Избиратель
Подборка наиболее важных документов по запросу Избиратель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Запрос депутата муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)Как... установлено судом... действуя в интересах избирателей, Депутат... обратился в местную администрацию с запросом о предоставлении возможности ознакомления с проектно-сметными документами... которые имеются в местной администрации (нереализованные) и по которым выполнение благоустройства запланировано на следующие года...
(КонсультантПлюс, 2025)Как... установлено судом... действуя в интересах избирателей, Депутат... обратился в местную администрацию с запросом о предоставлении возможности ознакомления с проектно-сметными документами... которые имеются в местной администрации (нереализованные) и по которым выполнение благоустройства запланировано на следующие года...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Кассационный суд, усмотрев в действиях О. нарушение антикоррупционного законодательства, не учел, что она, будучи депутатом на непостоянной основе, участвуя в заседаниях Совета депутатов, никакой материальной выгоды не имела, представляла интересы избирателей, проголосовавших за нее на выборах... никаким образом не создавала и не могла создать преимущество для сестры - кандидата на должность главы муниципального округа и на должность исполняющего полномочия главы названного муниципального образования - главы администрации.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Кассационный суд, усмотрев в действиях О. нарушение антикоррупционного законодательства, не учел, что она, будучи депутатом на непостоянной основе, участвуя в заседаниях Совета депутатов, никакой материальной выгоды не имела, представляла интересы избирателей, проголосовавших за нее на выборах... никаким образом не создавала и не могла создать преимущество для сестры - кандидата на должность главы муниципального округа и на должность исполняющего полномочия главы названного муниципального образования - главы администрации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8
Статья: Особенности социального состава избирателей и органов местного самоуправления в городах Сибири начала XX в.
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.
Статья: Признание недостоверной и (или) недействительной подписи избирателя, проставленной с использованием ЕПГУ: практика и ответственность
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10
Ситуация: Кто и в каком порядке может проголосовать на выборах вне помещения для голосования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Проголосовать на выборах вне помещений для голосования могут избиратели, которые имеют право быть включенными (включены) в список избирателей и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (например, по состоянию здоровья). В общем случае для этого необходимо обратиться в участковую комиссию.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Проголосовать на выборах вне помещений для голосования могут избиратели, которые имеют право быть включенными (включены) в список избирателей и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (например, по состоянию здоровья). В общем случае для этого необходимо обратиться в участковую комиссию.
Статья: Как публиковаться и потом не извиняться
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Ценная для каждого свобода выражения мнения также представляет ценность для политических партий и их активных членов. Они представляют своих избирателей и защищают их интересы, рассматривают вопросы, которые их заботят. Таким образом, вмешательство в свободу выражения мнения политика, члена оппозиционной партии требует от суда наиболее острого контроля. Так, у политиков есть возможность отвечать на нападки и участвовать в дебатах с целью опровержения каких-либо утверждений. В связи с чем в каждом конкретном случае нужно проверять, действительно ли публичному лицу требуется именно судебная защита его права и не являются ли порочащие о нем сведения мнением его избирателей.
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Ценная для каждого свобода выражения мнения также представляет ценность для политических партий и их активных членов. Они представляют своих избирателей и защищают их интересы, рассматривают вопросы, которые их заботят. Таким образом, вмешательство в свободу выражения мнения политика, члена оппозиционной партии требует от суда наиболее острого контроля. Так, у политиков есть возможность отвечать на нападки и участвовать в дебатах с целью опровержения каких-либо утверждений. В связи с чем в каждом конкретном случае нужно проверять, действительно ли публичному лицу требуется именно судебная защита его права и не являются ли порочащие о нем сведения мнением его избирателей.
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С жалобами вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения. Так, избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах (п. 10 ст. 75 Закона N 67-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С жалобами вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения. Так, избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах (п. 10 ст. 75 Закона N 67-ФЗ).
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, в штате Калифорния с 1 января 2020 г. действует уже упомянутый ранее Закон Калифорнии о защите персональных данных потребителей [1286]. 3 ноября 2020 г. значительное большинство избирателей приняли Закон штата Калифорния "О правах и соблюдении конфиденциальности" (California Privacy Rights Act, CPRA) [1287]. CPRA стал дополнением CCPA.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, в штате Калифорния с 1 января 2020 г. действует уже упомянутый ранее Закон Калифорнии о защите персональных данных потребителей [1286]. 3 ноября 2020 г. значительное большинство избирателей приняли Закон штата Калифорния "О правах и соблюдении конфиденциальности" (California Privacy Rights Act, CPRA) [1287]. CPRA стал дополнением CCPA.
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права применяются ко всем видам выборов, которые проводятся в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровне власти. Большинство принципов избирательного права красной нитью проходят через всю "материю" избирательного законодательства, они могут быть применимы к различным институтам избирательного права и стадиям избирательного процесса; так, например, принцип равного избирательного права определяет порядок формирования избирательных округов, выдвижения кандидатов, их правовой статус, правила проведения предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, а также количество голосов и права избирателей при голосовании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права применяются ко всем видам выборов, которые проводятся в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровне власти. Большинство принципов избирательного права красной нитью проходят через всю "материю" избирательного законодательства, они могут быть применимы к различным институтам избирательного права и стадиям избирательного процесса; так, например, принцип равного избирательного права определяет порядок формирования избирательных округов, выдвижения кандидатов, их правовой статус, правила проведения предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, а также количество голосов и права избирателей при голосовании.
Статья: Наблюдатель на выборах: правовое положение, порядок участия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Участие наблюдателей в выборах направлено прежде всего на реализацию гражданами своего конституционного права на участие в управлении государством (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Посредством наблюдения за избирательным процессом осуществляется общественный контроль за деятельностью органов публичной власти, направленный на соблюдение законодательства всеми участниками избирательных отношений, защиту интересов кандидатов и политических партий, на недопущение искажения волеизъявления избирателей. Как отметил Конституционный Суд РФ, наблюдатель от избирательного объединения, кандидата на выборах не является носителем самостоятельных интересов, связанных с реализацией права избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, - как производный (вторичный) участник избирательного процесса, он вступает в него по общему правилу в качестве представителя интересов кандидата, избирательного объединения, чем обеспечивается контроль в отношении законной реализации избирательных процедур (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2013 N 8-П "По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта "з" пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Воронежской области"). Контроль общественных наблюдателей на различных этапах избирательной кампании (регистрация кандидатов, проведение голосования, подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов выборов и др.) способствует повышению доверия граждан к власти.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Участие наблюдателей в выборах направлено прежде всего на реализацию гражданами своего конституционного права на участие в управлении государством (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Посредством наблюдения за избирательным процессом осуществляется общественный контроль за деятельностью органов публичной власти, направленный на соблюдение законодательства всеми участниками избирательных отношений, защиту интересов кандидатов и политических партий, на недопущение искажения волеизъявления избирателей. Как отметил Конституционный Суд РФ, наблюдатель от избирательного объединения, кандидата на выборах не является носителем самостоятельных интересов, связанных с реализацией права избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, - как производный (вторичный) участник избирательного процесса, он вступает в него по общему правилу в качестве представителя интересов кандидата, избирательного объединения, чем обеспечивается контроль в отношении законной реализации избирательных процедур (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2013 N 8-П "По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта "з" пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Воронежской области"). Контроль общественных наблюдателей на различных этапах избирательной кампании (регистрация кандидатов, проведение голосования, подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов выборов и др.) способствует повышению доверия граждан к власти.
Статья: Культурно-массовое мероприятие: понятие и порядок проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.