Экологическое право европЕйского союза
Подборка наиболее важных документов по запросу Экологическое право европЕйского союза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие принципа "загрязнитель платит" в международном экологическом праве
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Ко второй группе относится, например, диссертация Д.С. Боклан, исследующей взаимосвязь международного экологического и экономического права. Автор считает, что принцип "загрязнитель платит" имеет как экологическую, так и экономическую природу, его реализация должна соответствовать принципу экономической недискриминации <13>. О. Милошевич и И. Николич анализируют интеграцию устойчивого развития в экологическое право Европейского союза (далее - ЕС), подчеркивая роль этого принципа <14>.
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Ко второй группе относится, например, диссертация Д.С. Боклан, исследующей взаимосвязь международного экологического и экономического права. Автор считает, что принцип "загрязнитель платит" имеет как экологическую, так и экономическую природу, его реализация должна соответствовать принципу экономической недискриминации <13>. О. Милошевич и И. Николич анализируют интеграцию устойчивого развития в экологическое право Европейского союза (далее - ЕС), подчеркивая роль этого принципа <14>.
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)3. Вылегжанина Е.Е. Основные тенденции развития экологического права Европейского Союза: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Е.Е. Вылегжанина. М., 2005. 36 с.
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)3. Вылегжанина Е.Е. Основные тенденции развития экологического права Европейского Союза: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Е.Е. Вылегжанина. М., 2005. 36 с.
Статья: Основные начала земельного права
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2022, N 1)7. Волков Г.А. Экологическое лицензирование как инструмент реализации экологической политики / Г.А. Волков // Экологическое право. 2016. N 4. С. 5 - 9.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2022, N 1)7. Волков Г.А. Экологическое лицензирование как инструмент реализации экологической политики / Г.А. Волков // Экологическое право. 2016. N 4. С. 5 - 9.
Статья: Правовые формы и средства поддержки внедрения возобновляемых источников энергии
(Вальков В.А.)
("Гражданское право", 2022, N 6)<12> Краснова И.О. Зарубежный опыт правового регулирования использования возобновляемых источников энергии // Экологическое право. 2019. N 4. С. 23 - 29.
(Вальков В.А.)
("Гражданское право", 2022, N 6)<12> Краснова И.О. Зарубежный опыт правового регулирования использования возобновляемых источников энергии // Экологическое право. 2019. N 4. С. 23 - 29.
Статья: Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Многоуровневый характер государственного сопровождения прав и обязанностей возрастает, когда федерация становится частью другого объединения. Конституция Германии устанавливает, что государство, сознавая ответственность перед будущими поколениями, защищает естественные основы жизни (обязанность государства охранять природные памятники, заботиться о сохранении ландшафтов была закреплена в Веймарской Конституции 1919 г.); федеральные земли также закрепили положение об обязанности сохранять естественные основы жизни как одну из целей государства. ФРГ участвует в выполнении землями их задач, если эти задачи имеют значение для всего общества и участие Федерации необходимо для улучшения жизненных условий, в частности аграрной структуры, защиты береговой линии. Европейский суд признал ответственность ФРГ за состояние природоохранной деятельности земель в случаях трансграничного загрязнения последними прилегающих территорий других стран; согласно Постановлению Европейского союза от 29 июня 1993 г. о добровольном участии предприятий в общей системе экологического контроля, аудита (применяется непосредственно и имеет силу закона, минующего требования национального законодательства) контрольные полномочия земель уменьшаются, если исполнение экологических обязательств, обязанностей предприятий подтверждается независимыми экспертами.
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Многоуровневый характер государственного сопровождения прав и обязанностей возрастает, когда федерация становится частью другого объединения. Конституция Германии устанавливает, что государство, сознавая ответственность перед будущими поколениями, защищает естественные основы жизни (обязанность государства охранять природные памятники, заботиться о сохранении ландшафтов была закреплена в Веймарской Конституции 1919 г.); федеральные земли также закрепили положение об обязанности сохранять естественные основы жизни как одну из целей государства. ФРГ участвует в выполнении землями их задач, если эти задачи имеют значение для всего общества и участие Федерации необходимо для улучшения жизненных условий, в частности аграрной структуры, защиты береговой линии. Европейский суд признал ответственность ФРГ за состояние природоохранной деятельности земель в случаях трансграничного загрязнения последними прилегающих территорий других стран; согласно Постановлению Европейского союза от 29 июня 1993 г. о добровольном участии предприятий в общей системе экологического контроля, аудита (применяется непосредственно и имеет силу закона, минующего требования национального законодательства) контрольные полномочия земель уменьшаются, если исполнение экологических обязательств, обязанностей предприятий подтверждается независимыми экспертами.
Статья: Экологический риск, экологический вред и страхование: гражданское и экологическое законодательство и правоприменение в Российской Федерации
(Болтанова Е.С., Кратенко М.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)<27> См.: Бринчук М.М. Эколого-правовая ответственность - самостоятельный вид ответственности // Lex Russica. 2016. N 6. С. 26 - 27; Кодолова А.В. Правовая природа ответственности за экологический ущерб в России и Европейском союзе: сравнительно-правовой анализ // Экологическое право. 2018. N 2. С. 27 - 28.
(Болтанова Е.С., Кратенко М.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)<27> См.: Бринчук М.М. Эколого-правовая ответственность - самостоятельный вид ответственности // Lex Russica. 2016. N 6. С. 26 - 27; Кодолова А.В. Правовая природа ответственности за экологический ущерб в России и Европейском союзе: сравнительно-правовой анализ // Экологическое право. 2018. N 2. С. 27 - 28.
Статья: Утечка нефти и экологическая безопасность: проблемы совершенствования российского законодательства
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2020, N 6)2. Брославский Л.И. Экология и охрана окружающей среды. Законы и реалии в России, США, Евросоюзе: монография / Л.И. Брославский. Москва: ИНФРА-М, 2018. 579 с.
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2020, N 6)2. Брославский Л.И. Экология и охрана окружающей среды. Законы и реалии в России, США, Евросоюзе: монография / Л.И. Брославский. Москва: ИНФРА-М, 2018. 579 с.
Статья: "Озеленение" полетов: как экологизация правового регулирования воздушных сообщений влияет на международное воздушное право?
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Статья посвящена анализу влияния экологизации правового регулирования воздушных сообщений на современное международное воздушное право. Основное внимание уделено Системе компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA), разработанной Международной организацией гражданской авиации, и ее взаимодействию с международным экологическим правом. Цель исследования - определить, как экологизация авиации трансформирует традиционные нормы международного воздушного права, а также выявить возникающие правовые коллизии и институциональные противоречия. Автор ставит задачи изучить фрагментацию международного права в контексте CORSIA, определить юридическую силу стандартов Международной организации гражданской авиации и оценить соотношение региональных и универсальных механизмов регулирования. Методологическую основу работы составляют формально-юридический и сравнительно-правовой методы; при изучении доктринальных источников, практики международных организаций и судебных органов применялся системный подход. Особое внимание уделено Консультативному заключению Международного трибунала по морскому праву об изменении климата, которое прояснило юридическую силу Приложений к Чикагской конвенции. Логика рассуждений строится вокруг трех ключевых вопросов. Во-первых, автор рассматривает взаимодействие международного воздушного и экологического права, отмечая, что CORSIA, несмотря на попытки гармонизации двух отраслей международного права, создает нормативные коллизии, особенно в части принципов дифференцированной ответственности и недискриминации. Во-вторых, исследуется юридическая сила CORSIA как Приложения к Чикагской конвенции. В-третьих, анализируется конфликт между экологическими инициативами Европейского союза и универсальными нормами международного воздушного права, который наиболее четко прослеживается в решении Суда Европейского союза по вопросу об экстерриториальном применении системы торговли на выбросы в области авиации. По результатам исследования автор приходит к выводу, что CORSIA является достаточно успешной попыткой установления баланса между противоречащими ценностями международного экологического и международного воздушного права. Вместе с тем эффективность CORSIA будет зависеть от политической воли отдельных государств, так как Приложения к Чикагской конвенции per se не устанавливают международно-правовых обязательств. Автор, исходя из анализа экологических инициатив Европейского союза, констатирует, что региональные механизмы экологизации воздушных сообщений могут содержать обязательства, противоречащие универсальному международному воздушному праву. В этой связи перед международным сообществом стоит задача по гармонизации универсальных и региональных механизмов сокращения выбросов углекислого газа от гражданской авиации.
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Статья посвящена анализу влияния экологизации правового регулирования воздушных сообщений на современное международное воздушное право. Основное внимание уделено Системе компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA), разработанной Международной организацией гражданской авиации, и ее взаимодействию с международным экологическим правом. Цель исследования - определить, как экологизация авиации трансформирует традиционные нормы международного воздушного права, а также выявить возникающие правовые коллизии и институциональные противоречия. Автор ставит задачи изучить фрагментацию международного права в контексте CORSIA, определить юридическую силу стандартов Международной организации гражданской авиации и оценить соотношение региональных и универсальных механизмов регулирования. Методологическую основу работы составляют формально-юридический и сравнительно-правовой методы; при изучении доктринальных источников, практики международных организаций и судебных органов применялся системный подход. Особое внимание уделено Консультативному заключению Международного трибунала по морскому праву об изменении климата, которое прояснило юридическую силу Приложений к Чикагской конвенции. Логика рассуждений строится вокруг трех ключевых вопросов. Во-первых, автор рассматривает взаимодействие международного воздушного и экологического права, отмечая, что CORSIA, несмотря на попытки гармонизации двух отраслей международного права, создает нормативные коллизии, особенно в части принципов дифференцированной ответственности и недискриминации. Во-вторых, исследуется юридическая сила CORSIA как Приложения к Чикагской конвенции. В-третьих, анализируется конфликт между экологическими инициативами Европейского союза и универсальными нормами международного воздушного права, который наиболее четко прослеживается в решении Суда Европейского союза по вопросу об экстерриториальном применении системы торговли на выбросы в области авиации. По результатам исследования автор приходит к выводу, что CORSIA является достаточно успешной попыткой установления баланса между противоречащими ценностями международного экологического и международного воздушного права. Вместе с тем эффективность CORSIA будет зависеть от политической воли отдельных государств, так как Приложения к Чикагской конвенции per se не устанавливают международно-правовых обязательств. Автор, исходя из анализа экологических инициатив Европейского союза, констатирует, что региональные механизмы экологизации воздушных сообщений могут содержать обязательства, противоречащие универсальному международному воздушному праву. В этой связи перед международным сообществом стоит задача по гармонизации универсальных и региональных механизмов сокращения выбросов углекислого газа от гражданской авиации.
Статья: Тенденции развития зарубежного законодательства об охране окружающей среды
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Европа. Исследование правопорядков вышеуказанных европейских государств начнем с истории их образования. До начала 1990-х гг. они входили в состав федераций - Чехословакии (ЧСФР) и Югославии (СФРЮ), процесс распада которых разительно отличался. Если разделение Чехословакии на два государства, так называемый бархатный развод, произошло мирно, то распад Югославии длился долго по причине серьезных политических и национальных конфликтов. Образовавшиеся после распада федераций суверенные государства в разное время приступили к созданию национального экологического законодательства. В XXI в. большинство государств (кроме Сербии) были приняты в Европейский союз, поэтому законодатели стран - членов ЕС - Чехии, Словакии, Словении и Хорватии, а также кандидата в члены ЕС Сербии при разработке природоохранного законодательства помимо геополитических интересов своих государств руководствуются правом ЕС. Основными регуляторами охраны окружающей среды в большинстве европейских стран являются законы об окружающей среде <3>.
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Европа. Исследование правопорядков вышеуказанных европейских государств начнем с истории их образования. До начала 1990-х гг. они входили в состав федераций - Чехословакии (ЧСФР) и Югославии (СФРЮ), процесс распада которых разительно отличался. Если разделение Чехословакии на два государства, так называемый бархатный развод, произошло мирно, то распад Югославии длился долго по причине серьезных политических и национальных конфликтов. Образовавшиеся после распада федераций суверенные государства в разное время приступили к созданию национального экологического законодательства. В XXI в. большинство государств (кроме Сербии) были приняты в Европейский союз, поэтому законодатели стран - членов ЕС - Чехии, Словакии, Словении и Хорватии, а также кандидата в члены ЕС Сербии при разработке природоохранного законодательства помимо геополитических интересов своих государств руководствуются правом ЕС. Основными регуляторами охраны окружающей среды в большинстве европейских стран являются законы об окружающей среде <3>.
Статья: Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении восстановления окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)В настоящее время в отечественном и зарубежном экологическом праве наметилась тенденция на урегулирование отношений, связанных с восстановлением окружающей среды. Организация Объединенных Наций провозгласила Десятилетие ООН по восстановлению экосистем с 2021 по 2030 годы и определила приоритетным оздоровление экологических систем <1>. Председательство Европейского Союза приняло Регламент восстановления природы, содержащий перечень мер по восстановлению не менее 20% территории суши и моря ЕС к 2030 году и всех экосистем, нуждающихся в восстановлении, к 2050 году.
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)В настоящее время в отечественном и зарубежном экологическом праве наметилась тенденция на урегулирование отношений, связанных с восстановлением окружающей среды. Организация Объединенных Наций провозгласила Десятилетие ООН по восстановлению экосистем с 2021 по 2030 годы и определила приоритетным оздоровление экологических систем <1>. Председательство Европейского Союза приняло Регламент восстановления природы, содержащий перечень мер по восстановлению не менее 20% территории суши и моря ЕС к 2030 году и всех экосистем, нуждающихся в восстановлении, к 2050 году.
Статья: Национальная система пространственных данных в механизме информационного обеспечения государственного экологического управления: организационно-правовой аспект
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2022, N 6)<5> См.: Третьякова А.А. Экологические права граждан в государствах - членах Европейского союза: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2022, N 6)<5> См.: Третьякова А.А. Экологические права граждан в государствах - членах Европейского союза: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
Статья: Благоприятная окружающая среда как правовая категория
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2021, N 2)4. Брославский Л.И. России нужен закон о возмещении экологического вреда / Л.И. Брославский // Экологическое право. 2020. N 3. С. 38 - 44.
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2021, N 2)4. Брославский Л.И. России нужен закон о возмещении экологического вреда / Л.И. Брославский // Экологическое право. 2020. N 3. С. 38 - 44.