Изменилось законодательство исполнить обязательство невозможно
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменилось законодательство исполнить обязательство невозможно (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган после принятия решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам налоговой проверки вынес решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа. Налоговый орган мотивировал принятые обеспечительные меры занижением налоговой базы по декларации, превышением доначислений и кредиторской задолженности 50 процентов стоимости имущества должника, снижением финансовых показателей налогоплательщика, наличием исполнительных производств, судебных дел, в которых налогоплательщик выступает в качестве ответчика, неуплатой налога по требованию. Суд признал решение налогового органа законным, указав, что при расчете соотношения стоимости имущества и обязательств налогоплательщика нужно учитывать, что дебиторская задолженность налогоплательщика не является его реальным имуществом, на нее не может быть обращено взыскание в соответствии с налоговым законодательством. Совокупность установленных налоговым органом обстоятельств подтверждает, что непринятие обеспечительных мер может затруднить и сделать невозможным исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности, а последующее изменение задолженности налогоплательщика по исполнительным листам и изменение перечня дел, по которым налогоплательщик является ответчиком, не доказывает обратное.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган после принятия решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам налоговой проверки вынес решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа. Налоговый орган мотивировал принятые обеспечительные меры занижением налоговой базы по декларации, превышением доначислений и кредиторской задолженности 50 процентов стоимости имущества должника, снижением финансовых показателей налогоплательщика, наличием исполнительных производств, судебных дел, в которых налогоплательщик выступает в качестве ответчика, неуплатой налога по требованию. Суд признал решение налогового органа законным, указав, что при расчете соотношения стоимости имущества и обязательств налогоплательщика нужно учитывать, что дебиторская задолженность налогоплательщика не является его реальным имуществом, на нее не может быть обращено взыскание в соответствии с налоговым законодательством. Совокупность установленных налоговым органом обстоятельств подтверждает, что непринятие обеспечительных мер может затруднить и сделать невозможным исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности, а последующее изменение задолженности налогоплательщика по исполнительным листам и изменение перечня дел, по которым налогоплательщик является ответчиком, не доказывает обратное.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового регулирования участия граждан в бюджетном процессе
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Вместе с тем положения законодательства Российской Федерации определяют рамки допустимости вынесения конкретных вопросов местного значения, относящихся к данным группам, на местный референдум. Так, законодательство Российской Федерации о референдуме относит вопрос о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования к числу невозможных к вынесению на местный референдум <17>.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Вместе с тем положения законодательства Российской Федерации определяют рамки допустимости вынесения конкретных вопросов местного значения, относящихся к данным группам, на местный референдум. Так, законодательство Российской Федерации о референдуме относит вопрос о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования к числу невозможных к вынесению на местный референдум <17>.
Статья: Санкции США и Европейского союза как основание неисполнения обязательства: вопросы судебной практики
(Загинайко Ю.Д.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Попытка зафиксировать санкции в качестве форс-мажора предпринималась и на законодательном уровне (законопроект N 92282-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об антисанкционных поправках)).
(Загинайко Ю.Д.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Попытка зафиксировать санкции в качестве форс-мажора предпринималась и на законодательном уровне (законопроект N 92282-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об антисанкционных поправках)).
Нормативные акты
"Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)(viii) правовой риск, который является составляющей операционного риска и связан с убытками, полученными в результате действий законодательных или нормативных органов, которые признают недействительным или иным образом делают невозможным исполнение конечным пользователем или его контрагентом обязательств в соответствии с условиями договора или связанных с ним договоренностей о взаимозачете. Например, правовой риск может возникать вследствие недостаточного или неправильного документального оформления договора; невозможности в принудительном порядке добиться исполнения договоренностей о взаимозачете в случае банкротства; неблагоприятных изменений налогового законодательства или наличия условий в уставе, которые запрещают организациям вкладывать средства в финансовые инструменты определенных видов.
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)(viii) правовой риск, который является составляющей операционного риска и связан с убытками, полученными в результате действий законодательных или нормативных органов, которые признают недействительным или иным образом делают невозможным исполнение конечным пользователем или его контрагентом обязательств в соответствии с условиями договора или связанных с ним договоренностей о взаимозачете. Например, правовой риск может возникать вследствие недостаточного или неправильного документального оформления договора; невозможности в принудительном порядке добиться исполнения договоренностей о взаимозачете в случае банкротства; неблагоприятных изменений налогового законодательства или наличия условий в уставе, которые запрещают организациям вкладывать средства в финансовые инструменты определенных видов.
"Примерный договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации"
(одобрен Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014, протокол N 14)11.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, не несет ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
(одобрен Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014, протокол N 14)11.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, не несет ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
Статья: Заранее оцененные убытки как ключ к пониманию правовой природы договорных условий "бери или плати", а также платы за отказ от договора
(Егоров А.В.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 3)2.4. По мнению А.Г. Карапетова, "пункт 3 ст. 310 ГК РФ законодательно признает институт платы за отказ от исполнения обязательства (или за его изменение), которую в силу условий договора должна уплачивать та сторона, которая решает реализовать предусмотренное законом или договором право на односторонний отказ от исполнения или изменение обязательства. По сути, речь идет о плате за реализацию секундарного (преобразовательного) права" <15>.
(Егоров А.В.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 3)2.4. По мнению А.Г. Карапетова, "пункт 3 ст. 310 ГК РФ законодательно признает институт платы за отказ от исполнения обязательства (или за его изменение), которую в силу условий договора должна уплачивать та сторона, которая решает реализовать предусмотренное законом или договором право на односторонний отказ от исполнения или изменение обязательства. По сути, речь идет о плате за реализацию секундарного (преобразовательного) права" <15>.
Вопрос: В чем заключается суть института индемнити в гражданском праве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Введение в российское гражданское право института возмещения потерь (индемнити) вызвано потребностью участников гражданского оборота при осуществлении ими предпринимательской деятельности применять построенные по принципу indemnity правовые механизмы, отсутствие которых в ГК РФ приводило к использованию ими в отдельных случаях иностранного права, в частности, при структурировании сделок с акциями (долями в уставном капитале) российских хозяйственных обществ. Так, причинами принятия Закона N 42-ФЗ указывалась необходимость предоставления сторонам обязательства возможности распределить риск наступления определенных обстоятельств (Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 11.02.2015 N 2.2-1/602 "По проекту Федерального закона N 47538-6/9 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в гл. 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (повторно ко второму чтению)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Введение в российское гражданское право института возмещения потерь (индемнити) вызвано потребностью участников гражданского оборота при осуществлении ими предпринимательской деятельности применять построенные по принципу indemnity правовые механизмы, отсутствие которых в ГК РФ приводило к использованию ими в отдельных случаях иностранного права, в частности, при структурировании сделок с акциями (долями в уставном капитале) российских хозяйственных обществ. Так, причинами принятия Закона N 42-ФЗ указывалась необходимость предоставления сторонам обязательства возможности распределить риск наступления определенных обстоятельств (Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 11.02.2015 N 2.2-1/602 "По проекту Федерального закона N 47538-6/9 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в гл. 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (повторно ко второму чтению)).
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Известно, что подходы к определению денег как таковых различаются, имеются различные точки зрения и по видовому составу денег. Тем не менее существование частных денег в юридической науке под сомнение в целом не ставится. В связи с этим отмечается, что эмиссия частных денег в настоящий момент осуществляется и без согласия государства и увеличивается в периоды глобальных экономических трансформаций, особенно когда государство не в состоянии проводить адекватную изменяющимся экономическим условиям денежную политику. Установление действенных запретов на эмиссию частных обязательств в законодательном порядке практически невозможно. Соответственно, государство вынуждено приспосабливаться к появлению частных денег, из числа которых в результате рыночной конкуренции в обращении остаются лишь те, которые наиболее эффективно выполняют денежные функции и более полно удовлетворяют потребности субъектов экономики. Однако утверждается, что само существование частных денег не меняет роли государства в организации денежного обращения <1>. В связи с этим уместно обратить внимание на теоретические наработки А.С. Генкина, которые получили изложение в книге "Частные деньги: история и современность". Ученый достоверно обосновал существование наряду с государственными деньгами различных частных валют, выпускаемых локальными эмитентами и различными сообществами. Исследователь выявил сущностные признаки негосударственных денежных инструментов, исследовал их видовое многообразие, при этом не оставил без внимания различные социально-экономические, юридические, фискальные и технологические аспекты их создания и функционирования <2>.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Известно, что подходы к определению денег как таковых различаются, имеются различные точки зрения и по видовому составу денег. Тем не менее существование частных денег в юридической науке под сомнение в целом не ставится. В связи с этим отмечается, что эмиссия частных денег в настоящий момент осуществляется и без согласия государства и увеличивается в периоды глобальных экономических трансформаций, особенно когда государство не в состоянии проводить адекватную изменяющимся экономическим условиям денежную политику. Установление действенных запретов на эмиссию частных обязательств в законодательном порядке практически невозможно. Соответственно, государство вынуждено приспосабливаться к появлению частных денег, из числа которых в результате рыночной конкуренции в обращении остаются лишь те, которые наиболее эффективно выполняют денежные функции и более полно удовлетворяют потребности субъектов экономики. Однако утверждается, что само существование частных денег не меняет роли государства в организации денежного обращения <1>. В связи с этим уместно обратить внимание на теоретические наработки А.С. Генкина, которые получили изложение в книге "Частные деньги: история и современность". Ученый достоверно обосновал существование наряду с государственными деньгами различных частных валют, выпускаемых локальными эмитентами и различными сообществами. Исследователь выявил сущностные признаки негосударственных денежных инструментов, исследовал их видовое многообразие, при этом не оставил без внимания различные социально-экономические, юридические, фискальные и технологические аспекты их создания и функционирования <2>.
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Исследование и анализ субъективных составляющих правоотношения имели приоритетное значение в уголовном и административном праве, в которых субъективный фактор в форме вины представляет собой один из базовых элементов правонарушения, без оценки которого невозможна правильная квалификация содеянного. В уголовном законодательстве вина определяется как отношение лица к своим действиям и их последствиям. В отличие от такой модели, в гражданско-правовых обязательствах отношение субъекта к своим действиям не играет первостепенной роли, за исключением случаев, когда отношения сторон возникли на границе гражданского права с административным <1> или уголовным. К таким правоотношениям относятся обязательства, возникающие вследствие причинения вреда (деликтные обязательства), в которых общим источником ответственности является вина в действиях деликвента. На первый взгляд, гражданско-правовые отношения в рассматриваемой плоскости не связаны с субъективной составляющей, поскольку вина нарушителя, как правило, презюмируется, вследствие чего при неисполнении субъектом договорного обязательства отношение нарушителя к своим действиям в большинстве случаев исследованию не подлежит.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Исследование и анализ субъективных составляющих правоотношения имели приоритетное значение в уголовном и административном праве, в которых субъективный фактор в форме вины представляет собой один из базовых элементов правонарушения, без оценки которого невозможна правильная квалификация содеянного. В уголовном законодательстве вина определяется как отношение лица к своим действиям и их последствиям. В отличие от такой модели, в гражданско-правовых обязательствах отношение субъекта к своим действиям не играет первостепенной роли, за исключением случаев, когда отношения сторон возникли на границе гражданского права с административным <1> или уголовным. К таким правоотношениям относятся обязательства, возникающие вследствие причинения вреда (деликтные обязательства), в которых общим источником ответственности является вина в действиях деликвента. На первый взгляд, гражданско-правовые отношения в рассматриваемой плоскости не связаны с субъективной составляющей, поскольку вина нарушителя, как правило, презюмируется, вследствие чего при неисполнении субъектом договорного обязательства отношение нарушителя к своим действиям в большинстве случаев исследованию не подлежит.
Статья: Тенденции судебной практики в условиях внешнеэкономических ограничений
(Чокорая М.О., Надежин Ю.Ю.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Наконец, стоит отметить законопроект N 92282-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об антисанкционных поправках) <12>. Данным проектом планировалось внести изменения в Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Предлагалось закрепить правовые последствия в случае недружественных действий, которые объективно вызывают невозможность исполнения ранее заключенных обязательств. Среди таких последствий, например, были следующие: обязательство прекращается полностью или в соответствующей части, если исполнение обязательства становится окончательно невозможным; обязательство "замораживается", а лицо не несет ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным; сторона обязательства вправе отказаться от договора (от исполнения договора) в случае, если другая сторона объективно не может временно произвести свое исполнение.
(Чокорая М.О., Надежин Ю.Ю.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Наконец, стоит отметить законопроект N 92282-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об антисанкционных поправках) <12>. Данным проектом планировалось внести изменения в Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Предлагалось закрепить правовые последствия в случае недружественных действий, которые объективно вызывают невозможность исполнения ранее заключенных обязательств. Среди таких последствий, например, были следующие: обязательство прекращается полностью или в соответствующей части, если исполнение обязательства становится окончательно невозможным; обязательство "замораживается", а лицо не несет ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным; сторона обязательства вправе отказаться от договора (от исполнения договора) в случае, если другая сторона объективно не может временно произвести свое исполнение.
Статья: Особенности применения ковенантных условий договора: проблемы теории и судебной практики
(Егорова М.А., Челышева Н.Ю., Шмелева Д.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)- по способу исполнения: позитивные и негативные <12>. Позитивные ковенанты обязывают должника действовать активно в интересах кредитора (совершить конкретное действие). Негативные ковенанты обязывают должника воздержаться от конкретных действий, которые могут затруднить или сделать невозможным исполнение основного договорного обязательства;
(Егорова М.А., Челышева Н.Ю., Шмелева Д.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)- по способу исполнения: позитивные и негативные <12>. Позитивные ковенанты обязывают должника действовать активно в интересах кредитора (совершить конкретное действие). Негативные ковенанты обязывают должника воздержаться от конкретных действий, которые могут затруднить или сделать невозможным исполнение основного договорного обязательства;
Статья: Оценочные ограничения сингулярного правопреемства в обязательственных правах на стороне кредитора: в поисках критериев
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)<10> Например, в комментариях к проекту Гражданского уложения Российской империи отмечалось, что уступка невозможна, если "...замена первоначального верителя новым может отразиться невыгодным образом на должнике, делая для него исполнение обязательства более тягостным в имущественном или нравственном плане" (Гражданское уложение. Книга пятая. Обязательства. С. 302). В.А. Белов в комментарии к п. 5 ст. 121 ECC, провозглашающему правило об ограничении уступки, если таковая изменяет содержание обязательства, констатирует прямо: "...очевидно, что перед нами - своеобразная форма закрепления одного из аспектов проявления основного принципа цессионного права - принципа недопустимости ухудшения с помощью цессии (уступки, передачи) положения должника" (Белов В.А. Кодекс европейского договорного права - European Contract Code: общий и сравнительно-правовой комментарий. В 2 кн. Кн. 1. М., 2015. Комментарий к п. 5 ст. 121 ECC (цит. по: СПС "КонсультантПлюс")).
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)<10> Например, в комментариях к проекту Гражданского уложения Российской империи отмечалось, что уступка невозможна, если "...замена первоначального верителя новым может отразиться невыгодным образом на должнике, делая для него исполнение обязательства более тягостным в имущественном или нравственном плане" (Гражданское уложение. Книга пятая. Обязательства. С. 302). В.А. Белов в комментарии к п. 5 ст. 121 ECC, провозглашающему правило об ограничении уступки, если таковая изменяет содержание обязательства, констатирует прямо: "...очевидно, что перед нами - своеобразная форма закрепления одного из аспектов проявления основного принципа цессионного права - принципа недопустимости ухудшения с помощью цессии (уступки, передачи) положения должника" (Белов В.А. Кодекс европейского договорного права - European Contract Code: общий и сравнительно-правовой комментарий. В 2 кн. Кн. 1. М., 2015. Комментарий к п. 5 ст. 121 ECC (цит. по: СПС "КонсультантПлюс")).
Статья: Сохранение и адаптация договора при изменившихся обстоятельствах: интеграция доктрины hardship в гражданское право Российской Федерации
(Алаева А.С.)
("Юрист", 2023, N 5)В указанных обстоятельствах экономические риски в договорных отношениях значительно возрастают, в связи с чем сторонам договора сложно гарантировать надлежащее исполнение своих обязательств на тех условиях, которые были согласованы ранее. В данной связи высокую актуальность приобретает проблема нивелирования негативных последствий нарушения договорных обязательств, вызванных независящими от сторон обстоятельствами, которые невозможно было разумно предусмотреть. Кроме того, новые реалии требуют активизации правовой системы для преодоления влияния непредвиденных обстоятельств.
(Алаева А.С.)
("Юрист", 2023, N 5)В указанных обстоятельствах экономические риски в договорных отношениях значительно возрастают, в связи с чем сторонам договора сложно гарантировать надлежащее исполнение своих обязательств на тех условиях, которые были согласованы ранее. В данной связи высокую актуальность приобретает проблема нивелирования негативных последствий нарушения договорных обязательств, вызванных независящими от сторон обстоятельствами, которые невозможно было разумно предусмотреть. Кроме того, новые реалии требуют активизации правовой системы для преодоления влияния непредвиденных обстоятельств.
Статья: Публичные закупки и изъятие имущества как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)В-четвертых, налицо невозможность удовлетворения государственной (муниципальной) нужды с помощью иных механизмов. Так, согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений) <18>.
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)В-четвертых, налицо невозможность удовлетворения государственной (муниципальной) нужды с помощью иных механизмов. Так, согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений) <18>.
Статья: Счет эскроу как инструмент реализации инвестиционных проектов
(Виницкая Л.А.)
("Юрист", 2021, N 8)<18> Пункт 6 ст. 15.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 40.
(Виницкая Л.А.)
("Юрист", 2021, N 8)<18> Пункт 6 ст. 15.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 40.