Изменения в аттестации госслужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в аттестации госслужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести аттестацию гражданских служащих
(КонсультантПлюс, 2025)Госслужащий обязан прийти на заседании комиссии. Если он не явился без уважительной причины или отказался от аттестации, привлеките его к дисциплинарной ответственности. В любом случае аттестация не отменяется - перенесите ее на другую дату и внесите изменения в график аттестации (ч. 14 ст. 48 Закона о государственной гражданской службе, п. 18 Единой методики проведения аттестации госслужащих).
(КонсультантПлюс, 2025)Госслужащий обязан прийти на заседании комиссии. Если он не явился без уважительной причины или отказался от аттестации, привлеките его к дисциплинарной ответственности. В любом случае аттестация не отменяется - перенесите ее на другую дату и внесите изменения в график аттестации (ч. 14 ст. 48 Закона о государственной гражданской службе, п. 18 Единой методики проведения аттестации госслужащих).
Статья: Конституционно-правовые основы общественного контроля в сфере противодействия коррупции
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)В соответствии с данным Указом в целях повышения объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов, а также аттестации государственных гражданских служащих Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 346 "О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <10>. Одними из ключевых моментов данного Закона стали нормы, устанавливающие, что представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных и аттестационных комиссий, должны определяться исключительно решениями соответствующих общественных советов, что, в свою очередь, позволит обеспечить соблюдение таких важных демократических принципов, как независимость, гласность и открытость.
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)В соответствии с данным Указом в целях повышения объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов, а также аттестации государственных гражданских служащих Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 346 "О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <10>. Одними из ключевых моментов данного Закона стали нормы, устанавливающие, что представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных и аттестационных комиссий, должны определяться исключительно решениями соответствующих общественных советов, что, в свою очередь, позволит обеспечить соблюдение таких важных демократических принципов, как независимость, гласность и открытость.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным и об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения и о восстановлении в должности (на службе), об изменении основания увольнения, о признании незаконным решения комиссии по урегулированию конфликта интересов или аттестационной комиссии, а также дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания иного вида (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным и об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения и о восстановлении в должности (на службе), об изменении основания увольнения, о признании незаконным решения комиссии по урегулированию конфликта интересов или аттестационной комиссии, а также дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания иного вида (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии).
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее - Указ N 110);
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее - Указ N 110);
Статья: Особенности прохождения службы в органах внутренних дел и федеральной государственной гражданской службе, отличительные черты
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)- Закрепление для сотрудников органов внутренних дел специфических обязанностей, ограничений, запретов, прикомандирование к государственным органам и организациям. Следует учитывать изменения, вносимые в Федеральный закон N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", предусматривающие основания и порядок приостановления государственной службы в связи с призывом государственного служащего на военную службу по мобилизации, в результате чего изменяется его правовой статус на время призыва и заключения контракта о прохождении военной службы <14>.
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)- Закрепление для сотрудников органов внутренних дел специфических обязанностей, ограничений, запретов, прикомандирование к государственным органам и организациям. Следует учитывать изменения, вносимые в Федеральный закон N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", предусматривающие основания и порядок приостановления государственной службы в связи с призывом государственного служащего на военную службу по мобилизации, в результате чего изменяется его правовой статус на время призыва и заключения контракта о прохождении военной службы <14>.
Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Так, выделение перечня грубых коррупционных правонарушений не является чем-то необычным для института дисциплинарной ответственности; законодательство об отдельных видах государственной службы и сейчас закрепляет перечень грубых дисциплинарных проступков, даже за однократное совершение которых служащий может быть уволен (например, ч. 2 ст. 49 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 2 ст. 47 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Аналогично и взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия вполне может дополнить общий перечень дисциплинарных взысканий, притом что случаи его применения будут ограничены только совершением коррупционных правонарушений. Проведение специальной проверки в случае совершения служащими коррупционных правонарушений, на наш взгляд, вообще выглядит нецелесообразным: и формально, и фактически ничего не изменится, если ее будут проводить те же лица, что и проводят в настоящее время служебную проверку (это совершенно не помешает установить какие-то отдельные особенности проведения служебной проверки по делам о совершении коррупционных правонарушений, например по срокам или обстоятельствам, устанавливаемым в ее ходе). Направление материалов такой проверки в комиссию по урегулированию конфликта интересов или аттестационную комиссию целесообразно сделать обязательным при выявлении фактов, свидетельствующих о совершении государственным служащим грубого коррупционного правонарушения; в остальных же случаях, как представляется, этого делать не требуется. Вопрос о необходимости установления степени вины служащего при решении вопроса о применении к нему взыскания за совершение коррупционного правонарушения является в конечном счете дискуссионным и во многом определяется волей законодателя. Свою позицию по нему мы обосновали выше, здесь же отметим, что любой вариант в принципе может быть реализован в рамках обычного дисциплинарного производства (хотя, конечно, признание возможности объективного вменения потребует более серьезных корректировок). Наконец, что касается сроков привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, которые в настоящее время значительно удлинены по сравнению с общими, то, на наш взгляд, это объективно обусловлено особенностями этих деяний, однако и в данном случае ничто не препятствует закрепить более длительные сроки в качестве специальных в рамках общей процедуры (как это сделано, например, в ч. 4 ст. 193 ТК РФ).
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Так, выделение перечня грубых коррупционных правонарушений не является чем-то необычным для института дисциплинарной ответственности; законодательство об отдельных видах государственной службы и сейчас закрепляет перечень грубых дисциплинарных проступков, даже за однократное совершение которых служащий может быть уволен (например, ч. 2 ст. 49 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 2 ст. 47 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Аналогично и взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия вполне может дополнить общий перечень дисциплинарных взысканий, притом что случаи его применения будут ограничены только совершением коррупционных правонарушений. Проведение специальной проверки в случае совершения служащими коррупционных правонарушений, на наш взгляд, вообще выглядит нецелесообразным: и формально, и фактически ничего не изменится, если ее будут проводить те же лица, что и проводят в настоящее время служебную проверку (это совершенно не помешает установить какие-то отдельные особенности проведения служебной проверки по делам о совершении коррупционных правонарушений, например по срокам или обстоятельствам, устанавливаемым в ее ходе). Направление материалов такой проверки в комиссию по урегулированию конфликта интересов или аттестационную комиссию целесообразно сделать обязательным при выявлении фактов, свидетельствующих о совершении государственным служащим грубого коррупционного правонарушения; в остальных же случаях, как представляется, этого делать не требуется. Вопрос о необходимости установления степени вины служащего при решении вопроса о применении к нему взыскания за совершение коррупционного правонарушения является в конечном счете дискуссионным и во многом определяется волей законодателя. Свою позицию по нему мы обосновали выше, здесь же отметим, что любой вариант в принципе может быть реализован в рамках обычного дисциплинарного производства (хотя, конечно, признание возможности объективного вменения потребует более серьезных корректировок). Наконец, что касается сроков привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, которые в настоящее время значительно удлинены по сравнению с общими, то, на наш взгляд, это объективно обусловлено особенностями этих деяний, однако и в данном случае ничто не препятствует закрепить более длительные сроки в качестве специальных в рамках общей процедуры (как это сделано, например, в ч. 4 ст. 193 ТК РФ).
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Кроме того, исследователи приходят к выводу о наличии характерных изменений не только профессионально важных психологических качеств и структуры компетенций, но и параметров физического здоровья, для профилактики которых рекомендуется проведение профессиональной психологической экспертизы как элемента аттестации государственных служащих <35>. По нашему мнению, подобные подходы могут быть востребованы в работе кадровых комиссий <36>.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Кроме того, исследователи приходят к выводу о наличии характерных изменений не только профессионально важных психологических качеств и структуры компетенций, но и параметров физического здоровья, для профилактики которых рекомендуется проведение профессиональной психологической экспертизы как элемента аттестации государственных служащих <35>. По нашему мнению, подобные подходы могут быть востребованы в работе кадровых комиссий <36>.
Статья: Направления профессионального развития государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Добиться необходимого результата, по нашему мнению, можно, последовательно реализуя мероприятия по следующим направлениям: совершенствование системы оценки и аттестации работников; повышение качества кадрового потенциала путем изменения системы обучения и развития; целенаправленное формирование системы кадрового отбора и карьерного роста; изменение системы мотивации госслужащих.
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Добиться необходимого результата, по нашему мнению, можно, последовательно реализуя мероприятия по следующим направлениям: совершенствование системы оценки и аттестации работников; повышение качества кадрового потенциала путем изменения системы обучения и развития; целенаправленное формирование системы кадрового отбора и карьерного роста; изменение системы мотивации госслужащих.
"Квалификация, подготовка, аттестация и проверка знаний работников в области промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Центральной аттестационной комиссией рассматриваются апелляции на решения, действия (бездействие) территориальных аттестационных комиссий
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Центральной аттестационной комиссией рассматриваются апелляции на решения, действия (бездействие) территориальных аттестационных комиссий