных "Адрес".
(Письмо Банка России от 16.08.2024 N 12-4-2/6013)Заполнение показателей ФЭС <2>, направляемого в уполномоченный орган, должно осуществляться в соответствии с данными, полученными при идентификации клиента (обновлении идентификационной информации) и зафиксированными в анкете (досье) клиента.
(Письмо Банка России от 16.08.2024 N 12-4-2/6013)Заполнение показателей ФЭС <2>, направляемого в уполномоченный орган, должно осуществляться в соответствии с данными, полученными при идентификации клиента (обновлении идентификационной информации) и зафиксированными в анкете (досье) клиента.
Вопрос: В каком порядке НФО проводят идентификацию клиентов в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем?
(Консультация эксперта, 2025)Анкета (досье) клиента представляет собой отдельный документ или комплект документов, оформленных на бумажном и (или) электронном носителях. Форма и порядок ее ведения определяются НФО в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Она подлежит хранению не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом (п. 2.5 Положения N 444-П).
(Консультация эксперта, 2025)Анкета (досье) клиента представляет собой отдельный документ или комплект документов, оформленных на бумажном и (или) электронном носителях. Форма и порядок ее ведения определяются НФО в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Она подлежит хранению не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом (п. 2.5 Положения N 444-П).