Использование товарного знака в доменном имени
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование товарного знака в доменном имени (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 28.03.2014 N СП-21/4
"Об утверждении справки по вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров"1.1. По общему правилу нарушением исключительного права на товарный знак является фактическое использование доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, однородных тем, в отношении которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку.
"Об утверждении справки по вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров"1.1. По общему правилу нарушением исключительного права на товарный знак является фактическое использование доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, однородных тем, в отношении которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Интеллектуальная собственность. Обзор событий в России и за рубежом (второе полугодие 2024 г.)
(Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И., Тымчук Ю.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2.3. Верховный Суд РФ указал, когда можно принять уточнения
(Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И., Тымчук Ю.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2.3. Верховный Суд РФ указал, когда можно принять уточнения
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок защиты прав на товарный знак
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваш товарный знак незаконно использовали в доменном имени, то вы можете потребовать от администратора домена пресечь нарушения, а фактическому пользователю домена заявить требования о взыскании убытков или компенсации (см. Позицию ВС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваш товарный знак незаконно использовали в доменном имени, то вы можете потребовать от администратора домена пресечь нарушения, а фактическому пользователю домена заявить требования о взыскании убытков или компенсации (см. Позицию ВС РФ).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
(ред. от 23.07.2025)2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"158. Требование о пресечении нарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 1252 ГК РФ), выражающегося в неправомерном использовании доменных имен, тождественных или сходных до степени смешения с товарным знаком (подпункт 5 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ), может быть заявлено в виде требования о запрете использования доменного имени определенным образом (например, об обязании удалить информацию о конкретных видах товаров на соответствующем сайте или прекратить адресацию на данный сайт).
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"158. Требование о пресечении нарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 1252 ГК РФ), выражающегося в неправомерном использовании доменных имен, тождественных или сходных до степени смешения с товарным знаком (подпункт 5 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ), может быть заявлено в виде требования о запрете использования доменного имени определенным образом (например, об обязании удалить информацию о конкретных видах товаров на соответствующем сайте или прекратить адресацию на данный сайт).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Нарушением исключительного права на товарный знак является фактическое использование доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, услуг, однородных с теми, для которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Нарушением исключительного права на товарный знак является фактическое использование доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, услуг, однородных с теми, для которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)При рассмотрении правовых проблем, связанных с правом интеллектуальной собственности, считаем необходимым обратиться к вопросу правовой природы прав на доменное имя, которое, с одной стороны, представляет собой уникальный набор символов, с другой стороны, это указание на координаты в особой географической системе. В России действующая редакция ГК РФ только точечно упоминает о доменных именах в свете способов использования товарного знака и наименования места происхождения товара (ст. 1484, 1519 ГК РФ) <1>. Поэтому неудивительно, что в отечественной доктрине основные споры в связи с доменными именами возникают в отношении их правовой природы: являются ли доменные имена только частью объекта индивидуализации или же самостоятельными объектами интеллектуальных прав?
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)При рассмотрении правовых проблем, связанных с правом интеллектуальной собственности, считаем необходимым обратиться к вопросу правовой природы прав на доменное имя, которое, с одной стороны, представляет собой уникальный набор символов, с другой стороны, это указание на координаты в особой географической системе. В России действующая редакция ГК РФ только точечно упоминает о доменных именах в свете способов использования товарного знака и наименования места происхождения товара (ст. 1484, 1519 ГК РФ) <1>. Поэтому неудивительно, что в отечественной доктрине основные споры в связи с доменными именами возникают в отношении их правовой природы: являются ли доменные имена только частью объекта индивидуализации или же самостоятельными объектами интеллектуальных прав?
Статья: Защита права на товарный знак в Российской Федерации
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Нередко "размытие" товарного знака происходит умышленно, с целью увеличения ассоциаций неизвестного товара с наиболее узнаваемым брендом, в результате чего может происходить зрительный обман потребителя. Однако регистрация подобных знаков считается законной, если визуальные основы товара (оттенок цветовой гаммы, шрифт, художественный персонаж и т.д.) могут быть отличными от других. Так, в 2018 году компания Mars входила на российский рынок в том числе для продажи корма Kitecat и попыталась оспорить регистрацию товарного знака производителя кошачьего корма Mrcat от 2016 года, однако в конечном итоге суд встал на сторону правообладателя знака Mrcat, поскольку тот сумел доказать существенные различия между упаковками конкурентных товаров. Более современные проблемы защиты прав на товарный знак могут быть причиной цифровизации и геополитических конфликтов. Конфликты между товарным знаком и доменным именем также могут вызвать проблемы с торговлей товарными знаками в Интернете. Закон запрещает использование зарегистрированных товарных знаков в доменном имени. Должно быть доказано, что доменное имя сходно по степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным на имя лица, не являющегося владельцем.
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Нередко "размытие" товарного знака происходит умышленно, с целью увеличения ассоциаций неизвестного товара с наиболее узнаваемым брендом, в результате чего может происходить зрительный обман потребителя. Однако регистрация подобных знаков считается законной, если визуальные основы товара (оттенок цветовой гаммы, шрифт, художественный персонаж и т.д.) могут быть отличными от других. Так, в 2018 году компания Mars входила на российский рынок в том числе для продажи корма Kitecat и попыталась оспорить регистрацию товарного знака производителя кошачьего корма Mrcat от 2016 года, однако в конечном итоге суд встал на сторону правообладателя знака Mrcat, поскольку тот сумел доказать существенные различия между упаковками конкурентных товаров. Более современные проблемы защиты прав на товарный знак могут быть причиной цифровизации и геополитических конфликтов. Конфликты между товарным знаком и доменным именем также могут вызвать проблемы с торговлей товарными знаками в Интернете. Закон запрещает использование зарегистрированных товарных знаков в доменном имени. Должно быть доказано, что доменное имя сходно по степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным на имя лица, не являющегося владельцем.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Необходимо сказать несколько слов о наименовании компьютерной программы в контексте ее регистрации в Роспатенте. Во-первых, несмотря на то что ее регистрация осуществляется под конкретным названием, это не означает одновременной регистрации названия программы в качестве товарного знака. Однако, регистрируя программу в Роспатенте, имеет смысл задуматься над целесообразностью регистрации ее наименования и в качестве товарного знака. Товарные знаки хотя и не предоставляют непосредственной защиты содержимому компьютерной программы, однако играют важную роль для продвижения компьютерной программы на рынке. Регистрация наименования компьютерной программы в качестве товарного знака <1> дает возможность контролировать использование такого наименования на территории Российской Федерации на экземплярах программного продукта; в документации, связанной с введением в оборот такого продукта, в рекламе, а также в сети Интернет в целом (включая использование такого наименования в качестве доменного имени) <2>. Производители программного обеспечения иногда используют товарные знаки и для обозначения совместимости с другим программным обеспечением, например Windows Compatible <3>. Многие проекты в сфере Open source предусматривают достаточно строгие правила использования товарного знака, ассоциирующегося с соответствующим проектом, например Linux <4>, Apache <5>. Тем самым товарный знак нередко является основным юридическим средством защиты репутации и осуществления "контроля качества" над создаваемым и распространяемым от имени сообщества открытым исходным кодом <6>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Необходимо сказать несколько слов о наименовании компьютерной программы в контексте ее регистрации в Роспатенте. Во-первых, несмотря на то что ее регистрация осуществляется под конкретным названием, это не означает одновременной регистрации названия программы в качестве товарного знака. Однако, регистрируя программу в Роспатенте, имеет смысл задуматься над целесообразностью регистрации ее наименования и в качестве товарного знака. Товарные знаки хотя и не предоставляют непосредственной защиты содержимому компьютерной программы, однако играют важную роль для продвижения компьютерной программы на рынке. Регистрация наименования компьютерной программы в качестве товарного знака <1> дает возможность контролировать использование такого наименования на территории Российской Федерации на экземплярах программного продукта; в документации, связанной с введением в оборот такого продукта, в рекламе, а также в сети Интернет в целом (включая использование такого наименования в качестве доменного имени) <2>. Производители программного обеспечения иногда используют товарные знаки и для обозначения совместимости с другим программным обеспечением, например Windows Compatible <3>. Многие проекты в сфере Open source предусматривают достаточно строгие правила использования товарного знака, ассоциирующегося с соответствующим проектом, например Linux <4>, Apache <5>. Тем самым товарный знак нередко является основным юридическим средством защиты репутации и осуществления "контроля качества" над создаваемым и распространяемым от имени сообщества открытым исходным кодом <6>.