Экстремизм уис
Подборка наиболее важных документов по запросу Экстремизм уис (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы уголовно-правовой защиты института адвокатской тайны в контексте противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности в УИС
(Овчинников О.М., Капустин К.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4
(Овчинников О.М., Капустин К.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4
Статья: Интернет и религиозный экстремизм
(Оганесян С.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 2)Ключевые слова: интернет-технологии, экстремизм, терроризм, УИС России.
(Оганесян С.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 2)Ключевые слова: интернет-технологии, экстремизм, терроризм, УИС России.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В перечне предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету, приведенном в приложении N 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, закреплено, что подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить и приобретать по безналичному расчету литературу и издания периодической печати из библиотеки следственного изолятора либо приобретенные через администрацию следственного изолятора в торговой сети, за исключением материалов экстремистского, эротического и порнографического содержания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В перечне предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету, приведенном в приложении N 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, закреплено, что подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить и приобретать по безналичному расчету литературу и издания периодической печати из библиотеки следственного изолятора либо приобретенные через администрацию следственного изолятора в торговой сети, за исключением материалов экстремистского, эротического и порнографического содержания.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П
"По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко"Предъявление к инициаторам проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований особых требований обусловлено тем, что одной из основных целей любого публичного мероприятия является привлечение общественного внимания и, следовательно, оно объективно затрагивает интересы значительного числа граждан (как принимающих в публичном мероприятии непосредственное участие, так и претерпевающих те или иные последствия его проведения), чем создается потенциальная опасность нарушения общественного порядка. Исходя из этого федеральный законодатель ввел запрет в течение определенного срока быть организатором публичного мероприятия для лиц, неоднократно (два и более раза) привлекавшихся к административной ответственности за следующие предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях деяния, характер, а также неоднократность совершения которых позволяют усомниться в возможности таких лиц организовать и, главное, провести мирное публичное мероприятие с соблюдением установленного законом порядка: нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (статья 5.38); неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (статья 19.3); мелкое хулиганство (статья 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2); организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (статья 20.2.2); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (статья 20.3); блокирование транспортных коммуникаций (статья 20.18); производство и распространение экстремистских материалов (статья 20.29).
"По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко"Предъявление к инициаторам проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований особых требований обусловлено тем, что одной из основных целей любого публичного мероприятия является привлечение общественного внимания и, следовательно, оно объективно затрагивает интересы значительного числа граждан (как принимающих в публичном мероприятии непосредственное участие, так и претерпевающих те или иные последствия его проведения), чем создается потенциальная опасность нарушения общественного порядка. Исходя из этого федеральный законодатель ввел запрет в течение определенного срока быть организатором публичного мероприятия для лиц, неоднократно (два и более раза) привлекавшихся к административной ответственности за следующие предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях деяния, характер, а также неоднократность совершения которых позволяют усомниться в возможности таких лиц организовать и, главное, провести мирное публичное мероприятие с соблюдением установленного законом порядка: нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (статья 5.38); неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (статья 19.3); мелкое хулиганство (статья 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2); организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (статья 20.2.2); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (статья 20.3); блокирование транспортных коммуникаций (статья 20.18); производство и распространение экстремистских материалов (статья 20.29).
Статья: Методологические основы разработки дидактической концепции интегративной подготовки пенитенциарных психологов к работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2
Статья: Коллизионные вопросы применения административных наказаний в отношении осужденных
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В соответствии с ч. 1 ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <7> (далее - КоАП РФ) "физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств". Данное положение корреспондирует с ч. 2 ст. 10 УИК РФ: "При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации". Отметим, что ни в КоАП РФ, ни в УИК РФ особых условий применения в отношении осужденных к лишению свободы принудительных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административных наказаний не установлено. Таким образом, выявляемые в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторах ФСИН России должностными лицами УИС деяния, содержащие признаки административного проступка (например, ст. 5.61 "Оскорбление", ст. 5.62 "Дискриминация", ст. 6.1.1 "Побои", ст. 6.13 "Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ" КоАП РФ и др.), совершенные осужденными, должны рассматриваться правоприменителем в качестве административного правонарушения с применением в отношении соответствующего субъекта мер административного принуждения, закрепленных в КоАП РФ. Однако на практике данные правонарушения в большинстве своем трактуются как предусмотренные ст. 115 УИК РФ нарушения установленного порядка отбывания наказания, за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ "Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами" и ст. 20.29 КоАП РФ "Производство и распространение экстремистских материалов, осужденные к лишению свободы". При этом каких-либо правовых оснований, не позволяющих должностным лицам УИС применять нормы КоАП РФ в случае выявления в действиях осужденного признаков административного правонарушения, действующее законодательство не содержит.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В соответствии с ч. 1 ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <7> (далее - КоАП РФ) "физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств". Данное положение корреспондирует с ч. 2 ст. 10 УИК РФ: "При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации". Отметим, что ни в КоАП РФ, ни в УИК РФ особых условий применения в отношении осужденных к лишению свободы принудительных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административных наказаний не установлено. Таким образом, выявляемые в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторах ФСИН России должностными лицами УИС деяния, содержащие признаки административного проступка (например, ст. 5.61 "Оскорбление", ст. 5.62 "Дискриминация", ст. 6.1.1 "Побои", ст. 6.13 "Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ" КоАП РФ и др.), совершенные осужденными, должны рассматриваться правоприменителем в качестве административного правонарушения с применением в отношении соответствующего субъекта мер административного принуждения, закрепленных в КоАП РФ. Однако на практике данные правонарушения в большинстве своем трактуются как предусмотренные ст. 115 УИК РФ нарушения установленного порядка отбывания наказания, за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ "Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами" и ст. 20.29 КоАП РФ "Производство и распространение экстремистских материалов, осужденные к лишению свободы". При этом каких-либо правовых оснований, не позволяющих должностным лицам УИС применять нормы КоАП РФ в случае выявления в действиях осужденного признаков административного правонарушения, действующее законодательство не содержит.
Статья: Использование института официального предостережения в отношении носителей правовых иммунитетов
(Амиров Д.Р., Ищенко С.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Нормативные правовые акты, регулирующие объявление официального предостережения конкретными государственными органами, по-разному определяют его адресатов: оно применяется полицией и органами федеральной службы безопасности к "физическим лицам" <24>; уполномоченными сотрудниками уголовно-исполнительной системы - к лицам, находящимся на территориях учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, а также прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, в том числе не являющимся подозреваемыми, обвиняемыми или осужденными <25>; прокурором или его заместителем - к должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам <26>; антимонопольными органами - к должностным лицам хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов <27>.
(Амиров Д.Р., Ищенко С.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Нормативные правовые акты, регулирующие объявление официального предостережения конкретными государственными органами, по-разному определяют его адресатов: оно применяется полицией и органами федеральной службы безопасности к "физическим лицам" <24>; уполномоченными сотрудниками уголовно-исполнительной системы - к лицам, находящимся на территориях учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, а также прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, в том числе не являющимся подозреваемыми, обвиняемыми или осужденными <25>; прокурором или его заместителем - к должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам <26>; антимонопольными органами - к должностным лицам хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов <27>.
Статья: К вопросу о возможностях уголовно-правового воздействия на предупреждение преступлений
(Дугенец А.С., Тищенко Ю.Ю.)
("Российский следователь", 2022, N 4)4. Самойлова А.А. Использование закономерностей преступности в профилактической деятельности правоохранительных органов / А.А. Самойлова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2021. N 6. С. 18 - 22.
(Дугенец А.С., Тищенко Ю.Ю.)
("Российский следователь", 2022, N 4)4. Самойлова А.А. Использование закономерностей преступности в профилактической деятельности правоохранительных органов / А.А. Самойлова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2021. N 6. С. 18 - 22.
Статья: Теоретико-прикладные проблемы психологии безопасности в уголовно-исполнительной системе
(Ковалев О.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1)Проблема обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы на современном этапе ее развития приобретает приоритетное значение. Современные вызовы, возникающие в деятельности УИС, связанные в том числе с быстро меняющейся геополитической ситуацией, поступлением в учреждения специфических категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных (экстремистов, террористов, военнопленных и др.), включением в состав ФСИН России УФСИН новых республик и областей, накладывают дополнительные задачи и ответственность на персонал, предполагают развитие новых компетенций представителей служб и подразделений.
(Ковалев О.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1)Проблема обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы на современном этапе ее развития приобретает приоритетное значение. Современные вызовы, возникающие в деятельности УИС, связанные в том числе с быстро меняющейся геополитической ситуацией, поступлением в учреждения специфических категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных (экстремистов, террористов, военнопленных и др.), включением в состав ФСИН России УФСИН новых республик и областей, накладывают дополнительные задачи и ответственность на персонал, предполагают развитие новых компетенций представителей служб и подразделений.
Статья: Незаконное использование средств связи в местах лишения свободы (вопросы административной и уголовной ответственности)
(Сухаренко А.Н., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 5)Нелегальный оборот средств мобильной связи в учреждениях УИС и СИЗО представляет исключительную общественную опасность и напрямую влияет на динамику организованной преступности. Речь идет о запрещенном в августе 2020 года Верховным Судом РФ международном общественном движении "Арестантский уклад един" ("АУЕ"), последователей которого осуждают все чаще. В основном им инкриминируют создание ячеек экстремистской организации и сбор средств для нее (статьи 282.2 и 282.3 УК РФ), реже - занятие высшего положения в преступной иерархии (ст. 210.1 УК РФ) [1].
(Сухаренко А.Н., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 5)Нелегальный оборот средств мобильной связи в учреждениях УИС и СИЗО представляет исключительную общественную опасность и напрямую влияет на динамику организованной преступности. Речь идет о запрещенном в августе 2020 года Верховным Судом РФ международном общественном движении "Арестантский уклад един" ("АУЕ"), последователей которого осуждают все чаще. В основном им инкриминируют создание ячеек экстремистской организации и сбор средств для нее (статьи 282.2 и 282.3 УК РФ), реже - занятие высшего положения в преступной иерархии (ст. 210.1 УК РФ) [1].
Статья: К вопросу о судебных лингвистических исследованиях и судебных лингвистических экспертизах текстов экстремистской и террористической направленности
(Оганесян С.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Статья посвящена вопросам проведения судебных лингвистических исследований и судебных лингвистических экспертиз. Прослеживаются история их возникновения, становления и понятийного разграничения, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться исследователям (экспертам) с текстами экстремистской направленности в УИС России.
(Оганесян С.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Статья посвящена вопросам проведения судебных лингвистических исследований и судебных лингвистических экспертиз. Прослеживаются история их возникновения, становления и понятийного разграничения, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться исследователям (экспертам) с текстами экстремистской направленности в УИС России.
Статья: Самодеятельные организации в учреждениях УИС: опыт прошлых лет и правовые новеллы в условиях становления пенитенциарной пробации
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)Таким образом, динамика и тенденции нарушений ПВР СИЗО, ИУ и ИЦ, повторность и рецидив преступлений, совершаемых осужденными, подчеркивают необходимость усиления воспитательной работы как основного средства их исправления, важнейшего инструмента пенитенциарной пробации. С позиций положительного опыта, накопленного самодеятельными организациями отечественных пенитенциарных учреждений, представляется целесообразным адаптировать его к современным вызовам УИС, условиям ее функционирования при проведении СВО, увеличении в ИУ осужденных за экстремизм и терроризм, военные преступления. Особое значение также следует уделить безопасности учреждений УИС, роли в этом процессе психолого-педагогического воздействия на осужденных <7>.
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)Таким образом, динамика и тенденции нарушений ПВР СИЗО, ИУ и ИЦ, повторность и рецидив преступлений, совершаемых осужденными, подчеркивают необходимость усиления воспитательной работы как основного средства их исправления, важнейшего инструмента пенитенциарной пробации. С позиций положительного опыта, накопленного самодеятельными организациями отечественных пенитенциарных учреждений, представляется целесообразным адаптировать его к современным вызовам УИС, условиям ее функционирования при проведении СВО, увеличении в ИУ осужденных за экстремизм и терроризм, военные преступления. Особое значение также следует уделить безопасности учреждений УИС, роли в этом процессе психолого-педагогического воздействия на осужденных <7>.
Статья: Уголовное законодательство и судебная практика в сфере назначения наказания несовершеннолетним
(Егорова Т.И.)
("Российский судья", 2021, N 2)1. Егоров И. Тюремные игры. Верховный суд признал АУЕ экстремистской организацией / И. Егоров // Российская газета. 2020. 18 августа.
(Егорова Т.И.)
("Российский судья", 2021, N 2)1. Егоров И. Тюремные игры. Верховный суд признал АУЕ экстремистской организацией / И. Егоров // Российская газета. 2020. 18 августа.
Статья: Учебно-методическое обеспечение обучения курсантов и сотрудников коррекции осужденных за террористические преступления
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)Приказом ФСИН России от 24 ноября 2017 г. N 1111 "Об организации мероприятий по противодействию терроризму, экстремистской деятельности в учреждениях и органах УИС" нормативно предусмотрена реализация выше перечисленных мероприятий. При этом наиболее приемлемыми формами профилактического воздействия на осужденных являются: правовое просвещение (информирование), профилактическая беседа, социальная адаптация, психокоррекционные мероприятия <9>.
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)Приказом ФСИН России от 24 ноября 2017 г. N 1111 "Об организации мероприятий по противодействию терроризму, экстремистской деятельности в учреждениях и органах УИС" нормативно предусмотрена реализация выше перечисленных мероприятий. При этом наиболее приемлемыми формами профилактического воздействия на осужденных являются: правовое просвещение (информирование), профилактическая беседа, социальная адаптация, психокоррекционные мероприятия <9>.