Избирательное объединение
Подборка наиболее важных документов по запросу Избирательное объединение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 239 "Обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" КАС РФ"Позиция кассатора о том, что истцы не имеют права на оспаривание постановления о заверении списка также подлежит отклонению, как основанная на неправильном толковании положений части 10 статьи 239 КАС РФ, которой определен субъектный состав, лиц, имеющих право инициировать оспаривание постановлений избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, не отрицая необходимость извещения уполномоченного органа о проведении конференции избирательное объединение данную императивную обязанность не выполнило, что подтверждается совокупностью установленных судом апелляционной инстанции по делу обстоятельств."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Два дела об ограничении пассивного избирательного права
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Два дела об ограничении пассивного избирательного права
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С жалобами вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения. Так, избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах (п. 10 ст. 75 Закона N 67-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С жалобами вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения. Так, избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах (п. 10 ст. 75 Закона N 67-ФЗ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
(ред. от 17.11.2025)Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как указал Конституционный Суд РФ, гарантируя избирателям, кандидатам, избирательным объединениям и другим участникам выборов право на обращение в суд за защитой избирательных прав, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и КАС РФ исходят из обусловленной характером допущенного или предполагаемого нарушения избирательных прав конкретных участников выборов необходимости дифференциации общего и специального (по предметам, субъектам и срокам подачи жалобы, заявления) порядков его реализации (Постановление от 15.11.2018 N 42-П). В связи с этим ч. 1 ст. 239 КАС РФ право на оспаривание решения, действия (бездействия) избирательной комиссии предоставляется гражданам, чьи избирательные права непосредственно ими затрагиваются (Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1111-О).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как указал Конституционный Суд РФ, гарантируя избирателям, кандидатам, избирательным объединениям и другим участникам выборов право на обращение в суд за защитой избирательных прав, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и КАС РФ исходят из обусловленной характером допущенного или предполагаемого нарушения избирательных прав конкретных участников выборов необходимости дифференциации общего и специального (по предметам, субъектам и срокам подачи жалобы, заявления) порядков его реализации (Постановление от 15.11.2018 N 42-П). В связи с этим ч. 1 ст. 239 КАС РФ право на оспаривание решения, действия (бездействия) избирательной комиссии предоставляется гражданам, чьи избирательные права непосредственно ими затрагиваются (Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1111-О).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Законодательство о выборах и референдуме неоднократно становилось предметом конституционного контроля, вследствие которого Конституционный Суд РФ давал свою оценку конституционности отдельных норм материального, а также процессуального права, предусматривающих особенности рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. Например, Постановление Конституционного Суда РФ от 20.01.2021 N 2-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 46, частей 1 и 3 статьи 62, части 4 статьи 240 и части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.В. Тухты", Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2020 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 19, пункта 7 части 1 статьи 20, пункта 7 статьи 21 и части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также пункта 7 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.А. Брюхановой и Е.Л. Русаковой", Постановление Конституционного Суда РФ от 15.11.2018 N 42-П "По делу о проверке конституционности части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в городе Санкт-Петербурге". И если в первых двух случаях Конституционный Суд РФ признал соответствующими Конституции РФ оспариваемые заявителями положения, то в последнем примере Конституционный Суд РФ признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно не позволяет соответствующему избирательному объединению обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов в указанном случае.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Законодательство о выборах и референдуме неоднократно становилось предметом конституционного контроля, вследствие которого Конституционный Суд РФ давал свою оценку конституционности отдельных норм материального, а также процессуального права, предусматривающих особенности рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. Например, Постановление Конституционного Суда РФ от 20.01.2021 N 2-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 46, частей 1 и 3 статьи 62, части 4 статьи 240 и части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.В. Тухты", Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2020 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 19, пункта 7 части 1 статьи 20, пункта 7 статьи 21 и части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также пункта 7 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.А. Брюхановой и Е.Л. Русаковой", Постановление Конституционного Суда РФ от 15.11.2018 N 42-П "По делу о проверке конституционности части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в городе Санкт-Петербурге". И если в первых двух случаях Конституционный Суд РФ признал соответствующими Конституции РФ оспариваемые заявителями положения, то в последнем примере Конституционный Суд РФ признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно не позволяет соответствующему избирательному объединению обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов в указанном случае.
Статья: Избирательная комиссия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению мандатов в представительном органе муниципального образования;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению мандатов в представительном органе муниципального образования;
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)79. Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)79. Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления".
Статья: Избирательная система
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При списочной избирательной системе голосование происходит по спискам кандидатов, выдвинутым избирательными объединениями (чаще всего речь идет о политических партиях). В данной ситуации наиболее значимым является не вопрос установления необходимого для избрания большинства голосов (как для мажоритарной системы), а вопрос вычисления так называемой стоимости мандата - необходимого числа голосов передачи одного мандата, подлежащего распределению, кандидату (списку кандидатов). Определение данной стоимости возможно как методом избирательных квот, так и посредством метода делителей.
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При списочной избирательной системе голосование происходит по спискам кандидатов, выдвинутым избирательными объединениями (чаще всего речь идет о политических партиях). В данной ситуации наиболее значимым является не вопрос установления необходимого для избрания большинства голосов (как для мажоритарной системы), а вопрос вычисления так называемой стоимости мандата - необходимого числа голосов передачи одного мандата, подлежащего распределению, кандидату (списку кандидатов). Определение данной стоимости возможно как методом избирательных квот, так и посредством метода делителей.