Избирательная система выБоры президента
Подборка наиболее важных документов по запросу Избирательная система выБоры президента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о формировании и развитии двухпартийной системы в США
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Вопросы, связанные с выборами, регулируются главным образом на уровне штатов. Конституция США устанавливает лишь порядок формирования Конгресса США и предъявляемые к конгрессменам требования, а также порядок избрания Президента США выборщиками от штатов. На федеральном уровне законы регулируют лишь отдельные связанные с выборами вопросы, связанные главным образом с финансированием избирательных кампаний, а также с предупреждением и пресечением коррупции <7>. Также на федеральном уровне отсутствует закон, регулирующий деятельность политических партий. Поэтому партийные организации штатов в большей мере напоминают не структурные подразделения общенациональной партии, а, скорее, самостоятельные партии, из которых на уровне федерации образуется подобие коалиции, отличаются высокой степенью децентрализации, обладают широкой автономией. Порядок регистрации избирателей в качестве сторонников партий, проведение предварительного внутрипартийного голосования и ряд других ключевых аспектов деятельности партий регулируются законодательством штатов. В избирательных законах штатов имеются разделы, посвященные политическим партиям, где содержатся положения о порядке их образования, регламентируется порядок формирования, состав и компетенция руководящих партийных органов, порядок принятия и изменения устава, проведения партийных собраний, финансовая деятельность и другие вопросы <8>. В США на выборах различных уровней обычно применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства, на выборах Президента США, а также на выборах в части штатов - мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. На президентских выборах только в двух штатах голоса выборщиков распределяются по пропорциональной избирательной системе. М. Дюверже в свое время установил, что мажоритарная система относительного большинства способствует установлению двухпартийности <9>. США являются ярким примером этого. Также вполне можно согласиться с мнением Д.А. Киреева, что данная избирательная система "формирует условия, при которых любые малые партии вытесняются или поглощаются большими или не играют серьезной роли" <10>.
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Вопросы, связанные с выборами, регулируются главным образом на уровне штатов. Конституция США устанавливает лишь порядок формирования Конгресса США и предъявляемые к конгрессменам требования, а также порядок избрания Президента США выборщиками от штатов. На федеральном уровне законы регулируют лишь отдельные связанные с выборами вопросы, связанные главным образом с финансированием избирательных кампаний, а также с предупреждением и пресечением коррупции <7>. Также на федеральном уровне отсутствует закон, регулирующий деятельность политических партий. Поэтому партийные организации штатов в большей мере напоминают не структурные подразделения общенациональной партии, а, скорее, самостоятельные партии, из которых на уровне федерации образуется подобие коалиции, отличаются высокой степенью децентрализации, обладают широкой автономией. Порядок регистрации избирателей в качестве сторонников партий, проведение предварительного внутрипартийного голосования и ряд других ключевых аспектов деятельности партий регулируются законодательством штатов. В избирательных законах штатов имеются разделы, посвященные политическим партиям, где содержатся положения о порядке их образования, регламентируется порядок формирования, состав и компетенция руководящих партийных органов, порядок принятия и изменения устава, проведения партийных собраний, финансовая деятельность и другие вопросы <8>. В США на выборах различных уровней обычно применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства, на выборах Президента США, а также на выборах в части штатов - мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. На президентских выборах только в двух штатах голоса выборщиков распределяются по пропорциональной избирательной системе. М. Дюверже в свое время установил, что мажоритарная система относительного большинства способствует установлению двухпартийности <9>. США являются ярким примером этого. Также вполне можно согласиться с мнением Д.А. Киреева, что данная избирательная система "формирует условия, при которых любые малые партии вытесняются или поглощаются большими или не играют серьезной роли" <10>.
Статья: Конституционно-правовое регулирование использования цифровых технологий при осуществлении видеонаблюдения за выборами и референдумами
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Положения Постановления ЦИК РФ от 14.07.2021 N 20/169-8 базировались на особом Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения <18> (далее - Порядок). Данный Порядок определяет цели установления систем видеонаблюдения в помещениях на избирательных участках, структуру этих систем, принципы их работы, а также перечень услуг, оказываемых организацией, отвечающей за установку систем видеонаблюдения на выборах в РФ. Необходимо отметить, что в п. 1.6 настоящего Порядка сказано также, что средства видеонаблюдения должны размещаться в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушать тайну данной процедуры. Ведь согласно ст. 7 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <19> голосование граждан в ходе референдума либо выборов должно быть тайным - должна быть исключена всякая возможность контроля за волеизъявлением россиян. В этой связи можно сделать вывод о том, что не допускается размещение камер видеонаблюдения в кабинах для голосования, где непосредственно совершается выбор гражданина в пользу того или иного кандидата либо партии. Зафиксированные в помещении, где располагается территориальная избирательная комиссия, в соответствии с 1.6 настоящего Порядка видеозаписи не могут использоваться в качестве замены законодательно определенной процедуры подсчета голосов, а также определения результатов голосования избирателей. Отсюда можно сделать вывод об основной функции видеонаблюдения в ходе референдума и выборов - предупреждение нарушений указанных процедур волеизъявления граждан. Между тем оно не способно заменить традиционную процедуру подсчета голосов, на основании которой делается вывод о результатах голосования. В пункте 1.7 настоящий Порядок повторяет соответствующие положения Федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации", касающиеся недопущения размещения систем видеонаблюдения в помещениях избирательных участков, располагающихся в медицинских учреждениях, местах заключения, на судах, полярных станциях, а также в воинских частях без согласования с командиром части.
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Положения Постановления ЦИК РФ от 14.07.2021 N 20/169-8 базировались на особом Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения <18> (далее - Порядок). Данный Порядок определяет цели установления систем видеонаблюдения в помещениях на избирательных участках, структуру этих систем, принципы их работы, а также перечень услуг, оказываемых организацией, отвечающей за установку систем видеонаблюдения на выборах в РФ. Необходимо отметить, что в п. 1.6 настоящего Порядка сказано также, что средства видеонаблюдения должны размещаться в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушать тайну данной процедуры. Ведь согласно ст. 7 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <19> голосование граждан в ходе референдума либо выборов должно быть тайным - должна быть исключена всякая возможность контроля за волеизъявлением россиян. В этой связи можно сделать вывод о том, что не допускается размещение камер видеонаблюдения в кабинах для голосования, где непосредственно совершается выбор гражданина в пользу того или иного кандидата либо партии. Зафиксированные в помещении, где располагается территориальная избирательная комиссия, в соответствии с 1.6 настоящего Порядка видеозаписи не могут использоваться в качестве замены законодательно определенной процедуры подсчета голосов, а также определения результатов голосования избирателей. Отсюда можно сделать вывод об основной функции видеонаблюдения в ходе референдума и выборов - предупреждение нарушений указанных процедур волеизъявления граждан. Между тем оно не способно заменить традиционную процедуру подсчета голосов, на основании которой делается вывод о результатах голосования. В пункте 1.7 настоящий Порядок повторяет соответствующие положения Федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации", касающиеся недопущения размещения систем видеонаблюдения в помещениях избирательных участков, располагающихся в медицинских учреждениях, местах заключения, на судах, полярных станциях, а также в воинских частях без согласования с командиром части.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 12. Система и статус избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 12. Система и статус избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации
Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система
Статья: Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Поскольку российская Конституция не отводит достаточного места регулированию избирательной системы, для изучения возможных вариантов такого регулирования необходимо обращение к действующим Основным законам зарубежных государств, содержащим соответствующие нормы. Так, Разделы III Конституций Беларуси и Украины, именуемые "Избирательная система. Референдум" и "Выборы. Референдум" соответственно довольно лаконичны и определяют самые общие положения, касающиеся избирательного права, которые мало чем отличаются от норм российской Конституции, за исключением более подробного регулирования процесса проведения референдума, что, впрочем, не относится к предмету данной статьи. Конституция Армении, хотя и не содержит в себе отдельной главы, посвященной избирательной системе, достаточно подробно регулирует отдельные ее аспекты. Конституция Казахстана, также не содержащая отдельной главы, посвященной выборам, вместе с тем закрепляет, как и в Беларуси, порядок выборов Президента в случае, если ни один кандидат не одержал победу в первом туре (п. 5 ст. 41), и устанавливает систему выборов в нижнюю палату парламента - Мажилис: часть депутатов должны избираться по пропорциональной системе, а часть избираются по смешанной, при этом конкретные пропорции устанавливаются конституционным законом (ч. 3 ст. 50) <24>. В ст. 41 Основного закона Казахстана, по аналогии с положением Конституции Украины о выборах в Верховную раду, установлен точный день выборов Президента Республики - первое воскресенье декабря.
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Поскольку российская Конституция не отводит достаточного места регулированию избирательной системы, для изучения возможных вариантов такого регулирования необходимо обращение к действующим Основным законам зарубежных государств, содержащим соответствующие нормы. Так, Разделы III Конституций Беларуси и Украины, именуемые "Избирательная система. Референдум" и "Выборы. Референдум" соответственно довольно лаконичны и определяют самые общие положения, касающиеся избирательного права, которые мало чем отличаются от норм российской Конституции, за исключением более подробного регулирования процесса проведения референдума, что, впрочем, не относится к предмету данной статьи. Конституция Армении, хотя и не содержит в себе отдельной главы, посвященной избирательной системе, достаточно подробно регулирует отдельные ее аспекты. Конституция Казахстана, также не содержащая отдельной главы, посвященной выборам, вместе с тем закрепляет, как и в Беларуси, порядок выборов Президента в случае, если ни один кандидат не одержал победу в первом туре (п. 5 ст. 41), и устанавливает систему выборов в нижнюю палату парламента - Мажилис: часть депутатов должны избираться по пропорциональной системе, а часть избираются по смешанной, при этом конкретные пропорции устанавливаются конституционным законом (ч. 3 ст. 50) <24>. В ст. 41 Основного закона Казахстана, по аналогии с положением Конституции Украины о выборах в Верховную раду, установлен точный день выборов Президента Республики - первое воскресенье декабря.
Статья: Динамизм развития электоральных правоотношений партий и кандидатов
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Особенности выборов различного уровня. На выборах Президента Российской Федерации в числе преимуществ кандидатов, выдвинутых партиями, следует назвать агитацию партии, которую она может вести на бесплатной основе в качестве самостоятельного субъекта агитации в средствах массовой информации <17>. На всех иных выборах, проводимых по мажоритарной избирательной системе, субъектом агитационной деятельности в СМИ может выступать только сам кандидат, выдвинутый по единому или одно-, многомандатному округу.
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Особенности выборов различного уровня. На выборах Президента Российской Федерации в числе преимуществ кандидатов, выдвинутых партиями, следует назвать агитацию партии, которую она может вести на бесплатной основе в качестве самостоятельного субъекта агитации в средствах массовой информации <17>. На всех иных выборах, проводимых по мажоритарной избирательной системе, субъектом агитационной деятельности в СМИ может выступать только сам кандидат, выдвинутый по единому или одно-, многомандатному округу.
Статья: Признание недостоверной и (или) недействительной подписи избирателя, проставленной с использованием ЕПГУ: практика и ответственность
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Сбор через ЕПГУ обеспечивает высокие стандарты информационной безопасности, оперативное межведомственное взаимодействие всех проверяющих органов, не требует дополнительных заявительных процедур (для сравнения: менее функциональны применяемые в целях сбора подписей избирателей автоматизированные информационные системы Главной избирательной комиссии Литвы, Министерства внутренних дел и юстиции Бельгии). Механизм исключает формальности, гарантируя отсутствие технических ошибок и достоверность подписи при соблюдении процедуры (для сравнения: на президентских выборах в Тунисе непредставление в требуемом формате электронного подписного листа является одной из основных причин для отказа в регистрации кандидатов). Законодательно установленная пропорция сбора подписей в бумажном и электронном форматах гарантирует учет и баланс электоральных интересов всех групп избирателей (для сравнения: с 2019 г. на парламентских выборах в Дании предусмотрен только электронный сбор; на выборах президента Исландии в 2020 г. при отсутствии нормативного регулирования вопроса 87% подписей в поддержку кандидатов были собраны в электронном виде).
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Сбор через ЕПГУ обеспечивает высокие стандарты информационной безопасности, оперативное межведомственное взаимодействие всех проверяющих органов, не требует дополнительных заявительных процедур (для сравнения: менее функциональны применяемые в целях сбора подписей избирателей автоматизированные информационные системы Главной избирательной комиссии Литвы, Министерства внутренних дел и юстиции Бельгии). Механизм исключает формальности, гарантируя отсутствие технических ошибок и достоверность подписи при соблюдении процедуры (для сравнения: на президентских выборах в Тунисе непредставление в требуемом формате электронного подписного листа является одной из основных причин для отказа в регистрации кандидатов). Законодательно установленная пропорция сбора подписей в бумажном и электронном форматах гарантирует учет и баланс электоральных интересов всех групп избирателей (для сравнения: с 2019 г. на парламентских выборах в Дании предусмотрен только электронный сбор; на выборах президента Исландии в 2020 г. при отсутствии нормативного регулирования вопроса 87% подписей в поддержку кандидатов были собраны в электронном виде).
Статья: Об изменении статуса политических партий Российской Федерации в первом десятилетии XXI в.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Современная избирательная система России в действующем ее виде начала формироваться в первой половине 90-х годов XX в. Основой формирования новой избирательной системы стали президентские указы Бориса Николаевича Ельцина, целью которых было повсеместное реформирование системы выборов представительных и законодательных органов государственной власти в стране. Первые попытки были предприняты в 1992 г., в связи с внесением изменений в Закон РСФСР "О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов Российской Федерации", определивших порядок назначения, подготовки и проведения выборов народных депутатов местных Советов, народных депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов <1>. Указанные изменения были учтены при разработке и принятии Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., интегрированы в федеральные законы, принятые впоследствии в развитие положений Конституции Российской Федерации, а также конкретизированы в нормативных актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В этот же период была закреплена норма формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по смешанной избирательной системе.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Современная избирательная система России в действующем ее виде начала формироваться в первой половине 90-х годов XX в. Основой формирования новой избирательной системы стали президентские указы Бориса Николаевича Ельцина, целью которых было повсеместное реформирование системы выборов представительных и законодательных органов государственной власти в стране. Первые попытки были предприняты в 1992 г., в связи с внесением изменений в Закон РСФСР "О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов Российской Федерации", определивших порядок назначения, подготовки и проведения выборов народных депутатов местных Советов, народных депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов <1>. Указанные изменения были учтены при разработке и принятии Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., интегрированы в федеральные законы, принятые впоследствии в развитие положений Конституции Российской Федерации, а также конкретизированы в нормативных актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В этот же период была закреплена норма формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по смешанной избирательной системе.
Статья: Цифровизация избирательного процесса и избирательные права в цифровую эпоху
(Шушания Ш.С.)
("Юрист", 2022, N 1)Одним из первых шагов к использованию электронных технологий в российском избирательном процессе можно считать учреждение Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. N 1723 <5> Государственной автоматизированной системы "Выборы" (ГАС "Выборы").
(Шушания Ш.С.)
("Юрист", 2022, N 1)Одним из первых шагов к использованию электронных технологий в российском избирательном процессе можно считать учреждение Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. N 1723 <5> Государственной автоматизированной системы "Выборы" (ГАС "Выборы").
Статья: Рискогенные факторы избирательного процесса в современной России
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Одним из наиболее серьезных рискогенных факторов, с особой остротой проявившихся в ходе прошедшей в декабре - марте 2024 г. избирательной кампании по выборам Президента РФ, является фактор внешнего насилия, давления, прямых угроз со стороны соседней Украины, попыток дестабилизации российской избирательной системы. Организация и проведение выборов в условиях специальной военной операции потребовала предельного напряжения морально-волевых качеств организаторов выборов, мобилизации духовно-нравственного потенциала членов избирательных комиссий и избирателей. Главным требованием и разумным принципом правового регулирования электоральных отношений в настоящий момент является безопасность. Несмотря на различные виды безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <10>, приоритет следует отдавать безопасности личности, защите жизни и здоровья граждан Российской Федерации, так как высшей ценностью, согласно Конституции, в нашей стране является человек, его права и свободы.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Одним из наиболее серьезных рискогенных факторов, с особой остротой проявившихся в ходе прошедшей в декабре - марте 2024 г. избирательной кампании по выборам Президента РФ, является фактор внешнего насилия, давления, прямых угроз со стороны соседней Украины, попыток дестабилизации российской избирательной системы. Организация и проведение выборов в условиях специальной военной операции потребовала предельного напряжения морально-волевых качеств организаторов выборов, мобилизации духовно-нравственного потенциала членов избирательных комиссий и избирателей. Главным требованием и разумным принципом правового регулирования электоральных отношений в настоящий момент является безопасность. Несмотря на различные виды безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <10>, приоритет следует отдавать безопасности личности, защите жизни и здоровья граждан Российской Федерации, так как высшей ценностью, согласно Конституции, в нашей стране является человек, его права и свободы.
Статья: Предложение по реформированию избирательной системы Российской Федерации
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Введение: в статье рассматривается вопрос о соответствии избирательных систем различным (математическим и юридическим) критериям оценки. Цель: определить наиболее справедливый алгоритм распределения мандатов при избрании депутатов и должностных лиц. Методы: общенаучные методы; частнонаучные, в т.ч. сравнительно-правовой и системный, методы. Результаты: определен круг математических (правило абсолютного большинства, принцип Кондорсе, принцип пропорционального представительства партий и др.) и юридических критериев (положения принципов равных, свободных и справедливых выборов). Установлено, что в наибольшей степени математическим и юридическим критериям соответствуют системы преференциального голосования. Ряд систем преференциального голосования отвечают критерию Кондорсе, обеспечивают пропорциональное представительство партий. При проведении таких выборов обеспечивается свободное и равное участие независимых и партийных кандидатов. Многие иные мажоритарные, пропорциональные и смешанные системы указанным критериям не соответствуют. Однако метод Кондорсе не позволяет во всех случаях определить избранного кандидата. Предлагается совместить алгоритмы Тайдемана, Кемени, Янга и Шульце в целях поиска "сильнейшего пути" в отношении последовательностей кандидатур. Выводы: разработанная авторами избирательная система преференциального голосования носит универсальный характер, она может быть применена при избрании как должностных лиц (президента, губернатора), так и депутатов. В случае ее реализации избирательное законодательство будет унифицировано, а практика избирательных комиссий придет к единообразию. Следовательно, такая унификация позволит повысить уровень защиты избирательных прав граждан.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Введение: в статье рассматривается вопрос о соответствии избирательных систем различным (математическим и юридическим) критериям оценки. Цель: определить наиболее справедливый алгоритм распределения мандатов при избрании депутатов и должностных лиц. Методы: общенаучные методы; частнонаучные, в т.ч. сравнительно-правовой и системный, методы. Результаты: определен круг математических (правило абсолютного большинства, принцип Кондорсе, принцип пропорционального представительства партий и др.) и юридических критериев (положения принципов равных, свободных и справедливых выборов). Установлено, что в наибольшей степени математическим и юридическим критериям соответствуют системы преференциального голосования. Ряд систем преференциального голосования отвечают критерию Кондорсе, обеспечивают пропорциональное представительство партий. При проведении таких выборов обеспечивается свободное и равное участие независимых и партийных кандидатов. Многие иные мажоритарные, пропорциональные и смешанные системы указанным критериям не соответствуют. Однако метод Кондорсе не позволяет во всех случаях определить избранного кандидата. Предлагается совместить алгоритмы Тайдемана, Кемени, Янга и Шульце в целях поиска "сильнейшего пути" в отношении последовательностей кандидатур. Выводы: разработанная авторами избирательная система преференциального голосования носит универсальный характер, она может быть применена при избрании как должностных лиц (президента, губернатора), так и депутатов. В случае ее реализации избирательное законодательство будет унифицировано, а практика избирательных комиссий придет к единообразию. Следовательно, такая унификация позволит повысить уровень защиты избирательных прав граждан.