Испорченный бюллетень
Подборка наиболее важных документов по запросу Испорченный бюллетень (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Основы избирательного права Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов"
(Ершов В.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 142.1, УК РФ состоит в фальсификации итогов голосования одним из следующих способов:
(Ершов В.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 142.1, УК РФ состоит в фальсификации итогов голосования одним из следующих способов:
Статья: Конституционные основы защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Отдельное внимание заслуживает гарантия, которая дает право избирателю повторно получить новый бюллетень, если он считает, что при заполнении предыдущего он допустил ошибку. При этом в целях соблюдения принципа равного избирательного права (в целях исключения возможности повторно использовать бюллетень) на испорченном бюллетене делается соответствующая запись, заверяется подписями и незамедлительно погашается.
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Отдельное внимание заслуживает гарантия, которая дает право избирателю повторно получить новый бюллетень, если он считает, что при заполнении предыдущего он допустил ошибку. При этом в целях соблюдения принципа равного избирательного права (в целях исключения возможности повторно использовать бюллетень) на испорченном бюллетене делается соответствующая запись, заверяется подписями и незамедлительно погашается.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, участниках общероссийского голосования, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, общероссийском голосовании, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования в списках избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума, общероссийского голосования -
(ред. от 17.11.2025)Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, участниках общероссийского голосования, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, общероссийском голосовании, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования в списках избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума, общероссийского голосования -
<Разъяснение> Прокуратуры г. Москвы
"Предусмотрена ли законом уголовная ответственность за нарушение избирательных прав?"Кроме того, статьей 142 УК РФ установлена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования, статьей 142.1 УК РФ - за фальсификацию итогов голосования, статьей 142.2 УК РФ - за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования.
"Предусмотрена ли законом уголовная ответственность за нарушение избирательных прав?"Кроме того, статьей 142 УК РФ установлена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования, статьей 142.1 УК РФ - за фальсификацию итогов голосования, статьей 142.2 УК РФ - за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования.
Статья: Вина родителей (усыновителей) и опекунов при причинении вреда несовершеннолетними, не достигшими четырнадцати лет
(Голубцова Ю.А.)
("Цивилист", 2024, N 5)<2> См.: подпункт "а" п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 7 (Постановление утратило силу).
(Голубцова Ю.А.)
("Цивилист", 2024, N 5)<2> См.: подпункт "а" п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 7 (Постановление утратило силу).
Статья: Рискогенные факторы избирательного процесса в современной России
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Особое внимание в теории и практике выборов следует обратить на безопасность работы избирательных комиссий, которая на прошедших выборах Президента РФ 2024 г. показала явные пробелы и недочеты. Известны факты порчи избирательных бюллетеней зеленкой и другими красящими веществами, случаи поджогов на некоторых избирательных участках, в результате которых были полностью утрачены голоса избирателей в виде испорченных бюллетеней. В сложнейших условиях массовых террористических атак, бомбежек и обстрелов оказались избирательные участки приграничных и вновь присоединенных территорий к Российской Федерации. Члены избирательных комиссий и избиратели рисковали своими жизнями, идя на такие избирательные участки. Несмотря ни на что, в перерывах между сигналами о ракетной и авиационной опасности, продолжалась работа избирательных комиссий по обеспечению конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти. Сама работа комиссий в сложнейших геополитических условиях - это гарантия демократической процедуры выборов. А чтобы эти выборы были максимально безопасными, нужно минимизировать риски и создать административно-правовой механизм оперативного решения вопросов совместно с избирательными комиссиями всех уровней, МЧС, Службы гражданской обороны, ФСБ, МВД России.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Особое внимание в теории и практике выборов следует обратить на безопасность работы избирательных комиссий, которая на прошедших выборах Президента РФ 2024 г. показала явные пробелы и недочеты. Известны факты порчи избирательных бюллетеней зеленкой и другими красящими веществами, случаи поджогов на некоторых избирательных участках, в результате которых были полностью утрачены голоса избирателей в виде испорченных бюллетеней. В сложнейших условиях массовых террористических атак, бомбежек и обстрелов оказались избирательные участки приграничных и вновь присоединенных территорий к Российской Федерации. Члены избирательных комиссий и избиратели рисковали своими жизнями, идя на такие избирательные участки. Несмотря ни на что, в перерывах между сигналами о ракетной и авиационной опасности, продолжалась работа избирательных комиссий по обеспечению конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти. Сама работа комиссий в сложнейших геополитических условиях - это гарантия демократической процедуры выборов. А чтобы эти выборы были максимально безопасными, нужно минимизировать риски и создать административно-правовой механизм оперативного решения вопросов совместно с избирательными комиссиями всех уровней, МЧС, Службы гражданской обороны, ФСБ, МВД России.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В силу ч. 6 ст. 48 ЖК РФ при письменном голосовании засчитываются голоса по вопросам, по которым собственником оставлен только один из возможных трех вариантов голосования. Такими вариантами согласно п. 3 ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ являются формулировки "за", "против" и "воздержался". При нарушении данного требования решение признается недействительным, а голоса при голосовании не подсчитываются (на подсчет голосов с целью установления кворума собрания данный факт не влияет, так как испорченный бюллетень не свидетельствует о том, что собственник не принимал участие в собрании). Судьи подчеркнули: действующее законодательство РФ содержит единственный критерий признания решения собственника недействительным - пометка двух и более ответов при голосовании (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.08.2018 по делу N 33-38102/2018).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В силу ч. 6 ст. 48 ЖК РФ при письменном голосовании засчитываются голоса по вопросам, по которым собственником оставлен только один из возможных трех вариантов голосования. Такими вариантами согласно п. 3 ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ являются формулировки "за", "против" и "воздержался". При нарушении данного требования решение признается недействительным, а голоса при голосовании не подсчитываются (на подсчет голосов с целью установления кворума собрания данный факт не влияет, так как испорченный бюллетень не свидетельствует о том, что собственник не принимал участие в собрании). Судьи подчеркнули: действующее законодательство РФ содержит единственный критерий признания решения собственника недействительным - пометка двух и более ответов при голосовании (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.08.2018 по делу N 33-38102/2018).
Статья: Выступление судьи Европейского суда по правам человека Йонко Грозева. Содействие развитию демократической формы правления
(Спано Р.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 2)Подобное объяснение также нельзя вывести из прецедентной практики Европейского суда, посвященной другому принципу, отклоненному составителями Конвенции, а именно предложению о том, чтобы статья 3 Протокола N 1 к Конвенции гарантировала обязательный равный вес всех голосов в отношении результатов голосования. По мнению Европейского суда, даже если указанная статья охватывает принцип равного обращения со всеми гражданами при осуществлении их права голоса, никакая избирательная система не может исключить "испорченные бюллетени" (см. ibid, § 54, решение Европейского суда по делу "Партии "Яуние Демократи" и "Мусу Земе" против Латвии" <13>). Европейский суд также установил аналогичные пороговые критерии в отношении распределения мест по результатам голосования. Статья 3 Протокола N 1 к Конвенции "не подразумевает, что все голоса обязательно должны иметь равный вес в отношении результатов выборов или что все кандидаты должны иметь равные шансы на победу, и никакая избирательная система не может исключить "испорченные бюллетени" (см. упомянутое выше решение Европейского суда по делу "Партии "Яуние Демократи" и "Мусу Земе" против Латвии").
(Спано Р.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 2)Подобное объяснение также нельзя вывести из прецедентной практики Европейского суда, посвященной другому принципу, отклоненному составителями Конвенции, а именно предложению о том, чтобы статья 3 Протокола N 1 к Конвенции гарантировала обязательный равный вес всех голосов в отношении результатов голосования. По мнению Европейского суда, даже если указанная статья охватывает принцип равного обращения со всеми гражданами при осуществлении их права голоса, никакая избирательная система не может исключить "испорченные бюллетени" (см. ibid, § 54, решение Европейского суда по делу "Партии "Яуние Демократи" и "Мусу Земе" против Латвии" <13>). Европейский суд также установил аналогичные пороговые критерии в отношении распределения мест по результатам голосования. Статья 3 Протокола N 1 к Конвенции "не подразумевает, что все голоса обязательно должны иметь равный вес в отношении результатов выборов или что все кандидаты должны иметь равные шансы на победу, и никакая избирательная система не может исключить "испорченные бюллетени" (см. упомянутое выше решение Европейского суда по делу "Партии "Яуние Демократи" и "Мусу Земе" против Латвии").