Использование товарного знака в рекламе
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование товарного знака в рекламе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1484 ГК РФНе признается использованием товарного знака употребление в рекламе сходного с ним до степени смешения словесного обозначения (изображения), если оно:
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)" Закона РФ "О защите прав потребителей""В данном случае, исходя из внешнего вида спорных конструкций, места их размещения (по периметру здания, а не исключительно над входной дверью в соответствующее помещение ответчика), размеров вывесок, формы подачи информации, в том числе в виде явно яркой подсветки в темное время суток, учитывая, что такая адресована неопределенному кругу лиц, явно направлена на привлечение внимания к деятельности юридического лица в спорном помещении, тем более, что, как следует из представленных в дело фотоматериалов, используется в комбинации с явной рекламой в оконных проемах соответствующего помещения с указанием на распродажи, скидки и наличие врача, при том, что помимо крупных цветных букв с подсветкой "Счастливый взгляд" на спорных вывесках отсутствует обязательная информация, предусмотренная статьей 9 Закона N 2300-1, в частности, отсутствуют сведения о месте нахождения аптеки, режиме работы и организационной форме заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные вывески явно носят рекламный характер, соответственно, в данном конкретном случае товарный знак "Счастливый взгляд" фактически используется Обществом для рекламы и поддержания интереса неопределенного круга лиц к объекту рекламирования и его деятельности, а не для информирования потребителей товаров и услуг о месте нахождения Общества."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"В то же время отсутствие разрешения правообладателя на использование товарного знака, индивидуализирующего товар, само по себе не влечет признания недостоверной рекламы услуг, оказываемых в отношении этого товара, если потребитель воспринимает такую рекламу как рекламу независимого услугодателя.
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"В то же время отсутствие разрешения правообладателя на использование товарного знака, индивидуализирующего товар, само по себе не влечет признания недостоверной рекламы услуг, оказываемых в отношении этого товара, если потребитель воспринимает такую рекламу как рекламу независимого услугодателя.
<Письмо> ФАС России от 22.08.2018 N АД/66643/18
"По вопросу о разграничении применения статей 14.2 и 14.6 Закона о защите конкуренции"С учетом данной правовой позиции ВАС РФ размещение товарного знака в рекламе, в месте продажи товара либо на сайте продавца, реализующего соответствующий товар при условии, что он правомерно введен в гражданский оборот, не образует нарушения прав на средство индивидуализации, поскольку направлено на информирование потребителей об ассортименте товаров (услуг) соответствующего продавца либо подрядчика (если, например, речь идет о сервисных центрах определенных марок техники), что может быть наиболее емко и коротко сделано путем указания на индивидуализирующее марку обозначение.
"По вопросу о разграничении применения статей 14.2 и 14.6 Закона о защите конкуренции"С учетом данной правовой позиции ВАС РФ размещение товарного знака в рекламе, в месте продажи товара либо на сайте продавца, реализующего соответствующий товар при условии, что он правомерно введен в гражданский оборот, не образует нарушения прав на средство индивидуализации, поскольку направлено на информирование потребителей об ассортименте товаров (услуг) соответствующего продавца либо подрядчика (если, например, речь идет о сервисных центрах определенных марок техники), что может быть наиболее емко и коротко сделано путем указания на индивидуализирующее марку обозначение.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Описание ситуации: Между Лицензиаром и Лицензиатом заключен с 2017 г. Лицензионный договор, по которому Лицензиар предоставляет Лицензиату на срок действия Договора за вознаграждение неисключительную лицензию на использование Товарных знаков путем применения в рекламе, Интернете, печатных изданиях и т.п. Договор заключен на весь срок действия правовой охраны Товарных знаков. Размер лицензионного вознаграждения составляет 5% от полной суммы денежных средств, включая авансовые платежи, полученные Лицензиатом от реализации работ с использованием Товарных знаков.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Описание ситуации: Между Лицензиаром и Лицензиатом заключен с 2017 г. Лицензионный договор, по которому Лицензиар предоставляет Лицензиату на срок действия Договора за вознаграждение неисключительную лицензию на использование Товарных знаков путем применения в рекламе, Интернете, печатных изданиях и т.п. Договор заключен на весь срок действия правовой охраны Товарных знаков. Размер лицензионного вознаграждения составляет 5% от полной суммы денежных средств, включая авансовые платежи, полученные Лицензиатом от реализации работ с использованием Товарных знаков.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)- банк, входящий во французскую банковскую группу, понес расходы на рекламу с использованием товарного знака материнской компании (Письмо от 26.03.2008 N 03-03-06/2/28);
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)- банк, входящий во французскую банковскую группу, понес расходы на рекламу с использованием товарного знака материнской компании (Письмо от 26.03.2008 N 03-03-06/2/28);
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)В данном случае в соответствии с лицензионным соглашением лицензиар предоставляет лицензиату неисключительную лицензию на право использования товарных знаков в отношении всех товаров и услуг, для которых товарные знаки зарегистрированы в Роспатенте, для целей продажи, импорта, распространения и рекламирования товаров на территории и использования товарных знаков на упаковке, в рекламе, в СМИ, на официальных бланках, на вывесках, во время демонстрации на выставках и экспозициях в течение определенного периода.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)В данном случае в соответствии с лицензионным соглашением лицензиар предоставляет лицензиату неисключительную лицензию на право использования товарных знаков в отношении всех товаров и услуг, для которых товарные знаки зарегистрированы в Роспатенте, для целей продажи, импорта, распространения и рекламирования товаров на территории и использования товарных знаков на упаковке, в рекламе, в СМИ, на официальных бланках, на вывесках, во время демонстрации на выставках и экспозициях в течение определенного периода.
Статья: Особенности использования чужого товарного знака в рекламе на конкретном примере
(Ширяев В.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 10)"ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 10
(Ширяев В.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 10)"ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 10
Готовое решение: Как учесть расходы на рекламу при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на рекламу товарного знака учитывайте в общем порядке в зависимости от того, как ее размещаете. Специальных правил учета для таких затрат нет.
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на рекламу товарного знака учитывайте в общем порядке в зависимости от того, как ее размещаете. Специальных правил учета для таких затрат нет.