Экологические инновации
Подборка наиболее важных документов по запросу Экологические инновации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 51 "Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления" Федерального закона "Об охране окружающей среды""Вместе с тем сам факт бесконтрольного доступа к отходам IV класса опасности, которые принадлежали ООО "Экологические инновации" (ИНН 4221021140) лиц, не работающих в данном предприятии, однозначно указывает и свидетельствует о наличии вины и прямом нарушении требований ст. 210 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 "Отходы как объект права собственности" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Вместе с тем сам факт бесконтрольного доступа к отходам IV класса опасности, которые принадлежали ООО "Экологические инновации" (ИНН 4221021140) лиц, не работающих в данном предприятии, однозначно указывает и свидетельствует о наличии вины и прямом нарушении требований ст. 210 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: ESG-принципы и гринвошинг: правовые проблемы дифференциации
(Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Как справедливо отмечала С.А. Липина, "все современные экономические процессы зарубежных экономически развитых стран в силу сложившейся экологической ситуации сопровождаются "экологическими инновациями" или "зелеными решениями", данный прогрессивный фактор изменений в экономике и общественных отношениях является глобальным и носит всеобщий характер" <1>. При этом "фактор преобразований эколого-ориентированного типа в экономике связан во многом с климатической повесткой в части борьбы с глобальным потеплением и снижением эмиссии техногенного углекислого газа. В мировой практике можно наблюдать создание эффективных институтов, механизмов, критериев ESG (environmental - окружающая среда, social - социальная среда, governance - управление) для поддержания экологических, климатических инновационных инициатив" <2>.
(Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Как справедливо отмечала С.А. Липина, "все современные экономические процессы зарубежных экономически развитых стран в силу сложившейся экологической ситуации сопровождаются "экологическими инновациями" или "зелеными решениями", данный прогрессивный фактор изменений в экономике и общественных отношениях является глобальным и носит всеобщий характер" <1>. При этом "фактор преобразований эколого-ориентированного типа в экономике связан во многом с климатической повесткой в части борьбы с глобальным потеплением и снижением эмиссии техногенного углекислого газа. В мировой практике можно наблюдать создание эффективных институтов, механизмов, критериев ESG (environmental - окружающая среда, social - социальная среда, governance - управление) для поддержания экологических, климатических инновационных инициатив" <2>.
Статья: Современные тенденции развития права интеллектуальной собственности
(Нечаева Ю.С.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 1)Эксперты отмечают, что сбор данных по экологическим инновациям в России затруднен и в целом наблюдается достаточно низкая активность в сфере экологических изобретений (1% от общего числа изобретений) [2. С. 22]. Вероятно, это связано с отсутствием специализированной базы данных о "зеленых" патентах и недостаточной работе по популяризации и продвижению мероприятий по улучшению экологического состояния в стране.
(Нечаева Ю.С.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 1)Эксперты отмечают, что сбор данных по экологическим инновациям в России затруднен и в целом наблюдается достаточно низкая активность в сфере экологических изобретений (1% от общего числа изобретений) [2. С. 22]. Вероятно, это связано с отсутствием специализированной базы данных о "зеленых" патентах и недостаточной работе по популяризации и продвижению мероприятий по улучшению экологического состояния в стране.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 14.11.2017 N 754
"Об утверждении Комплексной системы статистических показателей охраны окружающей среды в Российской Федерации с учетом международных рекомендаций"12.5. Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями
"Об утверждении Комплексной системы статистических показателей охраны окружающей среды в Российской Федерации с учетом международных рекомендаций"12.5. Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями
"ГОСТ Р 55267-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы экологического менеджмента. Рекомендации по применению при разработке и освоении инновационной продукции"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1398-ст)4 Рекомендации по применению систем экологического менеджмента при разработке и освоении инновационной продукции
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1398-ст)4 Рекомендации по применению систем экологического менеджмента при разработке и освоении инновационной продукции
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Наиболее популярной в современной научной литературе является идея экологизации налоговой системы, основанная на перераспределении налоговой нагрузки между средствами производства. Ее суть заключается в централизованно инициированном переносе налоговой нагрузки с труда на землю и капитал, которые считаются источниками угроз экологической безопасности. Предполагается, что перенос налоговой нагрузки на источники наибольшего негативного воздействия на окружающую среду должен снижать или отменять налоги на доходы физических лиц, социальное обеспечение и пенсионные отчисления, одновременно увеличивая налоговую нагрузку на добычу и использование природных ресурсов, негативное воздействие на окружающую среду и/или повышая пошлины на импортируемые потенциально экологически вредные товары, а также увеличивая целевые налоговые поступления и объемы резервов ресурсов, предназначенных для компенсации возможных негативных последствий финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Подобные меры в теории позволяют не только сократить нагрузку на работодателей, повысить оплату труда и создать новые рабочие места, но и компенсировать недополученные доходы бюджета при снижении негативного воздействия на окружающую среду. Целесообразности переноса налоговой нагрузки с мобильных факторов производства (труда) на экологические показатели посвящены исследования Д.М. Астанина <4>, А. Карян [10], Л.А. Мочаловой, Д.А. Гриненко [11], Н.С. Трусовой [12], Н.Н. Яшаловой <5>. Предполагается, что для налогоплательщика должны быть изменены только пропорции уплачиваемых налогов за счет изменения ставок и/или налоговой базы, а общая налоговая нагрузка для него не должна измениться. Теоретически такого рода взаимосбалансированность налогов позволяет обеспечить "двойной выигрыш", или "двойной дивиденд" - обеспечение экономического роста (в период кризиса - экономической стабилизации) при одновременном сокращении вредного воздействия на окружающую среду. Льготное налогообложение фонда оплаты труда содействует привлечению квалифицированных специалистов к проведению инновационных разработок в частном секторе. При этом снижение налоговой нагрузки должно быть увязано с достигнутым предприятием уровнем инновационной активности, то есть максимальные льготы получают предприятия, обеспечившие успешное применение результатов НИОКР для целей экологической безопасности [13]. В частности, Л.Я. Маршавина и А.В. Князева [14] придерживаются мнения о возможности стимулирования инноваций, в том числе экологических, путем изменения в пропорциях налогообложения, а также ввода и усиления экологических налогов, гнет которых будет ослабевать по мере применения налогоплательщиками экологически безопасных технологий, ввода в эксплуатацию очистных сооружений и оборудования, минимизирующих угрозы экологической безопасности [15].
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Наиболее популярной в современной научной литературе является идея экологизации налоговой системы, основанная на перераспределении налоговой нагрузки между средствами производства. Ее суть заключается в централизованно инициированном переносе налоговой нагрузки с труда на землю и капитал, которые считаются источниками угроз экологической безопасности. Предполагается, что перенос налоговой нагрузки на источники наибольшего негативного воздействия на окружающую среду должен снижать или отменять налоги на доходы физических лиц, социальное обеспечение и пенсионные отчисления, одновременно увеличивая налоговую нагрузку на добычу и использование природных ресурсов, негативное воздействие на окружающую среду и/или повышая пошлины на импортируемые потенциально экологически вредные товары, а также увеличивая целевые налоговые поступления и объемы резервов ресурсов, предназначенных для компенсации возможных негативных последствий финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Подобные меры в теории позволяют не только сократить нагрузку на работодателей, повысить оплату труда и создать новые рабочие места, но и компенсировать недополученные доходы бюджета при снижении негативного воздействия на окружающую среду. Целесообразности переноса налоговой нагрузки с мобильных факторов производства (труда) на экологические показатели посвящены исследования Д.М. Астанина <4>, А. Карян [10], Л.А. Мочаловой, Д.А. Гриненко [11], Н.С. Трусовой [12], Н.Н. Яшаловой <5>. Предполагается, что для налогоплательщика должны быть изменены только пропорции уплачиваемых налогов за счет изменения ставок и/или налоговой базы, а общая налоговая нагрузка для него не должна измениться. Теоретически такого рода взаимосбалансированность налогов позволяет обеспечить "двойной выигрыш", или "двойной дивиденд" - обеспечение экономического роста (в период кризиса - экономической стабилизации) при одновременном сокращении вредного воздействия на окружающую среду. Льготное налогообложение фонда оплаты труда содействует привлечению квалифицированных специалистов к проведению инновационных разработок в частном секторе. При этом снижение налоговой нагрузки должно быть увязано с достигнутым предприятием уровнем инновационной активности, то есть максимальные льготы получают предприятия, обеспечившие успешное применение результатов НИОКР для целей экологической безопасности [13]. В частности, Л.Я. Маршавина и А.В. Князева [14] придерживаются мнения о возможности стимулирования инноваций, в том числе экологических, путем изменения в пропорциях налогообложения, а также ввода и усиления экологических налогов, гнет которых будет ослабевать по мере применения налогоплательщиками экологически безопасных технологий, ввода в эксплуатацию очистных сооружений и оборудования, минимизирующих угрозы экологической безопасности [15].
Готовое решение: Как заполнить форму N 4-инновация за 2023 г.
(КонсультантПлюс, 2024)Строка 210 заполняется, только если код 1 есть в любой из строк 201 - 209. По строке 210 укажите код 1 при наличии инноваций, направленных на улучшение экологии и осуществляемых в рамках завершенных инноваций. Если за последние три года у вас не было таких инноваций, проставьте код 2.
(КонсультантПлюс, 2024)Строка 210 заполняется, только если код 1 есть в любой из строк 201 - 209. По строке 210 укажите код 1 при наличии инноваций, направленных на улучшение экологии и осуществляемых в рамках завершенных инноваций. Если за последние три года у вас не было таких инноваций, проставьте код 2.
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Переход России к "зеленой" экономике является одной из главных стратегических целей страны, о чем неоднократно было заявлено во многих политико-правовых документах. Общепринятого определения "зеленой" экономики до сих пор не сложилось, однако можно предположить, что речь идет о новой модели экономического развития, ориентированной на совмещение задач экономического роста и охраны окружающей среды путем минимизации промышленного и иного хозяйственного воздействия на природу и решения ряда социальных задач (появление новых рабочих мест, развитие экологического образования и т.д.). Данная концепция предполагает переход к низкоуглеродной и ресурсно-эффективной экономике, стимулирует экологические инновации, а также увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергосистеме конкретного государства. Основное внимание достижению целей данной концепции уделено на федеральном уровне, например в п. 80 Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" или Постановлении Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. N 1587 (ред. от 11.03.2023), которым были утверждены критерии проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития и требования к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации. Много внимания уделяется этому вопросу и на региональном уровне, например в стратегии социально-экономического развития соответствующего региона <2>. В связи с этим возникает вопрос о том, должны ли вносить органы местного самоуправления свой вклад в общегосударственную задачу перехода РФ к "зеленой" экономике, и если да, то в чем он состоит?
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Переход России к "зеленой" экономике является одной из главных стратегических целей страны, о чем неоднократно было заявлено во многих политико-правовых документах. Общепринятого определения "зеленой" экономики до сих пор не сложилось, однако можно предположить, что речь идет о новой модели экономического развития, ориентированной на совмещение задач экономического роста и охраны окружающей среды путем минимизации промышленного и иного хозяйственного воздействия на природу и решения ряда социальных задач (появление новых рабочих мест, развитие экологического образования и т.д.). Данная концепция предполагает переход к низкоуглеродной и ресурсно-эффективной экономике, стимулирует экологические инновации, а также увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергосистеме конкретного государства. Основное внимание достижению целей данной концепции уделено на федеральном уровне, например в п. 80 Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" или Постановлении Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. N 1587 (ред. от 11.03.2023), которым были утверждены критерии проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития и требования к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации. Много внимания уделяется этому вопросу и на региональном уровне, например в стратегии социально-экономического развития соответствующего региона <2>. В связи с этим возникает вопрос о том, должны ли вносить органы местного самоуправления свой вклад в общегосударственную задачу перехода РФ к "зеленой" экономике, и если да, то в чем он состоит?
Готовое решение: Как заполнить форму N 4-инновация
(КонсультантПлюс, 2025)Раздел 16 заполняйте, если в течение последних трех лет вы осуществляли продуктовые и (или) процессные инновации, направленные на улучшение экологии (вы указали код "1" в строке 210). Делать это нужно один раз в два года за нечетные годы. Руководствуйтесь п. п. 72 - 76 Указаний. Отметьте преимущества для вашей организации, которые возникли благодаря завершенным инновациям, улучшающим экологию.
(КонсультантПлюс, 2025)Раздел 16 заполняйте, если в течение последних трех лет вы осуществляли продуктовые и (или) процессные инновации, направленные на улучшение экологии (вы указали код "1" в строке 210). Делать это нужно один раз в два года за нечетные годы. Руководствуйтесь п. п. 72 - 76 Указаний. Отметьте преимущества для вашей организации, которые возникли благодаря завершенным инновациям, улучшающим экологию.
Статья: Опыт применения интегрированной отчетности на примере зарубежных стран
(Дятлова А.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)- перспективы: долгосрочные прогнозы, включая инновации и экологические инициативы;
(Дятлова А.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)- перспективы: долгосрочные прогнозы, включая инновации и экологические инициативы;
Статья: Система субъектов финансового права: от традиционных форм к гибридным моделям
(Неижкаша И.С.)
("Финансовое право", 2025, N 5)К ним мы можем отнести, во-первых, публично-правовые компании, учреждаемые в соответствии с законом или указами Президента РФ, такие как: Фонд развития территорий <11>, Единый регулятор азартных игр <12>, Единый заказчик в сфере строительства <13>, Роскадастр <14>, Российский экологический оператор <15>, Военно-строительная компания <16>. Перечисленные организации создаются для решения стратегических задач, таких как развитие территорий, поддержка инноваций, экологическая безопасность. При этом они осуществляют и функции государственного управления, и коммерческую деятельность, сочетая в своем статусе публично-правовые и частноправовые элементы.
(Неижкаша И.С.)
("Финансовое право", 2025, N 5)К ним мы можем отнести, во-первых, публично-правовые компании, учреждаемые в соответствии с законом или указами Президента РФ, такие как: Фонд развития территорий <11>, Единый регулятор азартных игр <12>, Единый заказчик в сфере строительства <13>, Роскадастр <14>, Российский экологический оператор <15>, Военно-строительная компания <16>. Перечисленные организации создаются для решения стратегических задач, таких как развитие территорий, поддержка инноваций, экологическая безопасность. При этом они осуществляют и функции государственного управления, и коммерческую деятельность, сочетая в своем статусе публично-правовые и частноправовые элементы.