Изменение должностных обязанностей
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение должностных обязанностей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Должностные обязанности
(КонсультантПлюс, 2025)2. Изменение должностных обязанностей
(КонсультантПлюс, 2025)2. Изменение должностных обязанностей
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, соглашаясь с позицией налогового органа, с одним из спорных контрагентов обществом заключены договоры подряда. При этом общество являлось единственным заказчиком, руководитель контрагента находился в подчинении бенефициара налогоплательщика, часть работников контрагента уволена и принята на работу в общество без изменения должностных обязанностей.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, соглашаясь с позицией налогового органа, с одним из спорных контрагентов обществом заключены договоры подряда. При этом общество являлось единственным заказчиком, руководитель контрагента находился в подчинении бенефициара налогоплательщика, часть работников контрагента уволена и принята на работу в общество без изменения должностных обязанностей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Как изменить условия трудового договора
(Издательство "Главная книга", 2025)Нельзя изменить в одностороннем порядке трудовую функцию работника - перевести на другую должность, понизить или повысить в должности, увеличить, уменьшить, изменить определенные трудовым договором должностные обязанности. Даже при организационных или технологических изменениях условий труда для изменения трудовой функции необходимо соглашение сторон. Предложить изменить должностные обязанности можно в уведомлении.
(Издательство "Главная книга", 2025)Нельзя изменить в одностороннем порядке трудовую функцию работника - перевести на другую должность, понизить или повысить в должности, увеличить, уменьшить, изменить определенные трудовым договором должностные обязанности. Даже при организационных или технологических изменениях условий труда для изменения трудовой функции необходимо соглашение сторон. Предложить изменить должностные обязанности можно в уведомлении.
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)- формальное перераспределение между участниками группы сотрудников без изменения их должностных обязанностей;
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)- формальное перераспределение между участниками группы сотрудников без изменения их должностных обязанностей;
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)- формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)- формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
Готовое решение: Какие признаки свидетельствуют о фиктивном дроблении бизнеса
(КонсультантПлюс, 2025)персонал перераспределен между участниками формально, без изменения должностей, должностных обязанностей, рабочих мест (Письма ФНС России от 16.07.2024 N БВ-4-7/8051@, от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@);
(КонсультантПлюс, 2025)персонал перераспределен между участниками формально, без изменения должностей, должностных обязанностей, рабочих мест (Письма ФНС России от 16.07.2024 N БВ-4-7/8051@, от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@);
Статья: Корпоративный блогинг: трудоправовые механизмы
(Зорина О.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Третьим возможным трудоправовым механизмом корпоративного блогинга является модификация содержания трудовой функции работника (реализации свойства наполняемости трудовой функции <8>) - дополнение обязанностями, связанными с ведением корпоративного блога. В отличие от первого варианта не требуется установления срока, в течение которого будут действовать такие изменения. При этом возможны следующие варианты. Во-первых, изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). Во-вторых, изменение локального нормативного акта (например, должностной инструкции), раскрывающего трудовую функцию работника путем внесения новых обязанностей (ст. 8 ТК РФ). При применении как первого, так и второго варианта перечень обязанностей работника будет расширен работодателем в одностороннем порядке. Основным правовым риском для работодателя является квалификация (в случае спора) его действий судом как изменения трудовой функции, что недопустимо в одностороннем порядке (ст. 72, ч. 1 ст. 74 ТК РФ). Согласно позиции Конституционного Суда РФ определение того, влечет ли изменение должностных обязанностей изменение трудовой функции, осуществляется судами общей юрисдикции, оценивающими в ходе разрешения конкретного трудового спора правомерность действий работодателя (Определение от 25 сентября 2014 г. N 1853-О). Если новые обязанности выходят за рамки качественных характеристик трудовой функции (квалификации, профессии, специальности), высока вероятность того, что односторонние действия работодателя будут признаны неправомерными. Соответственно, безопаснее оформить совмещение профессий (должностей) или перевести работника на другую работу, то есть изменить трудовую функцию (ст. 72.1 ТК РФ). Ориентиром для понимания качественных характеристик трудовой функции лиц, занимающихся корпоративным блогингом, может служить профессиональный стандарт "Специалист по интернет-маркетингу" <9>.
(Зорина О.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Третьим возможным трудоправовым механизмом корпоративного блогинга является модификация содержания трудовой функции работника (реализации свойства наполняемости трудовой функции <8>) - дополнение обязанностями, связанными с ведением корпоративного блога. В отличие от первого варианта не требуется установления срока, в течение которого будут действовать такие изменения. При этом возможны следующие варианты. Во-первых, изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). Во-вторых, изменение локального нормативного акта (например, должностной инструкции), раскрывающего трудовую функцию работника путем внесения новых обязанностей (ст. 8 ТК РФ). При применении как первого, так и второго варианта перечень обязанностей работника будет расширен работодателем в одностороннем порядке. Основным правовым риском для работодателя является квалификация (в случае спора) его действий судом как изменения трудовой функции, что недопустимо в одностороннем порядке (ст. 72, ч. 1 ст. 74 ТК РФ). Согласно позиции Конституционного Суда РФ определение того, влечет ли изменение должностных обязанностей изменение трудовой функции, осуществляется судами общей юрисдикции, оценивающими в ходе разрешения конкретного трудового спора правомерность действий работодателя (Определение от 25 сентября 2014 г. N 1853-О). Если новые обязанности выходят за рамки качественных характеристик трудовой функции (квалификации, профессии, специальности), высока вероятность того, что односторонние действия работодателя будут признаны неправомерными. Соответственно, безопаснее оформить совмещение профессий (должностей) или перевести работника на другую работу, то есть изменить трудовую функцию (ст. 72.1 ТК РФ). Ориентиром для понимания качественных характеристик трудовой функции лиц, занимающихся корпоративным блогингом, может служить профессиональный стандарт "Специалист по интернет-маркетингу" <9>.
Готовое решение: Как разработать и утвердить должностной регламент гражданского служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Скорректировать должностной регламент служащего можно, только если по некоторым причинам изменились условия его профессиональной служебной деятельности, которые могут повлечь внесение изменений в должностной регламент без изменения должностных обязанностей. Такие коррективы возможны с его письменного согласия, так как должностной регламент является условием служебного контракта (п. 3 ч. 2 ст. 24, ч. 1, 2 ст. 29 Закона о государственной гражданской службе).
(КонсультантПлюс, 2025)Скорректировать должностной регламент служащего можно, только если по некоторым причинам изменились условия его профессиональной служебной деятельности, которые могут повлечь внесение изменений в должностной регламент без изменения должностных обязанностей. Такие коррективы возможны с его письменного согласия, так как должностной регламент является условием служебного контракта (п. 3 ч. 2 ст. 24, ч. 1, 2 ст. 29 Закона о государственной гражданской службе).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Как указано в решении Октябрьского районного суда Екатеринбурга Свердловской области от 29.05.2023 по делу N 2-2313/2023, в ПВТР ОАО "СОГАЗ", в котором А. с 15.12.2005 по 09.08.2022 работала врачом-экспертом в отделе организации и контроля качества медицинской помощи, было определено, что ежегодно с 1 июля в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производится повышение уровня реального содержания заработной платы работникам, должностные оклады которых менее прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер увеличения должностных окладов не может быть ниже величины прожиточного минимума на душу трудоспособного населения в среднем по Российской Федерации за предшествующий годовой период; в остальных случаях решение об увеличении должностных окладов принимается председателем правления ОАО "СОГАЗ" с учетом финансовых показателей обособленных структурных подразделений и общества в целом. Представитель ответчика ссылался на то, что заработная плата истца превышает прожиточный минимум, а повышение оклада А. в период работы свидетельствует о том, что работодатель в ином порядке обеспечил реальное повышение заработной платы работника. Однако суд, проанализировав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании проиндексированной заработной платы по следующим причинам: 1) индексация полагалась не всем работникам, а значит, положение ПВТР нарушало ст. 9 ТК РФ; 2) изменение окладной части заработной платы истицы происходило либо в связи с изменением должности, либо в связи с изменением функционала (должностных обязанностей), либо в связи с изменением системы оплаты труда; 3) выплату премий нельзя рассмотреть как способ повышения реального содержания заработной платы, поскольку установленные у ответчика премии по своему содержанию являются стимулирующими выплатами, которые предназначены для вознаграждения сотрудников за высокие профессиональные качества и высокие результаты труда, т.е. были предназначены не для повышения уровня реального содержания заработной платы и ее покупательной способности, а являлись выплатами, которые входили в систему оплаты труда, зависели от производственных показателей и иных факторов.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Как указано в решении Октябрьского районного суда Екатеринбурга Свердловской области от 29.05.2023 по делу N 2-2313/2023, в ПВТР ОАО "СОГАЗ", в котором А. с 15.12.2005 по 09.08.2022 работала врачом-экспертом в отделе организации и контроля качества медицинской помощи, было определено, что ежегодно с 1 июля в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производится повышение уровня реального содержания заработной платы работникам, должностные оклады которых менее прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер увеличения должностных окладов не может быть ниже величины прожиточного минимума на душу трудоспособного населения в среднем по Российской Федерации за предшествующий годовой период; в остальных случаях решение об увеличении должностных окладов принимается председателем правления ОАО "СОГАЗ" с учетом финансовых показателей обособленных структурных подразделений и общества в целом. Представитель ответчика ссылался на то, что заработная плата истца превышает прожиточный минимум, а повышение оклада А. в период работы свидетельствует о том, что работодатель в ином порядке обеспечил реальное повышение заработной платы работника. Однако суд, проанализировав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании проиндексированной заработной платы по следующим причинам: 1) индексация полагалась не всем работникам, а значит, положение ПВТР нарушало ст. 9 ТК РФ; 2) изменение окладной части заработной платы истицы происходило либо в связи с изменением должности, либо в связи с изменением функционала (должностных обязанностей), либо в связи с изменением системы оплаты труда; 3) выплату премий нельзя рассмотреть как способ повышения реального содержания заработной платы, поскольку установленные у ответчика премии по своему содержанию являются стимулирующими выплатами, которые предназначены для вознаграждения сотрудников за высокие профессиональные качества и высокие результаты труда, т.е. были предназначены не для повышения уровня реального содержания заработной платы и ее покупательной способности, а являлись выплатами, которые входили в систему оплаты труда, зависели от производственных показателей и иных факторов.
Статья: Ротация в органах публичной власти в контексте противодействия коррупции
(Матвеева Н.А.)
("Современное право", 2025, N 6)В целях оказания методической помощи федеральным государственным органам в организации эффективного проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих, а также обеспечения единообразного применения положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия 4.0) (утв. Минтрудом России). Так, этот документ предлагает ротацией гражданского служащего считать "предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации гражданских служащих в порядке, установленном положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", назначение гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, на иные должности гражданской службы в том же или в другом государственном органе" <5>. Целью ротации называется "изменение содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует, посредством последовательной смены замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы с изменением (без изменения) места прохождения гражданской службы".
(Матвеева Н.А.)
("Современное право", 2025, N 6)В целях оказания методической помощи федеральным государственным органам в организации эффективного проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих, а также обеспечения единообразного применения положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия 4.0) (утв. Минтрудом России). Так, этот документ предлагает ротацией гражданского служащего считать "предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации гражданских служащих в порядке, установленном положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", назначение гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, на иные должности гражданской службы в том же или в другом государственном органе" <5>. Целью ротации называется "изменение содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует, посредством последовательной смены замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы с изменением (без изменения) места прохождения гражданской службы".
Готовое решение: Как провести обучение по электробезопасности электротехнического персонала
(КонсультантПлюс, 2025)при изменении должностных (функциональных) обязанностей работника, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющем на безопасность труда;
(КонсультантПлюс, 2025)при изменении должностных (функциональных) обязанностей работника, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющем на безопасность труда;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.