Источники муниципального права



Подборка наиболее важных документов по запросу Источники муниципального права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)
Принцип организационной, компетенционной и финансовой самостоятельности органов каждого уровня публичной власти отражает в себе идею децентрализации. Данный термин не используется в законодательстве, но периодически фигурирует в решениях высшего органа конституционного контроля, связанных в основном с проверкой конституционности источников муниципального права. Так, в Постановлении от 24 января 1997 г. N 1-П <6> по так называемому удмуртскому делу Конституционный Суд России отметил, что органы власти на местах формируются и функционируют на базе принципов демократии и децентрализации, проистекающих из основ конституционного строя. Некоторые иные постановления и определения дублируют данную идею, а ряд особых мнений судьи А.Н. Кокотова был посвящен ее балансу с децентрализацией в рамках местного самоуправления. В то же время не менее значимым, но практически вышедшим из государственно-правового лексикона является понятие деконцентрации, которое широко исследовалось дореволюционными российскими государствоведами и активно применяется зарубежными конституционалистами. Единственный раз в практике Конституционного Суда России данная категория была упомянута в Особом мнении судьи А.Н. Кокотова к Постановлению от 1 декабря 2015 г. N 30-П <7> применительно к предлагаемому им способу формирования потенциальных органов местного государственного управления на уровне районов и округов, которые должны избираться населением, а не назначаться свыше, т.е. строиться на началах децентрализации, а не деконцентрации. Несмотря на исключительно доктринальное формулирование, деконцентрация является реально существующим феноменом, поскольку совершенно очевидно, что публичная власть не может быть организована только как совокупность самостоятельных территориальных коллективов, пространство которых - это одновременно часть территории вышестоящих публично-правовых образований. Один из немногих современных исследователей указанного принципа М.С. Басиев, разграничивая понятия децентрализации и деконцентрации, определяет последнюю как перемещение центральной власти на места посредством назначения подчиненных ей представителей, не приводящее к появлению обособленного уровня публичной власти, обозначая в качестве примера создание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Федерации <8>. И именно статус данных субъектов публичной власти, создание которых предусмотрено ст. 78 Конституции России, а равно и положение подразделений органов исполнительной власти субъектов Федерации являются предметом рассмотрения нашей статьи.
показать больше документов