Экстраординарные полномочия президента РФ

Подборка наиболее важных документов по запросу Экстраординарные полномочия президента РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционно-правовые проблемы реализации процедуры назначения Председателя Правительства Российской Федерации
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)
Выбор главы правительства тесно взаимосвязан с проблемой разграничения государственной должности и личности, которая назначена на эту должность. Согласно научным доводам С.А. Авакьяна персонализация власти неизбежна, "т.е. разговор о тех, кто ее осуществляет или способен, может осуществлять" <5>. Проблема персонализации власти высших должностных лиц государств (таких как Турция, Казахстан, Россия) уже активно обсуждалась в научных кругах. В советском государстве, в противовес формальному конституционному закреплению личности главы государства, существовал так называемый культ личности, играющий одну из ключевых ролей в установлении политической идеологии и авторитаризма (в отдельные периоды и тоталитаризма). Несмотря на экстраординарную составляющую проблемы в условиях современного конституционализма, персонализация власти главы государства или правительства является весьма актуальной. На современном этапе развития Российского государства должность Председателя Правительства РФ "использовалась" в качестве средства пролонгации политической роли главы государства: в 2008 г. глава государства возглавил правительство, сохранив при этом значительное количество неформальных властных полномочий по проведению внешней и внутренней политики, принадлежащих Президенту РФ. В 2020 г. в Конституцию РФ внесена поправка, позволяющая лицу, занимавшему ранее должность Президента РФ, вновь быть избранным, без учета числа сроков, в течение которых это лицо занимало эту должность.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 N 12-П
"По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия"
4. Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частями 1 и 3 той же статьи и частью 1 статьи 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10-П
"По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации"
Поручение Президента "использовать все имеющиеся у государства средства" было истолковано Правительством как право использовать и такую имеющуюся у государства меру, как нормативное регулирование отношений, возникающих в условиях экстраординарной ситуации. Это подтверждается тем, что в пунктах 3, 4, 6 Постановления содержатся нормы, не известные федеральному законодательству. Правительство исходило из того, что в силу статьи 80 Конституции Президент "является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина", что он "принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" и что он вправе делегировать свои полномочия Правительству.