Избирательное законодательство
Подборка наиболее важных документов по запросу Избирательное законодательство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Основные термины и понятия" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации""Из системного анализа положений пункта 5 статьи 2 и пункта 11 статьи 37 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует, что, устанавливая правила сбора подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, законодатель четко определил обязательные требования к содержанию подписных листов, в том числе, указание адреса места жительства избирателя, предусмотрев лишь возможность отсутствия перечисленных в законе реквизитов адреса места жительства, исключений в отношении других обязательных сведений об избирателе избирательное законодательство не предусматривает."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФ"Ответ Московской городской избирательной комиссии, изложенный в письме от 10 сентября 2022 года N 02-15/2048, в котором указано, что нарушений избирательного законодательства в действиях комиссии не усматривается, также не относится к решениям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принимаемым ею в коллегиальном составе, а также не может рассматриваться, как уклонение от принятия соответствующего решения (бездействие административного ответчика), которые по смыслу положений пункта 7 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут быть обжалованы в верховные суды республики, краевые, областные суды, суды города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субъекты наблюдения на выборах: вопросы совершенствования российского избирательного законодательства
(Босова Е.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 1)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 1
(Босова Е.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 1)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 1
Статья: Проблемы влияния нарушений избирательного законодательства на легитимность выборов
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"10 января 2003 года N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"10 января 2003 года N 19-ФЗ
Статья: Ценз гражданской верности или лояльности к государству как ограничение избирательных прав граждан в России на современном этапе
(Третьяк И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)В других странах ценз лояльности к государству закреплен в качестве избирательного ценза в законодательстве. Например, законодательство Барбадоса содержит такое нестандартное ограничение избирательных прав, как ограничения для лица, которое в результате собственных действий, на основании какого-либо официального заявления о лояльности связано обязательством верности и подчинения иностранным властям или иностранному государству. На Ямайке не имеет права быть избранным лицо, которое является в силу своего собственного поступка связанным обязательствами лояльности, послушания или верности иностранному государству. По законодательству Сингапура лицо не может быть кандидатом в депутаты на выборах парламента в случаях, когда оно пользуется правами и свободами гражданина иностранного государства и присягнуло ему на верность. Аналогичные ограничения действуют на территории Багамских островов и Белиза <8>. Нельзя не отметить, что избирательное законодательство перечисленных стран является достаточно консервативным и содержит небесспорные с точки зрения принципа демократического государства избирательные цензы.
(Третьяк И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)В других странах ценз лояльности к государству закреплен в качестве избирательного ценза в законодательстве. Например, законодательство Барбадоса содержит такое нестандартное ограничение избирательных прав, как ограничения для лица, которое в результате собственных действий, на основании какого-либо официального заявления о лояльности связано обязательством верности и подчинения иностранным властям или иностранному государству. На Ямайке не имеет права быть избранным лицо, которое является в силу своего собственного поступка связанным обязательствами лояльности, послушания или верности иностранному государству. По законодательству Сингапура лицо не может быть кандидатом в депутаты на выборах парламента в случаях, когда оно пользуется правами и свободами гражданина иностранного государства и присягнуло ему на верность. Аналогичные ограничения действуют на территории Багамских островов и Белиза <8>. Нельзя не отметить, что избирательное законодательство перечисленных стран является достаточно консервативным и содержит небесспорные с точки зрения принципа демократического государства избирательные цензы.
Статья: О природе элементов системы органов федеральной территории "Сириус"
(Праскова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)<14> В этом плане примечательно, что уже в апреле 2021 г. ст. 26 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" была дополнена п. 8.1, предусматривавшим особый порядок формирования Территориальной избирательной комиссии ФТ "Сириус" и ее место в системе избирательных комиссий, различающиеся в зависимости от вида выборов (референдума) (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 05.04.2021). Эти поправки были внесены в рамках изменения избирательного законодательства вследствие конституционной реформы. И, вероятно, на тот момент такого определения статуса избирательных комиссий было достаточно.
(Праскова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)<14> В этом плане примечательно, что уже в апреле 2021 г. ст. 26 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" была дополнена п. 8.1, предусматривавшим особый порядок формирования Территориальной избирательной комиссии ФТ "Сириус" и ее место в системе избирательных комиссий, различающиеся в зависимости от вида выборов (референдума) (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 05.04.2021). Эти поправки были внесены в рамках изменения избирательного законодательства вследствие конституционной реформы. И, вероятно, на тот момент такого определения статуса избирательных комиссий было достаточно.
Статья: Надзор за исполнением исполнительных документов исполнительскими агентами
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)При рассмотрении указанных признаков хотелось бы также обратить внимание на позицию, встречающуюся в юридической литературе, что государственный надзор осуществляется как самостоятельный специальный вид государственно-управленческой деятельности <22>. Принимая во внимание данную позицию, следует учитывать, что рассматриваемая проверка носит самостоятельный характер и проводится судебным приставом-исполнителем вне исполнительного производства, при осуществлении которой им не реализуются функции по принудительному исполнению исполнительных документов, которые возложены на них Законом об исполнительном производстве. Логика выделения самостоятельных форм надзора, не подпадающего под рамки стандартных понятий о государственном контроле (надзоре) и не относящегося к непосредственным действиям органа по решению конкретных возложенных на него задач, не является принципиально новой для законодателя. Так, например, как отмечают Д.Ю. Воронин и Б.В. Лесив, избирательные комиссии наделены законодателем в том числе полномочиями по надзору за соблюдением избирательного законодательства и избирательных прав граждан на вверенных им территориях, вне зависимости от их конкретных действий в рамках реализации функции по организации и проведению выборов <23>. В связи с этим авторы делают вывод, что представление о статусе членов избиркомов исключительно в понимании их "рабочих функций" является ошибочным <24>.
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)При рассмотрении указанных признаков хотелось бы также обратить внимание на позицию, встречающуюся в юридической литературе, что государственный надзор осуществляется как самостоятельный специальный вид государственно-управленческой деятельности <22>. Принимая во внимание данную позицию, следует учитывать, что рассматриваемая проверка носит самостоятельный характер и проводится судебным приставом-исполнителем вне исполнительного производства, при осуществлении которой им не реализуются функции по принудительному исполнению исполнительных документов, которые возложены на них Законом об исполнительном производстве. Логика выделения самостоятельных форм надзора, не подпадающего под рамки стандартных понятий о государственном контроле (надзоре) и не относящегося к непосредственным действиям органа по решению конкретных возложенных на него задач, не является принципиально новой для законодателя. Так, например, как отмечают Д.Ю. Воронин и Б.В. Лесив, избирательные комиссии наделены законодателем в том числе полномочиями по надзору за соблюдением избирательного законодательства и избирательных прав граждан на вверенных им территориях, вне зависимости от их конкретных действий в рамках реализации функции по организации и проведению выборов <23>. В связи с этим авторы делают вывод, что представление о статусе членов избиркомов исключительно в понимании их "рабочих функций" является ошибочным <24>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Избирательная комиссия муниципального образования, ранее предусмотренная федеральным избирательным законодательством <1>, является не органом местного самоуправления, а муниципальным органом (ч. 2 ст. 39 Закона N 131-ФЗ), осуществляющим специализированный контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, за целевым использованием выделенных бюджетных средств.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Избирательная комиссия муниципального образования, ранее предусмотренная федеральным избирательным законодательством <1>, является не органом местного самоуправления, а муниципальным органом (ч. 2 ст. 39 Закона N 131-ФЗ), осуществляющим специализированный контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, за целевым использованием выделенных бюджетных средств.
Статья: Проблема баланса конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Выборы по российскому законодательству организуют и проводят избирательные комиссии. Однако при электронном и дистанционном электронном голосовании нет непосредственного взаимодействия избирательных комиссий разного уровня. Отсутствуют безразрывные логистические потоки движения информации между избирателем и соответствующей избирательной комиссией, так как используются оперируемые не избирательными комиссиями съемные носители информации. Между участковой избирательной комиссией и московской городской избирательной комиссией взаимодействие осуществляется через Интернет и mos.ru под операционным контролем со стороны департамента информационных технологий правительства города Москвы. Однако избирательному праву неизвестны ни статус этих посредников, ни их ответственность за достоверность передаваемого волеизъявления избирателя и возможные нарушения избирательного законодательства. На стадии голосования возникают риски искажения существа конституционного права, правовые гарантии исключения которых требуют новых законодательных решений <29>.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Выборы по российскому законодательству организуют и проводят избирательные комиссии. Однако при электронном и дистанционном электронном голосовании нет непосредственного взаимодействия избирательных комиссий разного уровня. Отсутствуют безразрывные логистические потоки движения информации между избирателем и соответствующей избирательной комиссией, так как используются оперируемые не избирательными комиссиями съемные носители информации. Между участковой избирательной комиссией и московской городской избирательной комиссией взаимодействие осуществляется через Интернет и mos.ru под операционным контролем со стороны департамента информационных технологий правительства города Москвы. Однако избирательному праву неизвестны ни статус этих посредников, ни их ответственность за достоверность передаваемого волеизъявления избирателя и возможные нарушения избирательного законодательства. На стадии голосования возникают риски искажения существа конституционного права, правовые гарантии исключения которых требуют новых законодательных решений <29>.
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, если иное не установлено законодательством (ч. 1 ст. 240 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, если иное не установлено законодательством (ч. 1 ст. 240 КАС РФ).
Статья: Договоры, заключаемые в период проведения избирательной кампании: гражданско-правовая характеристика и разновидности
(Вронская М.В.)
("Современный юрист", 2024, N 4)Сам порядок проведения избирательной кампании на территории Российского государства регламентирован положениями действующего избирательного законодательства, в том числе Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ <4>. Именно указанный законодательный акт урегулировал своими положениями возможность заключения ряда гражданско-правовых договоров в целях проведения избирательной кампании, в том числе договора аренды помещения, договора возмездного оказания агитационных услуг, договора о предоставлении площади для проведения предвыборной агитации, договора о предоставлении бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации; договора о создании объектов интеллектуальных прав для использования в целях предвыборной агитации, а также ряда иных.
(Вронская М.В.)
("Современный юрист", 2024, N 4)Сам порядок проведения избирательной кампании на территории Российского государства регламентирован положениями действующего избирательного законодательства, в том числе Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ <4>. Именно указанный законодательный акт урегулировал своими положениями возможность заключения ряда гражданско-правовых договоров в целях проведения избирательной кампании, в том числе договора аренды помещения, договора возмездного оказания агитационных услуг, договора о предоставлении площади для проведения предвыборной агитации, договора о предоставлении бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации; договора о создании объектов интеллектуальных прав для использования в целях предвыборной агитации, а также ряда иных.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<3> Воронин Д.Ю., Лесив Б.В. Конституционно-процессуальная ответственность в избирательном праве - призрачная сущность в материально-правовой оболочке // Избирательное законодательство и практика. 2023. N 3. С. 5 - 12; Воронин Д.Ю., Лесив Б.В. Как фундаментальная юриспруденция пропустила "появление" конституционно-процессуальной ответственности? // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 5. С. 57 - 64.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<3> Воронин Д.Ю., Лесив Б.В. Конституционно-процессуальная ответственность в избирательном праве - призрачная сущность в материально-правовой оболочке // Избирательное законодательство и практика. 2023. N 3. С. 5 - 12; Воронин Д.Ю., Лесив Б.В. Как фундаментальная юриспруденция пропустила "появление" конституционно-процессуальной ответственности? // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 5. С. 57 - 64.