Источники административного права
Подборка наиболее важных документов по запросу Источники административного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1.5. Источники административного права
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1.5. Источники административного права
Статья: К вопросу о надлежащем извещении юридических лиц по делам об административных правонарушениях
(Обухович В.Э.)
("Право и экономика", 2024, N 8)Стоит отметить, что при такой модели извещения нельзя исключить также и "человеческий фактор", на котором основывается деятельность по доставке писем. В настоящее время естественной монополией в сфере услуг по доставке государственной почты обладает Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" и в случае небрежного отношения сотрудников на местах к выполнению своих должностных обязанностей участник производства по административному делу может быть не уведомлен в связи с тем, что почтальон, например, не произвел действий, достаточных для того, чтобы разыскать лицо по адресу, по которому направлено письмо, либо просто не смог добраться до адреса, при этом в отметке указал на то, что письмо не было получено по причине отсутствия адресата, нарушив тем самым требования локальных актов ФГУП "Почта России". При таких обстоятельствах можно рассматривать сотрудника почты как нового "участника" административного процесса, а локальные акты госпредприятия "Почта России" - как "источники" административного права, что, по нашему мнению, недопустимо, но нынешние реалии юридической практики отстают от прогрессивного развития информационных технологий, притом что законодательство совершенствуется и разрешает использование любых доступных средств передачи сообщений.
(Обухович В.Э.)
("Право и экономика", 2024, N 8)Стоит отметить, что при такой модели извещения нельзя исключить также и "человеческий фактор", на котором основывается деятельность по доставке писем. В настоящее время естественной монополией в сфере услуг по доставке государственной почты обладает Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" и в случае небрежного отношения сотрудников на местах к выполнению своих должностных обязанностей участник производства по административному делу может быть не уведомлен в связи с тем, что почтальон, например, не произвел действий, достаточных для того, чтобы разыскать лицо по адресу, по которому направлено письмо, либо просто не смог добраться до адреса, при этом в отметке указал на то, что письмо не было получено по причине отсутствия адресата, нарушив тем самым требования локальных актов ФГУП "Почта России". При таких обстоятельствах можно рассматривать сотрудника почты как нового "участника" административного процесса, а локальные акты госпредприятия "Почта России" - как "источники" административного права, что, по нашему мнению, недопустимо, но нынешние реалии юридической практики отстают от прогрессивного развития информационных технологий, притом что законодательство совершенствуется и разрешает использование любых доступных средств передачи сообщений.
Статья: Нравственные вершины в творчестве ученого Льва Леонидовича Попова
(Нечевин Д.К.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Из проблем общей части автор особое место уделяет анализу предмета и метода управления, его особенностям и источникам. Большое место автором уделено развитию в России административного права как науки. В этой части рассматриваются такие вопросы, как понятие, принципы и содержание государственного управления, соотношение государственного управления и исполнительной власти, понятия административно-правовых отношений, источники административного права, механизм и особенности административно-правового регулирования, административно-правовой статус субъектов административного права (граждан, органов исполнительной власти, некоммерческих организаций, предприятий и учреждений, государственных служащих), административно-правовые формы и методы государственного управления, административное правонарушение и административная ответственность, правовые основы административно-процессуальной деятельности, а также обеспечение законности в государственном управлении и др.
(Нечевин Д.К.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Из проблем общей части автор особое место уделяет анализу предмета и метода управления, его особенностям и источникам. Большое место автором уделено развитию в России административного права как науки. В этой части рассматриваются такие вопросы, как понятие, принципы и содержание государственного управления, соотношение государственного управления и исполнительной власти, понятия административно-правовых отношений, источники административного права, механизм и особенности административно-правового регулирования, административно-правовой статус субъектов административного права (граждан, органов исполнительной власти, некоммерческих организаций, предприятий и учреждений, государственных служащих), административно-правовые формы и методы государственного управления, административное правонарушение и административная ответственность, правовые основы административно-процессуальной деятельности, а также обеспечение законности в государственном управлении и др.
Статья: Проблемы доктринального понимания предмета и сущности норм административного права в учении А.П. Коренева
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 2)Говоря об источниках норм административного права, нужно заметить, что нормы административного права, которые регулируют самые важные общественные отношения, содержатся именно в законах, при этом Конституция России во многом предопределяет развитие как административного законодательства, так и доктрины данной отрасли права. Особенностью же отрасли административного права является то, что ее нормы сосредоточены в большом количестве подзаконных нормативных правовых актов, а также в нормативных актах регионального, местного и локального уровня. Это часто усложняет процесс применения норм административного права, создает ненужную конкуренцию правовых норм, а также правовые коллизии.
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 2)Говоря об источниках норм административного права, нужно заметить, что нормы административного права, которые регулируют самые важные общественные отношения, содержатся именно в законах, при этом Конституция России во многом предопределяет развитие как административного законодательства, так и доктрины данной отрасли права. Особенностью же отрасли административного права является то, что ее нормы сосредоточены в большом количестве подзаконных нормативных правовых актов, а также в нормативных актах регионального, местного и локального уровня. Это часто усложняет процесс применения норм административного права, создает ненужную конкуренцию правовых норм, а также правовые коллизии.
Статья: Конвенция о защите прав человека и основных свобод в системе источников правового регулирования порядка осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях
(Панкова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В статье представлено авторское проблемы взаимодействия международного и национального административного права и предпринята попытка определить место Конвенции о защите прав человека и основных свобод в российской правовой системе и административно-деликтном законодательстве страны. На основе анализа различных точек зрения сформулирован вывод о том, что международные договоры, ратифицированные РФ, вливаются в общий массив административного законодательства и становятся источником административного права в той части, в которой они содержат правовые положения, определяющие административно-правовой статус граждан, а также гарантии его реализации, в том числе гарантии справедливого правосудия по делам, возникающим из публично-правовых отношений, и административно-деликтным делам. С этой точки зрения дана оценка положений ст. 1.1 КоАП РФ, определяющей место и роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в системе источников административно-деликтного права, в числе которых важное место автор отводит Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В статье данная Конвенция рассматривается в качестве международного договора РФ, который не только регулирует межгосударственные отношения, но и активно вторгается в регулирование процессуальных отношений административной ответственности, т.к. устанавливает общие параметры справедливого судебного разбирательства по административно-деликтным делам. В статье также уделено внимание реализации в проектах КоАП РФ и Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях конституционного принципа о международно-правовых нормах в правовой системе РФ.
(Панкова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В статье представлено авторское проблемы взаимодействия международного и национального административного права и предпринята попытка определить место Конвенции о защите прав человека и основных свобод в российской правовой системе и административно-деликтном законодательстве страны. На основе анализа различных точек зрения сформулирован вывод о том, что международные договоры, ратифицированные РФ, вливаются в общий массив административного законодательства и становятся источником административного права в той части, в которой они содержат правовые положения, определяющие административно-правовой статус граждан, а также гарантии его реализации, в том числе гарантии справедливого правосудия по делам, возникающим из публично-правовых отношений, и административно-деликтным делам. С этой точки зрения дана оценка положений ст. 1.1 КоАП РФ, определяющей место и роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в системе источников административно-деликтного права, в числе которых важное место автор отводит Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В статье данная Конвенция рассматривается в качестве международного договора РФ, который не только регулирует межгосударственные отношения, но и активно вторгается в регулирование процессуальных отношений административной ответственности, т.к. устанавливает общие параметры справедливого судебного разбирательства по административно-деликтным делам. В статье также уделено внимание реализации в проектах КоАП РФ и Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях конституционного принципа о международно-правовых нормах в правовой системе РФ.
Статья: Обратная сила закона, отменяющего административную ответственность (норма, доктрина, практика)
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<3> Учитывая роль Конституции РФ в системе источников отечественного административного права, трудно переоценить влияние ее требований, предъявляемых к состоянию административного законодательства. См.: Романов М.Л. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник административного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 7 - 10.
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<3> Учитывая роль Конституции РФ в системе источников отечественного административного права, трудно переоценить влияние ее требований, предъявляемых к состоянию административного законодательства. См.: Романов М.Л. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник административного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 7 - 10.
Статья: Формирование основ административного права Московского государства (вторая половина XIV - XV век)
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В статье исследуются зарождение и формирование на объединяемых в XIV - XV вв. под властью великого Московского князя землях Северо-Восточной Руси основ административного права. Констатируется, что основными источниками административного права в рассматриваемый исторический период выступали договорные грамоты великих и удельных князей, многочисленные княжеские жалованные грамоты, Двинская уставная грамота 1397 г., Белозерская уставная грамота 1488 г., а также в части обжалования незаконных действий представителей публичной власти - Судебник 1497 г. Анализируется содержание данных правовых актов, регулировавших отношения между представителями княжеской администрации и населением соответствующих территорий и устанавливавших в рамках этих отношений права, обязанности, запреты, а также меры административно-правовой ответственности и административно-правовой защиты в случае их нарушения (неисполнения, несоблюдения).
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В статье исследуются зарождение и формирование на объединяемых в XIV - XV вв. под властью великого Московского князя землях Северо-Восточной Руси основ административного права. Констатируется, что основными источниками административного права в рассматриваемый исторический период выступали договорные грамоты великих и удельных князей, многочисленные княжеские жалованные грамоты, Двинская уставная грамота 1397 г., Белозерская уставная грамота 1488 г., а также в части обжалования незаконных действий представителей публичной власти - Судебник 1497 г. Анализируется содержание данных правовых актов, регулировавших отношения между представителями княжеской администрации и населением соответствующих территорий и устанавливавших в рамках этих отношений права, обязанности, запреты, а также меры административно-правовой ответственности и административно-правовой защиты в случае их нарушения (неисполнения, несоблюдения).
Статья: Электронные административные регламенты как основа для осуществления административных процедур органов исполнительной власти в электронной форме
(Ермаков А.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Из состава нормативно-правовых сведений, содержащихся в ЭАР, следует формировать административный регламент как нормативный правовой акт, который, во-первых, позволяет легализовать содержащиеся в ЭАР машиночитаемые сведения и соотнести ЭАР с действующей системой источников административного права, а во-вторых, необходим в силу сущности права, которое регламентирует отношения с обязательным участием физических или юридических лиц и, следовательно, должно быть воспринимаемо и понятно им.
(Ермаков А.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Из состава нормативно-правовых сведений, содержащихся в ЭАР, следует формировать административный регламент как нормативный правовой акт, который, во-первых, позволяет легализовать содержащиеся в ЭАР машиночитаемые сведения и соотнести ЭАР с действующей системой источников административного права, а во-вторых, необходим в силу сущности права, которое регламентирует отношения с обязательным участием физических или юридических лиц и, следовательно, должно быть воспринимаемо и понятно им.
Статья: К вопросу о понимании предмета административного права
(Ордина О.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)<5> См.: Ромашов Р.А. К вопросу о предмете и источниках административного права // Административное право и процесс. 2006. N 3. С. 13 - 17; Бахрах Д.Н. О предмете административного права России // Государство и право. 2003. N 10. С. 31 - 38 и др.
(Ордина О.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)<5> См.: Ромашов Р.А. К вопросу о предмете и источниках административного права // Административное право и процесс. 2006. N 3. С. 13 - 17; Бахрах Д.Н. О предмете административного права России // Государство и право. 2003. N 10. С. 31 - 38 и др.
Статья: Локальные правовые акты как предмет судебного нормоконтроля
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)<6> Ордина О.Н. Локальные нормативные акты как источники административного права Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2009. N 3. С. 181.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)<6> Ордина О.Н. Локальные нормативные акты как источники административного права Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2009. N 3. С. 181.
Статья: Методологические проблемы теории административного акта
(Домченко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)В рамки административного права как элемента публично-правовой системы не вписываются административные акты частных организаций, реализуемые локально или приобретающие общезначимый характер (например, при обеспечении условий санитарно-эпидемиологической, антитеррористической, антикоррупционной, противопожарной и иных видов безопасности). В последнем случае такие акты не принадлежат институту "принуждающего управления", но выступают результатом совместной деятельности государства и граждан <14>, что не исключает возможности их отнесения к источникам административного права <15>.
(Домченко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)В рамки административного права как элемента публично-правовой системы не вписываются административные акты частных организаций, реализуемые локально или приобретающие общезначимый характер (например, при обеспечении условий санитарно-эпидемиологической, антитеррористической, антикоррупционной, противопожарной и иных видов безопасности). В последнем случае такие акты не принадлежат институту "принуждающего управления", но выступают результатом совместной деятельности государства и граждан <14>, что не исключает возможности их отнесения к источникам административного права <15>.