Изучение родного языка
Подборка наиболее важных документов по запросу Изучение родного языка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Очень волнует вопрос сохранения культуры и традиций своего народа, передачи этих знаний нашим детям. Как погрузить детей в культуру, развить их духовно? Какая поддержка оказывается государством в вопросах сохранения и изучения родных языков - это ведь и учебные материалы, и квалифицированные кадры?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2021
Вопрос: Обращения, связанные с изучением государственных языков республик, входящих в состав Российской Федерации, а также изучение предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература", "Русский язык", "Литературное чтение".
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
Ситуация: Каков порядок проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ для учащихся 11-х классов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ЕГЭ по другим предметам: "Биология", "География", "Иностранные языки" (английский, испанский, китайский, немецкий и французский), "Информатика", "История", "Литература", "Обществознание", "Физика", "Химия" - можно сдать добровольно по своему выбору для предоставления результатов при приеме на обучение в вузы. Лицам, изучавшим родной язык (из числа языков народов РФ) и родную литературу при получении среднего общего образования, предоставляется право выбрать экзамен по родному языку и (или) родной литературе (п. 9 Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ЕГЭ по другим предметам: "Биология", "География", "Иностранные языки" (английский, испанский, китайский, немецкий и французский), "Информатика", "История", "Литература", "Обществознание", "Физика", "Химия" - можно сдать добровольно по своему выбору для предоставления результатов при приеме на обучение в вузы. Лицам, изучавшим родной язык (из числа языков народов РФ) и родную литературу при получении среднего общего образования, предоставляется право выбрать экзамен по родному языку и (или) родной литературе (п. 9 Порядка).
Ситуация: Как проводится государственная итоговая аттестация учащихся 9-х классов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в форме, установленной уполномоченными органами власти субъектов РФ, с использованием разработанных ими экзаменационных материалов, - для обучающихся, изучавших родной язык из числа языков народов РФ и литературу народов России на этом языке и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в форме, установленной уполномоченными органами власти субъектов РФ, с использованием разработанных ими экзаменационных материалов, - для обучающихся, изучавших родной язык из числа языков народов РФ и литературу народов России на этом языке и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
Статья: О правовом статусе русского языка на постсоветском пространстве
(Евдокимов В.Б., Ашиткова Т.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)В Кыргызской Республике конституционно (ст. 10) русский язык закреплен в качестве официального. Всем национальным меньшинствам предоставлено право на сохранение и изучение родного языка, гарантировано создание условий для его развития. Однако, несмотря на конституционное положение русского языка как официального и его большое значение в среде межнационального общения, в республике имеют место проявления негласной политики вытеснения русского языка из многих сфер жизни, предпринимаются попытки лишить его официального статуса <5>.
(Евдокимов В.Б., Ашиткова Т.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)В Кыргызской Республике конституционно (ст. 10) русский язык закреплен в качестве официального. Всем национальным меньшинствам предоставлено право на сохранение и изучение родного языка, гарантировано создание условий для его развития. Однако, несмотря на конституционное положение русского языка как официального и его большое значение в среде межнационального общения, в республике имеют место проявления негласной политики вытеснения русского языка из многих сфер жизни, предпринимаются попытки лишить его официального статуса <5>.
Статья: Языковая политика в интересах поддержания культурной и национальной идентичности российских граждан
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Существенной частью государственной национальной политики является языковая политика, которая ориентирована на регулирование общественных отношений в трех основных направлениях: использование языков народов России с целью обеспечения их сохранения и развития; формирование комплекса мер, способствующих применению государственного языка Российской Федерации в официальных сферах общения и расширению его применения в межличностном неофициальном общении (которое правом не регламентируется); обеспечение гарантий по изучению родного языка его носителями и популяризации использования национального (родного) языка в сферах воспитания, творчества, науки. Проведение языковой политики предполагает учет множественности идентичности, в том числе культурной и языковой идентичности, которые могут рассматриваться при определенных условиях не самостоятельно, а в качестве элементов гражданской идентичности.
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Существенной частью государственной национальной политики является языковая политика, которая ориентирована на регулирование общественных отношений в трех основных направлениях: использование языков народов России с целью обеспечения их сохранения и развития; формирование комплекса мер, способствующих применению государственного языка Российской Федерации в официальных сферах общения и расширению его применения в межличностном неофициальном общении (которое правом не регламентируется); обеспечение гарантий по изучению родного языка его носителями и популяризации использования национального (родного) языка в сферах воспитания, творчества, науки. Проведение языковой политики предполагает учет множественности идентичности, в том числе культурной и языковой идентичности, которые могут рассматриваться при определенных условиях не самостоятельно, а в качестве элементов гражданской идентичности.
Ситуация: Какой установлен порядок приема на обучение в школу, в том числе в первый класс?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)родной язык из числа языков народов РФ - в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)родной язык из числа языков народов РФ - в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка;
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1) учебники, допущенные к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, в том числе учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов РФ, изучение родного языка из числа языков народов РФ и литературы народов России на родном языке;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1) учебники, допущенные к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, в том числе учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов РФ, изучение родного языка из числа языков народов РФ и литературы народов России на родном языке;
Статья: Государственный язык как элемент национальной самоидентификации и целостности Российского государства (особенности правового регулирования)
(Кудинов В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)В-четвертых, необходимо создание условий для изучения родного языка в общеобразовательных организациях и учреждениях начального и среднего профессионального образования; обеспечение в случае необходимости официального перевода с русского языка на родной язык населения определенной местности нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных правовых документов, юридических терминов и т.д.
(Кудинов В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)В-четвертых, необходимо создание условий для изучения родного языка в общеобразовательных организациях и учреждениях начального и среднего профессионального образования; обеспечение в случае необходимости официального перевода с русского языка на родной язык населения определенной местности нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных правовых документов, юридических терминов и т.д.
Ситуация: Как перевести ребенка в другую школу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Язык (языки) образования определяется(-ются) локальными нормативными актами принимающей школы. Если ребенок переводится на обучение по образовательным программам начального общего или основного общего образования, на основании заявления родителей (законных представителей) осуществляется свободный выбор языка образования, а также изучаемых родного языка из числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ (ч. 4, 6 ст. 14 Закона N 273-ФЗ; п. 11 Порядка N 240).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Язык (языки) образования определяется(-ются) локальными нормативными актами принимающей школы. Если ребенок переводится на обучение по образовательным программам начального общего или основного общего образования, на основании заявления родителей (законных представителей) осуществляется свободный выбор языка образования, а также изучаемых родного языка из числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ (ч. 4, 6 ст. 14 Закона N 273-ФЗ; п. 11 Порядка N 240).
Статья: Право на образование на родном языке: конституционно-правовое значение
(Драган Л.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Важно также отметить, что российское законодательство предусматривает две формы образования, способствующие сохранению языкового многообразия, - это собственно 1) получение образования на родном языке, а также 2) изучение родного языка как учебного предмета <25>. Несмотря на разное содержание данных правомочий, нельзя не заметить, что оба они преследуют одну цель - обеспечение грамотного и эффективного использование языка, поддержание его устной и письменной нормы на должном уровне, а значит, дальнейшее функционирование языка. Кроме того, право на изучение родного языка напрямую выводится из ч. 3 ст. 68 и опосредованно - из ч. 2 ст. 69 Конституции РФ. Таким образом, для целей настоящего исследования следует рассматривать право на получение образования на родном языке и право на изучение родного языка как два близких и родственных правомочия, служащих общей цели.
(Драган Л.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Важно также отметить, что российское законодательство предусматривает две формы образования, способствующие сохранению языкового многообразия, - это собственно 1) получение образования на родном языке, а также 2) изучение родного языка как учебного предмета <25>. Несмотря на разное содержание данных правомочий, нельзя не заметить, что оба они преследуют одну цель - обеспечение грамотного и эффективного использование языка, поддержание его устной и письменной нормы на должном уровне, а значит, дальнейшее функционирование языка. Кроме того, право на изучение родного языка напрямую выводится из ч. 3 ст. 68 и опосредованно - из ч. 2 ст. 69 Конституции РФ. Таким образом, для целей настоящего исследования следует рассматривать право на получение образования на родном языке и право на изучение родного языка как два близких и родственных правомочия, служащих общей цели.