Избирательные участки
Подборка наиболее важных документов по запросу Избирательные участки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФ"Из содержания административного искового заявления и приложенных к нему документов, следует, что К. оспаривается отказ территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска, изложенный в виде решения от 21 октября 2021 года N 46/230, на ее заявление о предоставлении заверенных копий первых экземпляров протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2812, которое не предполагает в силу закона его рассмотрение в коллегиальном составе и принятие решения по обращению административного истца, облеченного в соответствующую форму или закрепленного в соответствующем протоколе, а относится к случаям, когда избирательная комиссия самостоятельно определяет порядок рассмотрения поставленного вопроса и форму принятия по нему решения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 19. Образование избирательных участков, участков референдума
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 19. Образование избирательных участков, участков референдума
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 25. Образование избирательных участков
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 25. Образование избирательных участков
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)В соответствии с данным Законом избиратели трех округов (1, 10 и 30-го) получили возможность подать заявление на включение в список избирателей по избирательному участку для дистанционного электронного голосования с помощью специального программного обеспечения ГИС "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы" (mos.ru) и в последующем проголосовать дистанционно с использованием Портала. В итоге зарегистрировались на онлайн-голосование по трем округам 11 228 избирателей, а проголосовали от числа зарегистрировавшихся 9 810 человек, или 87,4% <1>. Таким образом, эксперимент проведения дистанционного электронного голосования показал, что интерес к данной форме выражения волеизъявления избирателей весьма высок.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)В соответствии с данным Законом избиратели трех округов (1, 10 и 30-го) получили возможность подать заявление на включение в список избирателей по избирательному участку для дистанционного электронного голосования с помощью специального программного обеспечения ГИС "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы" (mos.ru) и в последующем проголосовать дистанционно с использованием Портала. В итоге зарегистрировались на онлайн-голосование по трем округам 11 228 избирателей, а проголосовали от числа зарегистрировавшихся 9 810 человек, или 87,4% <1>. Таким образом, эксперимент проведения дистанционного электронного голосования показал, что интерес к данной форме выражения волеизъявления избирателей весьма высок.
Статья: Конституционные основы защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Действующее законодательство также предусматривает возможность проголосовать досрочно. В данном случае голосование может проводиться как для избирателей конкретного избирательного участка в целом (например, на морском судне), так и для иных категорий избирателей, которые проживают в труднодоступной местности. Данный механизм реализуется с целью предоставления возможности проголосовать избирателям, которые не смогли бы принять участие в день выборов в силу отсутствия на своем избирательном участке.
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Действующее законодательство также предусматривает возможность проголосовать досрочно. В данном случае голосование может проводиться как для избирателей конкретного избирательного участка в целом (например, на морском судне), так и для иных категорий избирателей, которые проживают в труднодоступной местности. Данный механизм реализуется с целью предоставления возможности проголосовать избирателям, которые не смогли бы принять участие в день выборов в силу отсутствия на своем избирательном участке.
Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Таким образом, уже сегодня вполне назрела необходимость предотвращения негативных тенденций в общественных настроениях относительно использования цифровых технологий в голосовании, а также преодоления наметившегося разрыва между избирателями и избираемыми. Этому должно способствовать объединение усилий законодателей и правоприменителей в целях создания не только дополнительных гарантий избирательных прав, реализуемых в цифровой среде, но и гарантий права гражданина на отказ от использования электронных и цифровых сервисов при реализации активного избирательного права. Право на электронное голосование на федеральных, региональных и муниципальных выборах должно оставаться субсидиарным по отношению к праву на традиционное голосование в аналоговом (бумажном) режиме. В противоречие с этим подходом вступает практика установления голосования на избирательном участке с использованием избирательного бюллетеня в качестве исключения из общего правила электронного голосования, когда реализация права на голосование в традиционной форме сопровождается необходимостью соблюдения гражданином особых процессуальных требований (например, заблаговременной подачей заявления об отказе от электронного голосования при условии личной явки в избирательную комиссию либо путем его подачи через личный кабинет на портале государственных и муниципальных услуг).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Таким образом, уже сегодня вполне назрела необходимость предотвращения негативных тенденций в общественных настроениях относительно использования цифровых технологий в голосовании, а также преодоления наметившегося разрыва между избирателями и избираемыми. Этому должно способствовать объединение усилий законодателей и правоприменителей в целях создания не только дополнительных гарантий избирательных прав, реализуемых в цифровой среде, но и гарантий права гражданина на отказ от использования электронных и цифровых сервисов при реализации активного избирательного права. Право на электронное голосование на федеральных, региональных и муниципальных выборах должно оставаться субсидиарным по отношению к праву на традиционное голосование в аналоговом (бумажном) режиме. В противоречие с этим подходом вступает практика установления голосования на избирательном участке с использованием избирательного бюллетеня в качестве исключения из общего правила электронного голосования, когда реализация права на голосование в традиционной форме сопровождается необходимостью соблюдения гражданином особых процессуальных требований (например, заблаговременной подачей заявления об отказе от электронного голосования при условии личной явки в избирательную комиссию либо путем его подачи через личный кабинет на портале государственных и муниципальных услуг).
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)До введения многодневного голосования было наиболее распространено голосование бумажными бюллетенями в день голосования (воскресенье) без использования технических средств подсчета голосов в помещениях для голосования на избирательных участках. Его можно назвать традиционным видом голосования. Избирательные законы в принципе достаточно детально регулируют именно этот вид голосования. Оно обеспечено наибольшими законодательными гарантиями добровольности и тайны голосования.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)До введения многодневного голосования было наиболее распространено голосование бумажными бюллетенями в день голосования (воскресенье) без использования технических средств подсчета голосов в помещениях для голосования на избирательных участках. Его можно назвать традиционным видом голосования. Избирательные законы в принципе достаточно детально регулируют именно этот вид голосования. Оно обеспечено наибольшими законодательными гарантиями добровольности и тайны голосования.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Наблюдатели, исходя из особенностей их правового статуса, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в частности с нахождением в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, наблюдением за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума. Аналогичным образом члены избирательной комиссии и комиссии референдума обращаются за защитой своих прав, связанных с осуществлением ими своих полномочий. Вместе с тем при реализации своего активного избирательного права член избирательной комиссии или комиссии референдума рассматривается не как полномочный представитель коллегиального органа, а как избиратель, имеющий право на обращение в суд с административным исковым заявлением по ч. 1 комментируемой статьи.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Наблюдатели, исходя из особенностей их правового статуса, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в частности с нахождением в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, наблюдением за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума. Аналогичным образом члены избирательной комиссии и комиссии референдума обращаются за защитой своих прав, связанных с осуществлением ими своих полномочий. Вместе с тем при реализации своего активного избирательного права член избирательной комиссии или комиссии референдума рассматривается не как полномочный представитель коллегиального органа, а как избиратель, имеющий право на обращение в суд с административным исковым заявлением по ч. 1 комментируемой статьи.
Статья: Избирательная комиссия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу УИК формируются по согласованию с соответствующей ТИК на избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона об основных гарантиях, в следующем составе (в зависимости от количества избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу УИК формируются по согласованию с соответствующей ТИК на избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона об основных гарантиях, в следующем составе (в зависимости от количества избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сведения об административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга, а также избирательных округах, границах территорий судебных участков мировых судей Санкт-Петербурга;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сведения об административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга, а также избирательных округах, границах территорий судебных участков мировых судей Санкт-Петербурга;