Изменение учебного плана
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение учебного плана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.02.2024 по делу N 33-23/2024 (УИД 07RS0001-02-2023-002569-83)
Категория спора: Компенсации.
Требования уполномоченного органа государственной власти, лиц: О признании диплома о профессиональной переподготовке недействительным, возложении обязанности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе предварительного следствия установлено, что Ответчик-2 предоставил в Министерство труда и социальной защиты и занятости документы, содержащие заведомо ложные сведения о фактически произведенных затратах на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, а именно акт о направлении на оперативное обучение и стажировку своего работника Ответчика-1. Однако Ответчик-1 не обучалась и стажировку не проходила.
Решение: Удовлетворено.Возражая против решения суда, Автономная некоммерческая организация высшего образования "Северо-Кавказская академия управления" в апелляционной жалобе указывает о том, что К. проходила обучение без отрыва от производства дистанционно. Между тем, согласно пункту 3.1 Положения об организации учебного процесса по программам дополнительного профессионального образования, утвержденного приказом Автономной некоммерческой организации высшего образования "Северо-Кавказская академия управления" от 30 марта 2017 года N 8-пр и ученым советом Автономной некоммерческой организации высшего образования "Северо-Кавказская академия управления" от 30 марта 2017 года N 9 срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов. Пунктом 3.2 Положения допускается реализация образовательных программ с использованием дистанционных технологий. При этом применение дистанционных образовательных технологий не влечет за собой изменение учебных планов; лекционные, практические, семинарские, лабораторные занятия.
Категория спора: Компенсации.
Требования уполномоченного органа государственной власти, лиц: О признании диплома о профессиональной переподготовке недействительным, возложении обязанности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе предварительного следствия установлено, что Ответчик-2 предоставил в Министерство труда и социальной защиты и занятости документы, содержащие заведомо ложные сведения о фактически произведенных затратах на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, а именно акт о направлении на оперативное обучение и стажировку своего работника Ответчика-1. Однако Ответчик-1 не обучалась и стажировку не проходила.
Решение: Удовлетворено.Возражая против решения суда, Автономная некоммерческая организация высшего образования "Северо-Кавказская академия управления" в апелляционной жалобе указывает о том, что К. проходила обучение без отрыва от производства дистанционно. Между тем, согласно пункту 3.1 Положения об организации учебного процесса по программам дополнительного профессионального образования, утвержденного приказом Автономной некоммерческой организации высшего образования "Северо-Кавказская академия управления" от 30 марта 2017 года N 8-пр и ученым советом Автономной некоммерческой организации высшего образования "Северо-Кавказская академия управления" от 30 марта 2017 года N 9 срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов. Пунктом 3.2 Положения допускается реализация образовательных программ с использованием дистанционных технологий. При этом применение дистанционных образовательных технологий не влечет за собой изменение учебных планов; лекционные, практические, семинарские, лабораторные занятия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о сроке заключения трудового договора с педагогическими работниками в образовательных учреждениях высшего образования
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)- изменения учебных планов по образовательным программам или при прочих объективных обстоятельствах;
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)- изменения учебных планов по образовательным программам или при прочих объективных обстоятельствах;
Ситуация: Когда по расписанию начинаются школьные каникулы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу разработка и утверждение образовательных программ, в том числе календарного учебного графика, относятся к компетенции образовательной организации, которая самостоятельно определяет сроки начала и окончания каникул. При этом федеральные и региональные государственные органы, а также органы местного самоуправления, которые осуществляют управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций (п. 9 ст. 2, ч. 10 ст. 13, п. 6 ч. 3 ст. 28 Закона N 273-ФЗ; п. 22 Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу разработка и утверждение образовательных программ, в том числе календарного учебного графика, относятся к компетенции образовательной организации, которая самостоятельно определяет сроки начала и окончания каникул. При этом федеральные и региональные государственные органы, а также органы местного самоуправления, которые осуществляют управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций (п. 9 ст. 2, ч. 10 ст. 13, п. 6 ч. 3 ст. 28 Закона N 273-ФЗ; п. 22 Порядка).
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года"При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, новый трудовой договор может не заключаться, а действие заключенного с таким работником срочного трудового договора продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не менее трех лет или на неопределенный срок, за исключением случаев предстоящего сокращения объема планируемой учебной нагрузки конкретного педагогического работника, обусловленного уменьшением общего количества реализуемых данной образовательной организацией образовательных программ, изменениями учебных планов по этим программам или прочими объективными обстоятельствами, при отсутствии иных учебных дисциплин (модулей), к преподаванию которых этот работник мог бы быть привлечен без прекращения трудовых отношений с другими педагогическими работниками; в таких случаях допускается продление трудового договора с педагогическим работником на срок менее трех лет, но не менее чем на один год.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Статья: Болонская система: "Не говорите мне прощай!"
(Абдулин Р.С.)
("Мировой судья", 2022, N 10)Резюмируя изложенное, отмечу, что выход из Болонского процесса - это вновь большая нагрузка в виде дополнительной работы для вузовской системы России. Придется изменять учебные планы, писать новые рабочие программы и много других учебно-методических материалов. Проще говоря, вузы в ожидании новых образовательных стандартов. В связи с этим хотелось бы, чтобы в нашем государстве было поменьше таких деструктивных факторов, как, например, это было с вхождением в Болонскую систему, а теперь с предстоящим выходом из нее. Все это не только создает довольно серьезную кризисную ситуацию в системе образования, но и дискредитирует в глазах общества имеющуюся в нашем государстве систему культурно-образовательных ориентаций. И поэтому наконец-то пора излечиться от недуга подражания и копирования зарубежных ценностей, а иметь свою ясную и осмысленную национальную идеологию образования.
(Абдулин Р.С.)
("Мировой судья", 2022, N 10)Резюмируя изложенное, отмечу, что выход из Болонского процесса - это вновь большая нагрузка в виде дополнительной работы для вузовской системы России. Придется изменять учебные планы, писать новые рабочие программы и много других учебно-методических материалов. Проще говоря, вузы в ожидании новых образовательных стандартов. В связи с этим хотелось бы, чтобы в нашем государстве было поменьше таких деструктивных факторов, как, например, это было с вхождением в Болонскую систему, а теперь с предстоящим выходом из нее. Все это не только создает довольно серьезную кризисную ситуацию в системе образования, но и дискредитирует в глазах общества имеющуюся в нашем государстве систему культурно-образовательных ориентаций. И поэтому наконец-то пора излечиться от недуга подражания и копирования зарубежных ценностей, а иметь свою ясную и осмысленную национальную идеологию образования.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Во втором случае образовательная организация издает соответствующий распорядительный акт (например, приказ о внесении изменений в учебный план, приказ о переводе студентов на следующий курс) по своей инициативе. Подача заявления от обучающегося (его законного представителя) не требуется, поскольку возможность соответствующих изменений образовательных отношений прямо предусмотрена законом или локальными нормативными актами образовательной организации. Если такая возможность нормативно не предусмотрена, образовательная организация не вправе изменять образовательные отношения самостоятельно, без получения волеизъявления обучающегося (его законного представителя).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Во втором случае образовательная организация издает соответствующий распорядительный акт (например, приказ о внесении изменений в учебный план, приказ о переводе студентов на следующий курс) по своей инициативе. Подача заявления от обучающегося (его законного представителя) не требуется, поскольку возможность соответствующих изменений образовательных отношений прямо предусмотрена законом или локальными нормативными актами образовательной организации. Если такая возможность нормативно не предусмотрена, образовательная организация не вправе изменять образовательные отношения самостоятельно, без получения волеизъявления обучающегося (его законного представителя).