Источники транспортного права
Подборка наиболее важных документов по запросу Источники транспортного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Основания прекращения, приостановления действия права на управление транспортными средствами" Федерального закона "О безопасности дорожного движения""Предусмотренные ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О безопасности дорожного движения" порядок приобретения права на управление транспортными средствами и основания его прекращения являются условием реализации конституционного права собственности, в данном случае - на транспортное средство, поскольку государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 4 "Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"По смыслу приведенных норм и разъяснений по их применению законным владельцем источника повышенной опасности является лицо, на имя которого выдана доверенность на право управления транспортным средством, если указанное лицо пользуется автомобилем по своему усмотрению.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие транспортной организации
(Бурдин К.К.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Историко-правовой аспект источников транспортного права практически не исследуется другими авторами <3>. На наш взгляд, его рассмотрение необходимо, поскольку прогресс возможен во многом благодаря именно богатому наследию прошлого. Платон указывал: "Народ, не знающий или забывающий свое прошлое, не имеет будущего".
(Бурдин К.К.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Историко-правовой аспект источников транспортного права практически не исследуется другими авторами <3>. На наш взгляд, его рассмотрение необходимо, поскольку прогресс возможен во многом благодаря именно богатому наследию прошлого. Платон указывал: "Народ, не знающий или забывающий свое прошлое, не имеет будущего".
Статья: Актуальные вопросы административно-правового регулирования отношений в сфере обеспечения транспортной безопасности
(Землин А.И., Скаридов А.С., Мамина О.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Применительно к решению проблемы обеспечения безопасного функционирования транспортной системы с необходимостью надлежит рассмотреть источники транспортного права, статус которого как комплексной отрасли права обоснован в ряде опубликованных ранее работ представителей научной школы "Транспортное право" <2>.
(Землин А.И., Скаридов А.С., Мамина О.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Применительно к решению проблемы обеспечения безопасного функционирования транспортной системы с необходимостью надлежит рассмотреть источники транспортного права, статус которого как комплексной отрасли права обоснован в ряде опубликованных ранее работ представителей научной школы "Транспортное право" <2>.
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"18. В Определении от 4 октября 2012 года N 1833-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 1064 "Общие основания ответственности за причинение вреда" ГК Российской Федерации, согласно которым вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при этом последнее освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине; законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Заявитель оспорил названные положения как не исключающие право владельца источника повышенной опасности - транспортного средства - на получение возмещения имущественного вреда от лица, по неосторожности повредившего указанное транспортное средство, притом что при его использовании был невиновно причинен вред здоровью этого лица.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"18. В Определении от 4 октября 2012 года N 1833-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 1064 "Общие основания ответственности за причинение вреда" ГК Российской Федерации, согласно которым вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при этом последнее освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине; законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Заявитель оспорил названные положения как не исключающие право владельца источника повышенной опасности - транспортного средства - на получение возмещения имущественного вреда от лица, по неосторожности повредившего указанное транспортное средство, притом что при его использовании был невиновно причинен вред здоровью этого лица.
Статья: Морской арбитраж в России: прошлое, настоящее, будущее
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)<11> Ерпылева Н.Ю. Понятие и источники международного частного морского права // Транспортное право. 2010. N 2. С. 13.
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)<11> Ерпылева Н.Ю. Понятие и источники международного частного морского права // Транспортное право. 2010. N 2. С. 13.
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)<1> См.: Антонов А.А. Беспилотные транспортные средства как источники повышенной опасности // Транспортное право. 2021. N 4. С. 7 - 10; Ефремов Е.В., Колтыков А.Н., Кохан В.В. Разработка предложений по классификации медицинских робототехнических комплексов военного назначения // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2017. N 2. С. 87 - 90; Габов А.В., Хаванова И.А. Автономия боевых роботов и право // Пермский юридический альманах. 2019. N 2. С. 361 - 378.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)<1> См.: Антонов А.А. Беспилотные транспортные средства как источники повышенной опасности // Транспортное право. 2021. N 4. С. 7 - 10; Ефремов Е.В., Колтыков А.Н., Кохан В.В. Разработка предложений по классификации медицинских робототехнических комплексов военного назначения // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2017. N 2. С. 87 - 90; Габов А.В., Хаванова И.А. Автономия боевых роботов и право // Пермский юридический альманах. 2019. N 2. С. 361 - 378.
Статья: К проблеме правовой квалификации договорных отношений, связанных с перевозкой порожнего вагона
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<7> См., например: Иванова Т.Н. Очерк по транспортному праву: источники правового регулирования // Право и экономика. 2019. N 11. С. 60.
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<7> См., например: Иванова Т.Н. Очерк по транспортному праву: источники правового регулирования // Право и экономика. 2019. N 11. С. 60.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Таким образом, в современной российской правовой системе сложилась совокупность источников правового регулирования договоров перевозки автомобильным транспортом, значительная часть которых относится также к общим источникам транспортного права в целом. Для этой сферы правового регулирования характерна детальная урегулированность большинства аспектов соответствующих общественных отношений, а также разветвленность подзаконного нормативного правового регулирования.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Таким образом, в современной российской правовой системе сложилась совокупность источников правового регулирования договоров перевозки автомобильным транспортом, значительная часть которых относится также к общим источникам транспортного права в целом. Для этой сферы правового регулирования характерна детальная урегулированность большинства аспектов соответствующих общественных отношений, а также разветвленность подзаконного нормативного правового регулирования.