Использование товарного знака в аудиовизуальном произведении
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование товарного знака в аудиовизуальном произведении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 N 19АП-2593/2023 по делу N А08-740/2023
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных имущественных прав на товарный знак, произведение изобразительного искусства.
Решение: Требование удовлетворено.Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные истцом требования, исходил из доказанности фактов принадлежности обществу исключительных прав на изображения персонажей аудиовизуального произведения - мультфильма "Барбоскины" и на товарные знаки, нарушения предпринимателем этих прав путем предложения неограниченному кругу лиц к продаже товара, на котором размещены обозначения, внешне сходные с товарными знаками истца и воспроизводящие изображения персонажей.
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных имущественных прав на товарный знак, произведение изобразительного искусства.
Решение: Требование удовлетворено.Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные истцом требования, исходил из доказанности фактов принадлежности обществу исключительных прав на изображения персонажей аудиовизуального произведения - мультфильма "Барбоскины" и на товарные знаки, нарушения предпринимателем этих прав путем предложения неограниченному кругу лиц к продаже товара, на котором размещены обозначения, внешне сходные с товарными знаками истца и воспроизводящие изображения персонажей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Риски использования товарных знаков конкурентов в контекстной рекламе в поисковых системах
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)<16> Постановление Суда по интеллектуальным правам от 10.02.2020 по делу N А40-64050/2019. При этом вряд ли можно будет признать "органичную интегрированность" в ситуации, когда чужой товарный знак без согласия правообладателя используется в аудиовизуальном произведении (рекламе) для продвижения продукции какого-либо лица, да и еще в негативном контексте (см.: Постановление ФАС Московского округа от 05.08.2009 по делу N А41-5137/08).
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)<16> Постановление Суда по интеллектуальным правам от 10.02.2020 по делу N А40-64050/2019. При этом вряд ли можно будет признать "органичную интегрированность" в ситуации, когда чужой товарный знак без согласия правообладателя используется в аудиовизуальном произведении (рекламе) для продвижения продукции какого-либо лица, да и еще в негативном контексте (см.: Постановление ФАС Московского округа от 05.08.2009 по делу N А41-5137/08).
Статья: Споры о нарушении интеллектуальных прав в рекламной деятельности
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Вместе с тем на практике встречаются случаи довольно сложного разграничения правомерного и неправомерного использования средств индивидуализации - чаще товарного знака в составе аудиовизуального произведения. Например, в отношении словесного упоминания товарного знака, что по смыслу п. 2 ст. 1484 ГК РФ использованием товарного знака не является <3>. Такая же позиция усматривается и в случае включения обозначения, совпадающего с чужим товарным знаком, в контекстную рекламу, поскольку "такое упоминание является техническим параметром показа рекламы в поисковой системе" <4>. Неоднозначны подходы к решению вопроса о размещении чужого товарного знака в информационных целях, например, для указания на назначение товара или при интегрированной в аудиовизуальное произведение демонстрации товара с товарным знаком - представляется, что такое использование без согласия правообладателя на товарный знак не является нарушением в соответствии с положениями ст. 1477 ГК РФ и п. 9 ст. 2 Закона о рекламе.
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Вместе с тем на практике встречаются случаи довольно сложного разграничения правомерного и неправомерного использования средств индивидуализации - чаще товарного знака в составе аудиовизуального произведения. Например, в отношении словесного упоминания товарного знака, что по смыслу п. 2 ст. 1484 ГК РФ использованием товарного знака не является <3>. Такая же позиция усматривается и в случае включения обозначения, совпадающего с чужим товарным знаком, в контекстную рекламу, поскольку "такое упоминание является техническим параметром показа рекламы в поисковой системе" <4>. Неоднозначны подходы к решению вопроса о размещении чужого товарного знака в информационных целях, например, для указания на назначение товара или при интегрированной в аудиовизуальное произведение демонстрации товара с товарным знаком - представляется, что такое использование без согласия правообладателя на товарный знак не является нарушением в соответствии с положениями ст. 1477 ГК РФ и п. 9 ст. 2 Закона о рекламе.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 10.02.2020 N ЕД-7-8/85@
"Об утверждении перечня документов (информации) об имуществе, имущественных правах и обязательствах организации (индивидуального предпринимателя) - налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 N 58947)свидетельства о регистрации на исключительное право или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
"Об утверждении перечня документов (информации) об имуществе, имущественных правах и обязательствах организации (индивидуального предпринимателя) - налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 N 58947)свидетельства о регистрации на исключительное право или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
(ред. от 17.11.2025)3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
Статья: Онлайн-курсы как разновидность сложных объектов интеллектуальных прав
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Еще в одном судебном споре суд указал, что онлайн-продукт (курс, интенсив, марафон) включает в себя авторские тексты, графические материалы, аудио- и видеоматериалы и автором оказываются информационно-консультационные услуги заказчикам путем организации и проведения соответствующего курса. Согласно оферте, которая заключалась с учениками, онлайн-курс определялся как занятия, организуемые и проводимые истцом в режиме реального времени в месте, определяемом истцом, путем предоставления заказчику доступа к информации в форме текстовых, графических, аудио- и видеоматериалов, размещенных на сайте истца, проведения вебинаров и консультаций (интенсив "Скажи жизни "Да!". Восстановление энергетической связи с родителями (ВЭСР)" <4>). В данном деле были незаконно использованы товарные знаки, а также без согласия автора через социальную сеть "ВКонтакте" распространялись курсы. Это часто встречающееся нарушение прав авторов онлайн-курсов.
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Еще в одном судебном споре суд указал, что онлайн-продукт (курс, интенсив, марафон) включает в себя авторские тексты, графические материалы, аудио- и видеоматериалы и автором оказываются информационно-консультационные услуги заказчикам путем организации и проведения соответствующего курса. Согласно оферте, которая заключалась с учениками, онлайн-курс определялся как занятия, организуемые и проводимые истцом в режиме реального времени в месте, определяемом истцом, путем предоставления заказчику доступа к информации в форме текстовых, графических, аудио- и видеоматериалов, размещенных на сайте истца, проведения вебинаров и консультаций (интенсив "Скажи жизни "Да!". Восстановление энергетической связи с родителями (ВЭСР)" <4>). В данном деле были незаконно использованы товарные знаки, а также без согласия автора через социальную сеть "ВКонтакте" распространялись курсы. Это часто встречающееся нарушение прав авторов онлайн-курсов.
Статья: Правовые аспекты использования коротких видеороликов на видеохостингах (клипы, ТикТоки, рилс, шортс) в контексте интеллектуальной собственности
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Анализ рассмотренного дела позволяет заключить, что в случае с короткими видеороликами, равно как и с иными аудиовизуальными произведениями, правовая охрана зависит прежде всего от творческого вклада автора, создающего такое произведение. Необходимо учитывать специфику структурных элементов, формирующих короткий видеоролик, а при установлении факта нарушения интеллектуальных прав особое значение необходимо придавать объекту заимствования, дифференцировать заимствование идеи от заимствования элементов аудиовизуального произведения в искомой форме, выделять такие элементы в коротком видеоролике. С учетом небольшой продолжительности коротких видеороликов оценка творческого вклада в создание соответствующих произведений, а также установление факта нарушения находятся в прямой зависимости от самостоятельного вклада автора, создающего оригинальное произведение не на основе уже существующего произведения, и от оригинальной формы даже коротких элементов аудиовизуального произведения. Использование коротких видеороликов преимущественно в Сети позволяет автоматизировать в режиме онлайн, в том числе с помощью систем искусственного интеллекта, процесс определения заимствования отдельных охраняемых правом интеллектуальной собственности элементов видеоролика (в том числе из других произведений, размещенных в Интернете), в частности видеоряда и музыкальных произведений, товарных знаков, содержащихся в аудиовизуальном произведении, а также фотографических произведений, значение которых для определения творческого вклада автора в создание короткого видеоролика может иметь существенное значение. В информационных видеороликах творческий характер необходимо определять и в последовательности изложения материала в коротком аудиовизуальном произведении, что может в некоторых случаях являться определяющим (ключевым) критерием для установления творческого вклада автора в создание короткого видеоролика.
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Анализ рассмотренного дела позволяет заключить, что в случае с короткими видеороликами, равно как и с иными аудиовизуальными произведениями, правовая охрана зависит прежде всего от творческого вклада автора, создающего такое произведение. Необходимо учитывать специфику структурных элементов, формирующих короткий видеоролик, а при установлении факта нарушения интеллектуальных прав особое значение необходимо придавать объекту заимствования, дифференцировать заимствование идеи от заимствования элементов аудиовизуального произведения в искомой форме, выделять такие элементы в коротком видеоролике. С учетом небольшой продолжительности коротких видеороликов оценка творческого вклада в создание соответствующих произведений, а также установление факта нарушения находятся в прямой зависимости от самостоятельного вклада автора, создающего оригинальное произведение не на основе уже существующего произведения, и от оригинальной формы даже коротких элементов аудиовизуального произведения. Использование коротких видеороликов преимущественно в Сети позволяет автоматизировать в режиме онлайн, в том числе с помощью систем искусственного интеллекта, процесс определения заимствования отдельных охраняемых правом интеллектуальной собственности элементов видеоролика (в том числе из других произведений, размещенных в Интернете), в частности видеоряда и музыкальных произведений, товарных знаков, содержащихся в аудиовизуальном произведении, а также фотографических произведений, значение которых для определения творческого вклада автора в создание короткого видеоролика может иметь существенное значение. В информационных видеороликах творческий характер необходимо определять и в последовательности изложения материала в коротком аудиовизуальном произведении, что может в некоторых случаях являться определяющим (ключевым) критерием для установления творческого вклада автора в создание короткого видеоролика.
Статья: Соотношение исключительного права на товарный знак и исключительного права на объекты авторского права
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)С учетом изложенного для правильного ответа на вопрос о надлежащим лице, у которого необходимо получить согласие на регистрацию обозначения в качестве товарного знака в соответствии с пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, необходимо определить, относится ли персонаж к произведению изобразительного искусства или является кадром аудиовизуального произведения.
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)С учетом изложенного для правильного ответа на вопрос о надлежащим лице, у которого необходимо получить согласие на регистрацию обозначения в качестве товарного знака в соответствии с пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, необходимо определить, относится ли персонаж к произведению изобразительного искусства или является кадром аудиовизуального произведения.
Статья: Проблемы использования объектов авторских прав в товарных знаках
(Ренжин С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 2)Произведения, их части и персонажи активно входят в гражданский оборот. Происходит это не только при самостоятельном использовании произведения в целом, при продаже книг или показе аудиовизуальных произведений, но и при использовании названия произведений, его персонажей или частей в качестве охраняемых элементов товарных знаков и промышленных образцов.
(Ренжин С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 2)Произведения, их части и персонажи активно входят в гражданский оборот. Происходит это не только при самостоятельном использовании произведения в целом, при продаже книг или показе аудиовизуальных произведений, но и при использовании названия произведений, его персонажей или частей в качестве охраняемых элементов товарных знаков и промышленных образцов.
Вопрос: Что считается имуществом организации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
Статья: Правовая охрана части произведения
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)При этом нельзя не учитывать, что последовательное применение данного подхода может приводить к ситуациям, когда правообладатель в отношении одного факта реализации товара, на котором изображены несколько героев одного мультфильма, предъявит требования о взыскании одной компенсации за использование нескольких персонажей - частей аудиовизуального произведения и о взыскании нескольких компенсаций за использование соответствующего количества произведений изобразительного искусства. Если правообладатель одновременно является и обладателем исключительных прав на зарегистрированные товарные знаки, представляющие собой изображения героев мультфильма, то он также вправе в отношении этого же факта реализации товара потребовать выплаты компенсации за использование каждого товарного знака (п. 68 Постановления N 10).
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)При этом нельзя не учитывать, что последовательное применение данного подхода может приводить к ситуациям, когда правообладатель в отношении одного факта реализации товара, на котором изображены несколько героев одного мультфильма, предъявит требования о взыскании одной компенсации за использование нескольких персонажей - частей аудиовизуального произведения и о взыскании нескольких компенсаций за использование соответствующего количества произведений изобразительного искусства. Если правообладатель одновременно является и обладателем исключительных прав на зарегистрированные товарные знаки, представляющие собой изображения героев мультфильма, то он также вправе в отношении этого же факта реализации товара потребовать выплаты компенсации за использование каждого товарного знака (п. 68 Постановления N 10).
Вопрос: Какие требования установлены к производству и обороту электронных сигарет?
(Консультация эксперта, 2025)использование товарного знака, служащего для индивидуализации устройств для потребления никотинсодержащей продукции, на других видах товаров, не являющихся устройствами для потребления никотинсодержащей продукции, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются устройствами для потребления никотинсодержащей продукции, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации устройств для потребления никотинсодержащей продукции;
(Консультация эксперта, 2025)использование товарного знака, служащего для индивидуализации устройств для потребления никотинсодержащей продукции, на других видах товаров, не являющихся устройствами для потребления никотинсодержащей продукции, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются устройствами для потребления никотинсодержащей продукции, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации устройств для потребления никотинсодержащей продукции;
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;