Экологическая функция государства
Подборка наиболее важных документов по запросу Экологическая функция государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о полицейской функции государства
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н.)
("Современное право", 2024, N 2)Функции государства - это устойчивые направления его деятельности, которые необходимы государству в текущей ситуации его государственного строительства, а также нужны для прогрессивного и перспективного развития общества. Функции государства - конструктивно сложный феномен. Как отметила И.Л. Бачило, "в функциях государства определены его цели в самой общей форме" [3, с. 32]. Появление той или иной функции государства вызывается объективными потребностями социального и экономического развития. Так, в древних государствах не было потребности, например, в экологической функции. Сейчас ситуация изменилась. Бездумное варварское природопользование, которое осуществлялось на протяжении многих десятилетий XX века, техногенные и экологические катастрофы вызвали потребность обратить внимание на проблему охраны окружающей среды и тем самым закрепить за государством "экологическую функцию". М.А. Лапина отмечает, что "экологическая функция государства - это основное направление его деятельности в экологической сфере, касающееся обеспечения рационального природопользования, охраны окружающей среды, а также затрагивающее вопросы обеспечения экологической безопасности" [12, с. 13].
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н.)
("Современное право", 2024, N 2)Функции государства - это устойчивые направления его деятельности, которые необходимы государству в текущей ситуации его государственного строительства, а также нужны для прогрессивного и перспективного развития общества. Функции государства - конструктивно сложный феномен. Как отметила И.Л. Бачило, "в функциях государства определены его цели в самой общей форме" [3, с. 32]. Появление той или иной функции государства вызывается объективными потребностями социального и экономического развития. Так, в древних государствах не было потребности, например, в экологической функции. Сейчас ситуация изменилась. Бездумное варварское природопользование, которое осуществлялось на протяжении многих десятилетий XX века, техногенные и экологические катастрофы вызвали потребность обратить внимание на проблему охраны окружающей среды и тем самым закрепить за государством "экологическую функцию". М.А. Лапина отмечает, что "экологическая функция государства - это основное направление его деятельности в экологической сфере, касающееся обеспечения рационального природопользования, охраны окружающей среды, а также затрагивающее вопросы обеспечения экологической безопасности" [12, с. 13].
Статья: Политико-правовые аспекты реализации экологических требований органами местного самоуправления
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Так, Конституционный Суд в очередной раз подчеркнул, что вопросы обеспечения охраны окружающей среды, включая вопросы ликвидации несанкционированных свалок, являются сферой совместной ответственности всех уровней публичной власти. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с главной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Так, Конституционный Суд в очередной раз подчеркнул, что вопросы обеспечения охраны окружающей среды, включая вопросы ликвидации несанкционированных свалок, являются сферой совместной ответственности всех уровней публичной власти. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с главной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Нормативные акты
Приказ Ростехнадзора от 07.06.2013 N 248
(ред. от 09.10.2017)
"Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2013 N 29174)Зарегистрировано в Минюсте России 25 июля 2013 г. N 29174
(ред. от 09.10.2017)
"Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2013 N 29174)Зарегистрировано в Минюсте России 25 июля 2013 г. N 29174
Распоряжение Ростехнадзора от 23.07.2009 N 45-рп
"Об исполнении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV классов опасности"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
"Об исполнении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV классов опасности"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
Статья: Побочные продукты животноводства: приняты новые документы
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)В данном случае федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии, а также земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)В данном случае федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии, а также земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Статья: Проблемы соотношения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
(Будникова Ю.Е.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Данное суждение следует признать абсолютно справедливым, поскольку его подтверждают существующие сегодня различные виды предпринимательства, возникающие для обслуживания общественных нужд. К примеру, деятельность кадастровых инженеров, которая является стопроцентно предпринимательской, но при этом основной целью ее служит не получение прибыли, а обеспечение подготовки документов для исполнения государственной функции по постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет и может осуществляться лишь индивидуальными предпринимателями и работниками юридического лица, в основном коммерческих организаций. Деятельность в сфере утилизации отходов производства и потребления также носит коммерческий характер, мало того, сегодня она стала очень доходным бизнесом, но при этом главной ее задачей является выполнение экологической функции государства.
(Будникова Ю.Е.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Данное суждение следует признать абсолютно справедливым, поскольку его подтверждают существующие сегодня различные виды предпринимательства, возникающие для обслуживания общественных нужд. К примеру, деятельность кадастровых инженеров, которая является стопроцентно предпринимательской, но при этом основной целью ее служит не получение прибыли, а обеспечение подготовки документов для исполнения государственной функции по постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет и может осуществляться лишь индивидуальными предпринимателями и работниками юридического лица, в основном коммерческих организаций. Деятельность в сфере утилизации отходов производства и потребления также носит коммерческий характер, мало того, сегодня она стала очень доходным бизнесом, но при этом главной ее задачей является выполнение экологической функции государства.
Статья: Проблемы обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности в Республике Беларусь
(Хотько О.А.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<4> См.: Абанина Е.Н. Принципы экологической безопасности // Вестн. Саратов. гос. юрид. академии. 2019. N 4. С. 259 - 264; Духно Н.А. Экологическая безопасность и транспорт // Транспортное право и безопасность. 2019. N 2. С. 63 - 76; Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации. М.: Проспект, 2017; Карпович Н.А. Экологическая функция государства: в 2 ч. Ч. 2. Минск: РИВШ, 2011.
(Хотько О.А.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<4> См.: Абанина Е.Н. Принципы экологической безопасности // Вестн. Саратов. гос. юрид. академии. 2019. N 4. С. 259 - 264; Духно Н.А. Экологическая безопасность и транспорт // Транспортное право и безопасность. 2019. N 2. С. 63 - 76; Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации. М.: Проспект, 2017; Карпович Н.А. Экологическая функция государства: в 2 ч. Ч. 2. Минск: РИВШ, 2011.
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Суммируя сказанное, приходим к выводу, что задача обеспечения экологической безопасности России признана одной из основных экологических функций государства. Однако, несмотря на значительное количество стратегических документов, определяющих основу государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, единые представления о формировании системы законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности отсутствуют.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Суммируя сказанное, приходим к выводу, что задача обеспечения экологической безопасности России признана одной из основных экологических функций государства. Однако, несмотря на значительное количество стратегических документов, определяющих основу государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, единые представления о формировании системы законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности отсутствуют.
Статья: Актуальные вопросы развития экологического законодательства в контексте реализации научно-технической политики Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Учитывая значение сбережения природы и окружающей среды в качестве одной из основ конституционного строя России и одновременно глобальной задачи человечества <22>, в рамках реализации экологической функции государство исполняет всеобщую обязанность, установленную ст. 58 Конституции России, а также обеспечивает свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) и реализует свои полномочия в сфере технического регулирования, стимулирования "углеродной нейтральности" и другие полномочия Российской Федерации, установленные п. "в", "е", "ж", "з", "и", "м" ст. 71 Конституции РФ, а также обеспечивает реализацию конституционных экологических прав человека (ст. 42 Конституции РФ), и, соответственно, такая деятельность в правовом государстве должна регулироваться преимущественно федеральными законами, согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Учитывая значение сбережения природы и окружающей среды в качестве одной из основ конституционного строя России и одновременно глобальной задачи человечества <22>, в рамках реализации экологической функции государство исполняет всеобщую обязанность, установленную ст. 58 Конституции России, а также обеспечивает свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) и реализует свои полномочия в сфере технического регулирования, стимулирования "углеродной нейтральности" и другие полномочия Российской Федерации, установленные п. "в", "е", "ж", "з", "и", "м" ст. 71 Конституции РФ, а также обеспечивает реализацию конституционных экологических прав человека (ст. 42 Конституции РФ), и, соответственно, такая деятельность в правовом государстве должна регулироваться преимущественно федеральными законами, согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ.
Статья: Природоресурсный суверенитет народов России
(Селиванова К.А.)
("Юстиция", 2021, N 3-4)- основы экологической политики и содержание экологической функции государства;
(Селиванова К.А.)
("Юстиция", 2021, N 3-4)- основы экологической политики и содержание экологической функции государства;
Статья: Право публичной собственности на животный мир (конституционно-правовой и гражданско-правовой аспекты)
(Галов В.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Напротив, в данном случае проявляется иная сторона публичной федеральной собственности особого рода, связанная с реализацией экологической функции государства, в виде взыскания с собственника транспортного средства суммы ущерба за гибель животного в соответствии с установленной таксой (Приказ Минприроды России от 8 декабря 2011 г. N 948).
(Галов В.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Напротив, в данном случае проявляется иная сторона публичной федеральной собственности особого рода, связанная с реализацией экологической функции государства, в виде взыскания с собственника транспортного средства суммы ущерба за гибель животного в соответствии с установленной таксой (Приказ Минприроды России от 8 декабря 2011 г. N 948).
Статья: Правотворчество в сфере охраны окружающей среды: общая характеристика состояния и основные тенденции развития
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<2> См., например: Никишин В.В. Экологическое законодательство: правотворчество субъектов Российской Федерации. М., 2004. 269 с.; Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии: монография. М., 2010; Боголюбов С.А. Стратегия и тактика законотворчества при реализации современной экологической политики России // Юридическая техника. 2015. N 9. С. 155 - 163; Гиззатуллин Р.Х. Роль законотворческой деятельности в реализации экологической функции государства: теория и практика // Экологическое право. 2014. N 2. С. 7 - 14.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<2> См., например: Никишин В.В. Экологическое законодательство: правотворчество субъектов Российской Федерации. М., 2004. 269 с.; Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии: монография. М., 2010; Боголюбов С.А. Стратегия и тактика законотворчества при реализации современной экологической политики России // Юридическая техника. 2015. N 9. С. 155 - 163; Гиззатуллин Р.Х. Роль законотворческой деятельности в реализации экологической функции государства: теория и практика // Экологическое право. 2014. N 2. С. 7 - 14.
Статья: Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды: теоретико-правовые аспекты
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2023, N 3)Важнейшей составляющей экологической функции государства, в рамках которой осуществляется экологический мониторинг, является право на получение информации, соответствующей действительности. Информация должна быть доступной, полной и объективной, а также содержащей сведения о предпринимаемых мерах с целью устранения негативных факторов, воздействующих на окружающую среду <4>.
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2023, N 3)Важнейшей составляющей экологической функции государства, в рамках которой осуществляется экологический мониторинг, является право на получение информации, соответствующей действительности. Информация должна быть доступной, полной и объективной, а также содержащей сведения о предпринимаемых мерах с целью устранения негативных факторов, воздействующих на окружающую среду <4>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 3.2 ч. 1 комментируемой статьи в качестве одного из полномочий органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности указано осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.07.2013 N 325 утвержден прилагаемый к настоящему Приказу Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Этот регламент указал, что предметом государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций является соблюдение саморегулируемыми организациями в процессе осуществления деятельности обязательных требований, предъявляемых к саморегулируемым организациям и их деятельности законодательством Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 3.2 ч. 1 комментируемой статьи в качестве одного из полномочий органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности указано осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.07.2013 N 325 утвержден прилагаемый к настоящему Приказу Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Этот регламент указал, что предметом государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций является соблюдение саморегулируемыми организациями в процессе осуществления деятельности обязательных требований, предъявляемых к саморегулируемым организациям и их деятельности законодательством Российской Федерации.