Изменение статуса муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение статуса муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль судебного контроля в сфере деятельности органов местного самоуправления
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)В рамках арбитражных судов муниципальные образования приобретают статус равноправных участников правоотношений, аналогичный статусу юридических лиц. Это положение обусловлено конституционным принципом равенства, и изменение статуса муниципальных образований в данном случае не следует рассматривать как форму контроля со стороны государства над местными сообществами. Подтверждением данной концепции служит сложившаяся в России система правового регулирования процедур (несостоятельности) банкротства, где арбитражные суды играют центральную роль, а деятельность арбитражных управляющих является ключевой. В случае утраты муниципалитетом статуса самостоятельного управления и перехода к внешнему управлению логично предполагается аналогия с процедурами банкротства, что подчеркивает особую позицию арбитражных судов в данном контексте <3>.
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)В рамках арбитражных судов муниципальные образования приобретают статус равноправных участников правоотношений, аналогичный статусу юридических лиц. Это положение обусловлено конституционным принципом равенства, и изменение статуса муниципальных образований в данном случае не следует рассматривать как форму контроля со стороны государства над местными сообществами. Подтверждением данной концепции служит сложившаяся в России система правового регулирования процедур (несостоятельности) банкротства, где арбитражные суды играют центральную роль, а деятельность арбитражных управляющих является ключевой. В случае утраты муниципалитетом статуса самостоятельного управления и перехода к внешнему управлению логично предполагается аналогия с процедурами банкротства, что подчеркивает особую позицию арбитражных судов в данном контексте <3>.
Статья: Реформа местного самоуправления в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации
(Седых Н.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)3. Введение городского округа и регламентация изменения границ (Федеральный закон от 03.04.2017 N 62-ФЗ): введение нового типа муниципального образования - городского округа, а также регулирование процедуры изменения границ и статуса муниципальных образований с учетом мнения населения представляют собой попытку балансирования между централизацией и участием граждан в принятии решений <4>. Однако эффективность механизма учета мнения населения остается предметом дискуссии.
(Седых Н.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)3. Введение городского округа и регламентация изменения границ (Федеральный закон от 03.04.2017 N 62-ФЗ): введение нового типа муниципального образования - городского округа, а также регулирование процедуры изменения границ и статуса муниципальных образований с учетом мнения населения представляют собой попытку балансирования между централизацией и участием граждан в принятии решений <4>. Однако эффективность механизма учета мнения населения остается предметом дискуссии.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об архивном деле в Российской Федерации"2. Разграничение собственности между муниципальными образованиями, муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
(ред. от 13.12.2024)
"Об архивном деле в Российской Федерации"2. Разграничение собственности между муниципальными образованиями, муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований в том числе является объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона N 131-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований в том числе является объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона N 131-ФЗ).
Статья: Муниципально-правовая ответственность в системе юридической ответственности
(Кирилловых А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)<17> Солдатов С.А. Изменение правового статуса населения муниципального образования как условие реальности муниципально-правовой ответственности // Общество и право. 2011. N 4. С. 300 - 303.
(Кирилловых А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)<17> Солдатов С.А. Изменение правового статуса населения муниципального образования как условие реальности муниципально-правовой ответственности // Общество и право. 2011. N 4. С. 300 - 303.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Проведенное исследование позволило прийти к следующим результатам трансформации законодательства о налогах и сборах в России в указанный период. Выявлены два вида трансформаций по составу источников, которые были затронуты рассматриваемыми процессами: 1) конституционная <1> (например, изменение конституционно-правового статуса муниципальных образований как участников процесса налогообложения) и 2) законодательная (в частности, налогоплательщики, налоговые агенты, иные лица, содействующие налогообложению), причем преобладали трансформации последнего вида.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Проведенное исследование позволило прийти к следующим результатам трансформации законодательства о налогах и сборах в России в указанный период. Выявлены два вида трансформаций по составу источников, которые были затронуты рассматриваемыми процессами: 1) конституционная <1> (например, изменение конституционно-правового статуса муниципальных образований как участников процесса налогообложения) и 2) законодательная (в частности, налогоплательщики, налоговые агенты, иные лица, содействующие налогообложению), причем преобладали трансформации последнего вида.
Статья: Некоторые проблемы муниципально-территориального устройства современной России
(Аверьянова Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)В настоящее время по всей стране наметилась тенденция по преобразованию муниципальных образований, изменению их статуса. Такая ситуация де-факто возникла еще до муниципальной реформы 2019 г., когда в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") были внесены изменения, направленные на упорядочение данного процесса посредством установления требований к определенным муниципальным образованиям, процедуре и условиям их преобразования.
(Аверьянова Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)В настоящее время по всей стране наметилась тенденция по преобразованию муниципальных образований, изменению их статуса. Такая ситуация де-факто возникла еще до муниципальной реформы 2019 г., когда в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") были внесены изменения, направленные на упорядочение данного процесса посредством установления требований к определенным муниципальным образованиям, процедуре и условиям их преобразования.