Экспорт оружия
Подборка наиболее важных документов по запросу Экспорт оружия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Технологизация правовых решений в сфере международного торгового комплаенса
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Что касается лицензий на экспорт, то для экспорта товаров, включенных в Список контроля за экспортом вооружений, экспортер должен получить лицензию на экспорт оружия от Центральной комиссии по науке и технологиям и Департамента разработки оборудования Министерства национальной обороны КНР. Для экспорта товаров, перечисленных в Списке экспорта товаров и технологий двойного назначения, экспортер должен получить лицензию в соответствующем департаменте Министерства торговли. Для экспорта технологий, в отношении которых распространяются ограничения по Списку (Каталогу) технологий, экспорт которых запрещен или ограничен, экспортеру необходимо получить лицензию на экспорт технологий в отделе внешнеэкономической и торговой деятельности Государственного совета КНР. В декабре 2023 г. Министерство торговли Китая выпустило уведомление о внесении изменений в Каталог технологий, экспорт которых из Китая запрещен или ограничен. Пересмотр был инициирован в соответствии с Законом о внешней торговле Китайской Народной Республики и Положением об управлении импортом и экспортом технологий Китайской Народной Республики. Пересмотр включал удаление 34 технологий, модификацию 37 и добавление 4 новых технологий. Пересмотренный Каталог теперь включает 134 позиции, 24 из которых строго запрещены к экспорту, а экспорт остальных ограничен. 9 января 2024 г. Министерство торговли Китая опубликовало новую версию Руководства по процедурам, связанным с лицензиями на импорт и экспорт технологий (именуемого "Процедурные инструкции"). В новом документе кратко разъясняются процедуры, которым должны следовать предприятия при получении лицензий на импорт и экспорт технологий, которые запрещены или ограничены законом.
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Что касается лицензий на экспорт, то для экспорта товаров, включенных в Список контроля за экспортом вооружений, экспортер должен получить лицензию на экспорт оружия от Центральной комиссии по науке и технологиям и Департамента разработки оборудования Министерства национальной обороны КНР. Для экспорта товаров, перечисленных в Списке экспорта товаров и технологий двойного назначения, экспортер должен получить лицензию в соответствующем департаменте Министерства торговли. Для экспорта технологий, в отношении которых распространяются ограничения по Списку (Каталогу) технологий, экспорт которых запрещен или ограничен, экспортеру необходимо получить лицензию на экспорт технологий в отделе внешнеэкономической и торговой деятельности Государственного совета КНР. В декабре 2023 г. Министерство торговли Китая выпустило уведомление о внесении изменений в Каталог технологий, экспорт которых из Китая запрещен или ограничен. Пересмотр был инициирован в соответствии с Законом о внешней торговле Китайской Народной Республики и Положением об управлении импортом и экспортом технологий Китайской Народной Республики. Пересмотр включал удаление 34 технологий, модификацию 37 и добавление 4 новых технологий. Пересмотренный Каталог теперь включает 134 позиции, 24 из которых строго запрещены к экспорту, а экспорт остальных ограничен. 9 января 2024 г. Министерство торговли Китая опубликовало новую версию Руководства по процедурам, связанным с лицензиями на импорт и экспорт технологий (именуемого "Процедурные инструкции"). В новом документе кратко разъясняются процедуры, которым должны следовать предприятия при получении лицензий на импорт и экспорт технологий, которые запрещены или ограничены законом.
Ситуация: Что нельзя провозить через границу РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, запрещенные к ввозу и (или) вывозу (в частности, оружие, позволяющее ведение стрельбы очередями, а также оружие, по форме имитирующее другие предметы);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, запрещенные к ввозу и (или) вывозу (в частности, оружие, позволяющее ведение стрельбы очередями, а также оружие, по форме имитирующее другие предметы);
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему
Справочная информация: "Таможенный календарь на 2025 год"
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняются случаи, в которых не применяется запрет на вывоз патронов для гражданского и служебного нарезного огнестрельного оружия
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняются случаи, в которых не применяется запрет на вывоз патронов для гражданского и служебного нарезного огнестрельного оружия
Статья: Правовые основы деятельности ОПК России и ВПК США: методы правового регулирования
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)При прямых коммерческих сделках купли-продажи иностранные правительства напрямую взаимодействуют с частными подрядчиками для закупки вооружений или услуг. Правительство США не является стороной сделок, но осуществляет за ними надзор и правовое регулирование, обеспечивая соблюдение закона об экспортном контроле и защиту интересов США. Основными регуляторами этих сделок являются Государственное управление по контролю за оборонной торговлей <24> под руководством Агентства по сотрудничеству в области оборонной безопасности <25> и Управления безопасности оборонных технологий <26> и различные военные ведомства. Соблюдение Международных правил торговли оружием в соответствии с Законом о контроле за экспортом оружия <27> контролируется правительством США в процессе осуществления экспорта оборонной продукции, включающей любое оборудование и технические данные, относящиеся к товарам или услугам военного назначения. Менее значимая военная продукция и товары двойного назначения лицензируются Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США <28> при контроле за экспортом.
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)При прямых коммерческих сделках купли-продажи иностранные правительства напрямую взаимодействуют с частными подрядчиками для закупки вооружений или услуг. Правительство США не является стороной сделок, но осуществляет за ними надзор и правовое регулирование, обеспечивая соблюдение закона об экспортном контроле и защиту интересов США. Основными регуляторами этих сделок являются Государственное управление по контролю за оборонной торговлей <24> под руководством Агентства по сотрудничеству в области оборонной безопасности <25> и Управления безопасности оборонных технологий <26> и различные военные ведомства. Соблюдение Международных правил торговли оружием в соответствии с Законом о контроле за экспортом оружия <27> контролируется правительством США в процессе осуществления экспорта оборонной продукции, включающей любое оборудование и технические данные, относящиеся к товарам или услугам военного назначения. Менее значимая военная продукция и товары двойного назначения лицензируются Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США <28> при контроле за экспортом.
Статья: Конституционно-правовое регулирование применения международных санкций в Швеции
(Ракитская И.А., Молчаков Н.Ю., Кремянская Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В процессе реализации решений о применении международных санкций задействованы отдельные исполнительные агентства и службы Швеции: Финансовая инспекция Швеции (Finansinspektionen), Инспекция по стратегическим товарам (Inspektionen strategiska produkter), Торговая палата (Kommerskollegium) и др., - каждая из которых выполняет свои задачи в соответствующей сфере. Так, например, Финансовая инспекция осуществляет контроль за деятельностью финансовых компаний, которые должны информировать ее обо всех счетах и суммах, которые были заморожены на основании введенных санкций, а также обо всех изменениях, которые происходили с этими счетами. В определенных случаях Финансовая комиссия может предоставлять освобождение от замораживания счетов для обеспечения текущего управления. Инспекция по стратегическим товарам осуществляет контроль за экспортом оружия и товаров двойного назначения, рассматривает заявки на получение разрешений на экспорт отдельных товаров и технологий в страны, находящиеся под санкциями. Во внутренней организационной структуре существует специальный отдел по санкциям (Sanktionsgruppen). Согласно § 5 Постановления об инструкции для Инспекции по стратегическим товарам от 26 августа 2010 г. Инспекция выполняет задачи, которые ей поставлены в соответствии с: 1) предписаниями об экономических санкциях, принятыми ЕС; 2) решениями правительства, принятыми во исполнение таких предписаний ЕС; 3) постановлениями правительства, принятыми на основании Закона об отдельных международных санкциях. Торговая палата (Kommerskollegium) является органом по внешней торговле, внутреннему рынку ЕС и торговой политике. Если какая-либо компания желает экспортировать или импортировать товар из государства, в отношении которого наложены международные санкции, то она может подать заявление на освобождение от санкционных мер в Торговую палату. Решение Торговой палаты может быть обжаловано в Административный суд Стокгольма. Агентство по радиационной безопасности является исполнительным агентством, отвечающим за охрану здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующих и неионизирующих излучений, вопросы безопасности и физической защиты при ядерной и иной радиационной деятельности, а также вопросы ядерного нераспространения. В случае введения международных санкций на экспорт ядерных материалов или других ядерных продуктов, материалов, товаров и услуг Агентство приостанавливает выдачу необходимых разрешений тем субъектам, которые подпали под такие международные санкции.
(Ракитская И.А., Молчаков Н.Ю., Кремянская Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В процессе реализации решений о применении международных санкций задействованы отдельные исполнительные агентства и службы Швеции: Финансовая инспекция Швеции (Finansinspektionen), Инспекция по стратегическим товарам (Inspektionen strategiska produkter), Торговая палата (Kommerskollegium) и др., - каждая из которых выполняет свои задачи в соответствующей сфере. Так, например, Финансовая инспекция осуществляет контроль за деятельностью финансовых компаний, которые должны информировать ее обо всех счетах и суммах, которые были заморожены на основании введенных санкций, а также обо всех изменениях, которые происходили с этими счетами. В определенных случаях Финансовая комиссия может предоставлять освобождение от замораживания счетов для обеспечения текущего управления. Инспекция по стратегическим товарам осуществляет контроль за экспортом оружия и товаров двойного назначения, рассматривает заявки на получение разрешений на экспорт отдельных товаров и технологий в страны, находящиеся под санкциями. Во внутренней организационной структуре существует специальный отдел по санкциям (Sanktionsgruppen). Согласно § 5 Постановления об инструкции для Инспекции по стратегическим товарам от 26 августа 2010 г. Инспекция выполняет задачи, которые ей поставлены в соответствии с: 1) предписаниями об экономических санкциях, принятыми ЕС; 2) решениями правительства, принятыми во исполнение таких предписаний ЕС; 3) постановлениями правительства, принятыми на основании Закона об отдельных международных санкциях. Торговая палата (Kommerskollegium) является органом по внешней торговле, внутреннему рынку ЕС и торговой политике. Если какая-либо компания желает экспортировать или импортировать товар из государства, в отношении которого наложены международные санкции, то она может подать заявление на освобождение от санкционных мер в Торговую палату. Решение Торговой палаты может быть обжаловано в Административный суд Стокгольма. Агентство по радиационной безопасности является исполнительным агентством, отвечающим за охрану здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующих и неионизирующих излучений, вопросы безопасности и физической защиты при ядерной и иной радиационной деятельности, а также вопросы ядерного нераспространения. В случае введения международных санкций на экспорт ядерных материалов или других ядерных продуктов, материалов, товаров и услуг Агентство приостанавливает выдачу необходимых разрешений тем субъектам, которые подпали под такие международные санкции.
Ситуация: Каковы правила хранения холодного оружия физическими лицами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранные граждане могут ввозить на территорию РФ спортивное холодное клинковое оружие при наличии приглашения для участия в спортивных мероприятиях на основании соответствующего разрешения, выданного Росгвардией или ее территориальным органом. Указанное оружие должно быть вывезено из РФ в сроки, установленные приглашением (ч. 3 ст. 14 Закона N 150-ФЗ; пп. 9 п. 2 Положения, утв. Указом Президента РФ от 30.09.2016 N 510; п. 90(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранные граждане могут ввозить на территорию РФ спортивное холодное клинковое оружие при наличии приглашения для участия в спортивных мероприятиях на основании соответствующего разрешения, выданного Росгвардией или ее территориальным органом. Указанное оружие должно быть вывезено из РФ в сроки, установленные приглашением (ч. 3 ст. 14 Закона N 150-ФЗ; пп. 9 п. 2 Положения, утв. Указом Президента РФ от 30.09.2016 N 510; п. 90(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814).
Ситуация: Каковы правила хранения огнестрельного оружия и патронов физическими лицами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранные граждане могут ввозить на территорию РФ спортивное огнестрельное оружие при наличии приглашения для участия в спортивных мероприятиях на основании соответствующего разрешения, выданного Росгвардией или ее территориальным органом. Указанное оружие должно быть вывезено из РФ в сроки, установленные приглашением (ч. 3 ст. 14 Закона N 150-ФЗ; пп. 9 п. 2 Положения N 510; п. 90(1) Правил N 814).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранные граждане могут ввозить на территорию РФ спортивное огнестрельное оружие при наличии приглашения для участия в спортивных мероприятиях на основании соответствующего разрешения, выданного Росгвардией или ее территориальным органом. Указанное оружие должно быть вывезено из РФ в сроки, установленные приглашением (ч. 3 ст. 14 Закона N 150-ФЗ; пп. 9 п. 2 Положения N 510; п. 90(1) Правил N 814).
"Военно-техническое сотрудничество: правовые вопросы: учебник для магистратуры"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)23. В чем заключаются долгосрочные интересы при экспорте оружия?
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)23. В чем заключаются долгосрочные интересы при экспорте оружия?