Избирательный процесс
Подборка наиболее важных документов по запросу Избирательный процесс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рискогенные факторы избирательного процесса в современной России
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10
Нормативные акты
Статья: Конституционные аспекты цифровых прав в эпоху цифровизации: юридический и практический анализ
(Алексеева М.В., Исакова Ю.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)1. Необходимость конституционализации информационно-цифрового пространства. Этот процесс предполагает юридическое обоснование нового правового статуса субъектов в условиях, когда привычные права должны адаптироваться к реалиям цифрового взаимодействия. В частности, в условиях глобализации информационных технологий конституционному праву отводится ключевая роль в обеспечении защиты прав личности, что требует глубокого анализа текущих законодательных норм и активных изменений в правоприменительной практике. Цифровизация легитимности власти может существенно изменить традиционные представления о легитимности избирательного процесса, так как цифровые технологии способны как повысить доверие избирателей к результатам, так и вызвать подозрения в возможных манипуляциях.
(Алексеева М.В., Исакова Ю.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)1. Необходимость конституционализации информационно-цифрового пространства. Этот процесс предполагает юридическое обоснование нового правового статуса субъектов в условиях, когда привычные права должны адаптироваться к реалиям цифрового взаимодействия. В частности, в условиях глобализации информационных технологий конституционному праву отводится ключевая роль в обеспечении защиты прав личности, что требует глубокого анализа текущих законодательных норм и активных изменений в правоприменительной практике. Цифровизация легитимности власти может существенно изменить традиционные представления о легитимности избирательного процесса, так как цифровые технологии способны как повысить доверие избирателей к результатам, так и вызвать подозрения в возможных манипуляциях.
Статья: Развитие конституционно-правовых основ обеспечения безопасности российских городов в современных условиях
(Корабельникова Ю.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Режим военного положения в России регламентируется не только конституционными нормами, но и Федеральным конституционным законом "О военном положении" <7>, которым предусматривается расширение полномочий органов публичной власти и значительные ограничения прав граждан с целью обеспечения безопасности. Однако внесенными в данный Закон в 2023 г. изменениями, на территории, где введено военное положение, либо ее части, например, в городском округе, установлена возможность реализации высшей власти народа - проведения референдума и выборов в органы публичной власти <8>. Следует согласиться с обоснованной позицией профессора С.А. Авакьяна, согласно которой возможности граждан и усилия всех организаторов выборов следует направить на то, чтобы человек мог чаще участвовать в различных избирательных действиях <9>. Это позволяет формировать активную гражданскую позицию граждан, чувство причастности и ответственности за участие в государственном и муниципальном управлении. Данные законодательные дополнения позволяют гарантировать населению городов и иных территорий возможность реализации своей власти непосредственно в ходе организации и участия в избирательном процессе, даже несмотря на вводимые ограничения прав и особые условия, в которых они находятся.
(Корабельникова Ю.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Режим военного положения в России регламентируется не только конституционными нормами, но и Федеральным конституционным законом "О военном положении" <7>, которым предусматривается расширение полномочий органов публичной власти и значительные ограничения прав граждан с целью обеспечения безопасности. Однако внесенными в данный Закон в 2023 г. изменениями, на территории, где введено военное положение, либо ее части, например, в городском округе, установлена возможность реализации высшей власти народа - проведения референдума и выборов в органы публичной власти <8>. Следует согласиться с обоснованной позицией профессора С.А. Авакьяна, согласно которой возможности граждан и усилия всех организаторов выборов следует направить на то, чтобы человек мог чаще участвовать в различных избирательных действиях <9>. Это позволяет формировать активную гражданскую позицию граждан, чувство причастности и ответственности за участие в государственном и муниципальном управлении. Данные законодательные дополнения позволяют гарантировать населению городов и иных территорий возможность реализации своей власти непосредственно в ходе организации и участия в избирательном процессе, даже несмотря на вводимые ограничения прав и особые условия, в которых они находятся.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как, например, отмечено в Кассационном определении СК по административным делам Верховного Суда РФ от 05.10.2023 N 66-ИКАД23-2-А5, отказывая в принятии административного искового заявления, судья, проанализировав его содержание, указал, что заявитель, не имея на то законных оснований, фактически обратился в суд в интересах политических партий, участвующих в избирательном процессе, поскольку нарушение своих прав как избирателя усматривает в том, что территориальные отделения политической партии размещаются в муниципальных зданиях за счет местных бюджетов, что ставит в неравное положение другие партии, которые такой возможности лишены. В принятии административного иска отказано ввиду отсутствия у гражданина права обращения в суд в интересах политических партий, участвующих в избирательном процессе.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как, например, отмечено в Кассационном определении СК по административным делам Верховного Суда РФ от 05.10.2023 N 66-ИКАД23-2-А5, отказывая в принятии административного искового заявления, судья, проанализировав его содержание, указал, что заявитель, не имея на то законных оснований, фактически обратился в суд в интересах политических партий, участвующих в избирательном процессе, поскольку нарушение своих прав как избирателя усматривает в том, что территориальные отделения политической партии размещаются в муниципальных зданиях за счет местных бюджетов, что ставит в неравное положение другие партии, которые такой возможности лишены. В принятии административного иска отказано ввиду отсутствия у гражданина права обращения в суд в интересах политических партий, участвующих в избирательном процессе.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ обладают большой спецификой и сложностью, что обусловлено широким субъектным составом отношений, возникающих в рамках избирательного права и процесса, большим массивом нормативно-правовых актов материального и процессуального плана, посвященных выборам, различиями в формах и способах защиты активного и пассивного избирательного права, необходимостью привлечения к участию в деле не только непосредственных участников процесса, но и иных заинтересованных лиц, чьи права могут быть затронуты судебным решением по рассматриваемому делу о защите избирательных прав, сжатостью сроков принятия административных исковых заявлений к производству и их рассмотрения, ограниченных периодом избирательной кампании, а также различным объемом прав и обязанностей, принадлежащих конкретным субъектам избирательного процесса.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ обладают большой спецификой и сложностью, что обусловлено широким субъектным составом отношений, возникающих в рамках избирательного права и процесса, большим массивом нормативно-правовых актов материального и процессуального плана, посвященных выборам, различиями в формах и способах защиты активного и пассивного избирательного права, необходимостью привлечения к участию в деле не только непосредственных участников процесса, но и иных заинтересованных лиц, чьи права могут быть затронуты судебным решением по рассматриваемому делу о защите избирательных прав, сжатостью сроков принятия административных исковых заявлений к производству и их рассмотрения, ограниченных периодом избирательной кампании, а также различным объемом прав и обязанностей, принадлежащих конкретным субъектам избирательного процесса.
Статья: Роль судебного контроля в сфере деятельности органов местного самоуправления
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)Контроль со стороны суда за установлением сроков проведения и назначением местных выборов является неотъемлемым атрибутом компетенции судебной системы субъектов Российской Федерации (общей юрисдикции), подчеркивая тем самым значимость избирательного процесса на конституционном уровне. В периоды правовых колебаний, когда порядок и сроки муниципальных выборов, даты голосования постоянно меняются, а также при непостоянстве полномочий местных органов власти роль судов общей юрисдикции становится критически важной для обеспечения законности и обоснованного подхода к назначению таких выборов.
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)Контроль со стороны суда за установлением сроков проведения и назначением местных выборов является неотъемлемым атрибутом компетенции судебной системы субъектов Российской Федерации (общей юрисдикции), подчеркивая тем самым значимость избирательного процесса на конституционном уровне. В периоды правовых колебаний, когда порядок и сроки муниципальных выборов, даты голосования постоянно меняются, а также при непостоянстве полномочий местных органов власти роль судов общей юрисдикции становится критически важной для обеспечения законности и обоснованного подхода к назначению таких выборов.
Статья: Современные технологии в избирательном процессе: особенности и перспективы развития
(Савченко М.С., Лихолатов Г.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12
(Савченко М.С., Лихолатов Г.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12
Статья: Органы публичной власти как участники избирательного процесса
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)"Журнал российского права", 2021, N 7
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)"Журнал российского права", 2021, N 7
Статья: Криминальный ценз как основание для ограничения пассивного избирательного права
(Ахременко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)<8> Роньжина О.В., Акунченко Е.А. Проблемы предупреждения использования преимуществ должностного или служебного положения в избирательном процессе // Антикоррупционная безопасность избирательного процесса: состояние и перспективы: сб. науч. ст. по материалам III Сибирского антикоррупционного форума, Красноярск, 7 - 8 декабря 2017 года / отв. ред. И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. Красноярск: Сибирский федер. ун-т, 2018. С. 86.
(Ахременко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)<8> Роньжина О.В., Акунченко Е.А. Проблемы предупреждения использования преимуществ должностного или служебного положения в избирательном процессе // Антикоррупционная безопасность избирательного процесса: состояние и перспективы: сб. науч. ст. по материалам III Сибирского антикоррупционного форума, Красноярск, 7 - 8 декабря 2017 года / отв. ред. И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. Красноярск: Сибирский федер. ун-т, 2018. С. 86.