Экономическая безопасность России
Подборка наиболее важных документов по запросу Экономическая безопасность России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.3 "Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации" КоАП РФ"Апелляционной коллегией не принимаются доводы таможни о том, что совершенные обществом нарушения требований, регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, посягает на установленный порядок соблюдения запретов и ограничений при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС, в рамках введенных в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС в одностороннем порядке мер нетарифного регулирования, что повлекло возникновение угрозы причинения вреда экономической безопасности Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Миграция и экономическая безопасность России
(Бабоян Л.М.)
("Миграционное право", 2024, N 1)"Миграционное право", 2024, N 1
(Бабоян Л.М.)
("Миграционное право", 2024, N 1)"Миграционное право", 2024, N 1
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208
"О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"1) "экономическая безопасность" - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;
"О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"1) "экономическая безопасность" - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;
Статья: Криминальная обстановка в сфере оборота лома и отходов черных и цветных металлов в металлургической отрасли
(Федорченко А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Федорченко Алексей Васильевич, заместитель начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России по Ульяновской области.
(Федорченко А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Федорченко Алексей Васильевич, заместитель начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России по Ульяновской области.
Статья: Практика ограничения патентных прав в рамках статей 1360 и 1362 Гражданского кодекса РФ
(Полякова А.А., Лысков Н.Б.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)Механизмы ограничения патентных прав без согласия правообладателей являются необходимыми и востребованными средствами в современных условиях формирования экономики и безопасности РФ. Механизмы направлены на выстраивание баланса интересов хозяйствующих субъектов, общества, заинтересованного в обеспечении инновационными разработками, и государства. В статье показано, что российское национальное законодательство соответствует Соглашению ТРИПС в части ограничения патентных прав: статья 1360 Гражданского кодекса РФ разрешает использовать изобретение без согласия патентообладателя в интересах обороны и безопасности, а статья 1362 Гражданского кодекса РФ устанавливает законные основания для выдачи принудительных лицензий. Авторы выделяют два механизма ограничения патентных прав: в виде распоряжения Правительства РФ и выдачи принудительной лицензии судом - и проводят их комплексный анализ. Приведены примеры применения ограничений патентных прав в рамках статей 1360 и 1362 Гражданского кодекса РФ, на основании которых сделан вывод о том, что принудительное лицензирование является сложной и длительной процедурой. В статье обосновано, что оптимальным инструментом обеспечения потребностей в лекарственных средствах является ограничение патентных прав в порядке статьи 1360 Гражданского кодекса РФ. В статье на основе правоприменительной и судебно-арбитражной практики рассматриваются особенности работы каждой юридической модели ограничения патентных прав. Описан механизм ограничения патентных прав без согласия правообладателей в рамках работы подкомиссии по вопросам использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Выявлены основные ошибки, которые допускают заявители при составлении заявок об использовании изобретений, полезных моделей и промышленных образцов без согласия патентообладателей.
(Полякова А.А., Лысков Н.Б.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)Механизмы ограничения патентных прав без согласия правообладателей являются необходимыми и востребованными средствами в современных условиях формирования экономики и безопасности РФ. Механизмы направлены на выстраивание баланса интересов хозяйствующих субъектов, общества, заинтересованного в обеспечении инновационными разработками, и государства. В статье показано, что российское национальное законодательство соответствует Соглашению ТРИПС в части ограничения патентных прав: статья 1360 Гражданского кодекса РФ разрешает использовать изобретение без согласия патентообладателя в интересах обороны и безопасности, а статья 1362 Гражданского кодекса РФ устанавливает законные основания для выдачи принудительных лицензий. Авторы выделяют два механизма ограничения патентных прав: в виде распоряжения Правительства РФ и выдачи принудительной лицензии судом - и проводят их комплексный анализ. Приведены примеры применения ограничений патентных прав в рамках статей 1360 и 1362 Гражданского кодекса РФ, на основании которых сделан вывод о том, что принудительное лицензирование является сложной и длительной процедурой. В статье обосновано, что оптимальным инструментом обеспечения потребностей в лекарственных средствах является ограничение патентных прав в порядке статьи 1360 Гражданского кодекса РФ. В статье на основе правоприменительной и судебно-арбитражной практики рассматриваются особенности работы каждой юридической модели ограничения патентных прав. Описан механизм ограничения патентных прав без согласия правообладателей в рамках работы подкомиссии по вопросам использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Выявлены основные ошибки, которые допускают заявители при составлении заявок об использовании изобретений, полезных моделей и промышленных образцов без согласия патентообладателей.
Статья: Современное понимание искусственного интеллекта: правовой аспект
(Карцхия А.А., Ивлиев Г.П.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации <3> технологии искусственного интеллекта служат важным инструментом реализации государственной политики в сфере (а) обеспечения информационной безопасности страны в целях укрепления суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве, (б) обеспечения экономической безопасности Российской Федерации путем повышения производительности труда с использованием технологий ИИ, а также (в) достижения целей научно-технологического развития России путем "развития перспективных высоких технологий искусственного интеллекта наряду с нанотехнологиями и робототехникой, медицинскими, биологическими, технологиями генной инженерии, информационно-коммуникационными, квантовыми технологиями, технологиями обработки больших данных, энергетическими, лазерными, аддитивными, когнитивными, природоподобными технологиями, включая технологии создания новых материалов, суперкомпьютерных систем".
(Карцхия А.А., Ивлиев Г.П.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации <3> технологии искусственного интеллекта служат важным инструментом реализации государственной политики в сфере (а) обеспечения информационной безопасности страны в целях укрепления суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве, (б) обеспечения экономической безопасности Российской Федерации путем повышения производительности труда с использованием технологий ИИ, а также (в) достижения целей научно-технологического развития России путем "развития перспективных высоких технологий искусственного интеллекта наряду с нанотехнологиями и робототехникой, медицинскими, биологическими, технологиями генной инженерии, информационно-коммуникационными, квантовыми технологиями, технологиями обработки больших данных, энергетическими, лазерными, аддитивными, когнитивными, природоподобными технологиями, включая технологии создания новых материалов, суперкомпьютерных систем".
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)<64> См., например: Безруков А.В., Гиздатов А.Р. К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с иными органами публичной власти в сфере обеспечения конституционного правопорядка (на примере Челябинской области) // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. N 4. С. 32 - 39; Трунцевский Ю.В., Ищук Я.Г. Профилактика преступлений органами внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2019. N 1. С. 19 - 23.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)<64> См., например: Безруков А.В., Гиздатов А.Р. К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с иными органами публичной власти в сфере обеспечения конституционного правопорядка (на примере Челябинской области) // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. N 4. С. 32 - 39; Трунцевский Ю.В., Ищук Я.Г. Профилактика преступлений органами внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2019. N 1. С. 19 - 23.
Статья: Выявление зависимости уровня экономической безопасности от борьбы с экономическими преступлениями
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Данилова Р.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)11. Зимин А.В. Проблемы экономической безопасности в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. N 1-1 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-v-rossii (дата обращения: 10.05.2024).
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Данилова Р.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)11. Зимин А.В. Проблемы экономической безопасности в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. N 1-1 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-v-rossii (дата обращения: 10.05.2024).
Статья: Специфика осуществления финансовых операций с иностранными гражданами на территории Российской Федерации
(Кулажников В.В.)
("Современное право", 2025, N 8)1. Акьюлов Р.И. Влияние нелегальной миграции на демографическую и экономическую безопасность России / Р.И. Акьюлов // Дискуссия. 2022. Вып. 110. С. 6 - 14.
(Кулажников В.В.)
("Современное право", 2025, N 8)1. Акьюлов Р.И. Влияние нелегальной миграции на демографическую и экономическую безопасность России / Р.И. Акьюлов // Дискуссия. 2022. Вып. 110. С. 6 - 14.
Ситуация: Какие существуют меры по легализации трудовых отношений?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В целях обеспечения экономической безопасности РФ проводится в том числе работа по легализации трудовых отношений (пп. 28 п. 67 Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400; п. 2.12 Положения, утв. Рострудом 10.09.2018, и пр.).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В целях обеспечения экономической безопасности РФ проводится в том числе работа по легализации трудовых отношений (пп. 28 п. 67 Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400; п. 2.12 Положения, утв. Рострудом 10.09.2018, и пр.).