Использование товарного знака третьим лицом
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование товарного знака третьим лицом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"2.1.7.3. В защите исключительного права на товарный знак может быть отказано, если будет установлено, что оно приобретено (зарегистрировано) лицом не с намерением использовать товарный знак для индивидуализации товаров, а с целью запретить третьим лицам использовать соответствующее обозначение, взыскивать компенсацию за нарушение исключительного права на него (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1486 "Последствия неиспользования товарного знака" ГК РФПо общему правилу, воля правообладателя на использование товарного знака (знака обслуживания) третьим лицом может быть выражена в договоре с этим третьим лицом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы определения правомерного использования имени гражданина третьими лицами
(Мусаелян К.Т.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Использование имени и товарного знака третьими лицами
(Мусаелян К.Т.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Использование имени и товарного знака третьими лицами
Статья: Патентный троллинг в области товарных знаков как вызов законодательству по интеллектуальной собственности
(Шлапунов А.Ю., Мачнева В.Ю.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)а) передачу права на использование товарного знака третьим лицам, например, в рамках лицензионного договора, что квалифицируется как использование товарного знака самим правообладателем в соответствии со статьей 1486 ГК РФ. Стоит отметить, что негативным последствием заключения лицензионного соглашения в отношении товарного знака, принадлежащего патентному троллю, может являться удорожание конечной стоимости товаров или услуг из-за влияния на нее суммы лицензионных отчислений [7];
(Шлапунов А.Ю., Мачнева В.Ю.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)а) передачу права на использование товарного знака третьим лицам, например, в рамках лицензионного договора, что квалифицируется как использование товарного знака самим правообладателем в соответствии со статьей 1486 ГК РФ. Стоит отметить, что негативным последствием заключения лицензионного соглашения в отношении товарного знака, принадлежащего патентному троллю, может являться удорожание конечной стоимости товаров или услуг из-за влияния на нее суммы лицензионных отчислений [7];
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Признак реализации исключительного права на товарный знак включает в себя два элемента: осуществление права и распоряжение им. В связи с этим согласно пункту 2 статьи 1486 ГК РФ при решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание доказательства того, что товарный знак используется третьими лицами на основании лицензионного договора под контролем правообладателя. Вместе с тем ГК РФ не разделяет случаи использования фирменного наименования самим правообладателем и лицензиатом, соотнося с учетом системного толкования вышеназванных норм осуществление права на фирменное наименование исключительно с самостоятельными действиями правообладателя.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Признак реализации исключительного права на товарный знак включает в себя два элемента: осуществление права и распоряжение им. В связи с этим согласно пункту 2 статьи 1486 ГК РФ при решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание доказательства того, что товарный знак используется третьими лицами на основании лицензионного договора под контролем правообладателя. Вместе с тем ГК РФ не разделяет случаи использования фирменного наименования самим правообладателем и лицензиатом, соотнося с учетом системного толкования вышеназванных норм осуществление права на фирменное наименование исключительно с самостоятельными действиями правообладателя.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)Признак реализации исключительного права на товарный знак включает в себя два элемента: осуществление права и распоряжение им. В связи с этим согласно пункту 2 статьи 1486 ГК РФ при решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание доказательства того, что товарный знак используется третьими лицами на основании лицензионного договора под контролем правообладателя. Вместе с тем ГК РФ не разделяет случаи использования фирменного наименования самим правообладателем и лицензиатом, соотнося с учетом системного толкования вышеназванных норм осуществление права на фирменное наименование исключительно с самостоятельными действиями правообладателя.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)Признак реализации исключительного права на товарный знак включает в себя два элемента: осуществление права и распоряжение им. В связи с этим согласно пункту 2 статьи 1486 ГК РФ при решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание доказательства того, что товарный знак используется третьими лицами на основании лицензионного договора под контролем правообладателя. Вместе с тем ГК РФ не разделяет случаи использования фирменного наименования самим правообладателем и лицензиатом, соотнося с учетом системного толкования вышеназванных норм осуществление права на фирменное наименование исключительно с самостоятельными действиями правообладателя.
Готовое решение: Как составить договор на контрактное производство товаров
(КонсультантПлюс, 2025)Для контрактного производства товаров отдельного вида договора Гражданским кодексом РФ не предусмотрено. Однако определение такого договора есть в других нормативных правовых актах. Например, исходя из п. 2 Правил маркировки биологически активных добавок к пище средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 886, при контрактном производстве сторонний производитель производит товары по договору с участником оборота товаров и использует товарный знак, зарегистрированный на такого участника (правообладателя товарного знака), либо товарный знак третьего лица, в отношении которого участник оборота обладает правом использования.
(КонсультантПлюс, 2025)Для контрактного производства товаров отдельного вида договора Гражданским кодексом РФ не предусмотрено. Однако определение такого договора есть в других нормативных правовых актах. Например, исходя из п. 2 Правил маркировки биологически активных добавок к пище средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 886, при контрактном производстве сторонний производитель производит товары по договору с участником оборота товаров и использует товарный знак, зарегистрированный на такого участника (правообладателя товарного знака), либо товарный знак третьего лица, в отношении которого участник оборота обладает правом использования.
Статья: Защита права на товарный знак в Российской Федерации
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)На сегодняшний день данное понятие закреплено в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Так, под товарным знаком понимают любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий <1>. Помимо международных соглашений оно закреплено и в национальных нормативно-правовых актах РФ. В соответствии с положением ст. 1477 ГК РФ под товарным знаком понимают обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц <2>. В рамках гражданского законодательства отмечено, что правообладатель может запрещать и давать разрешение на использование товарного знака третьим лицам. Аналогичное положение содержится в вышеотмеченном Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Так, исходя из ст. 16 следует, что "владелец зарегистрированного товарного знака имеет исключительное право не разрешать третьим лицам без его согласия использовать в ходе торговли идентичные или подобные обозначения для товаров или услуг, которые идентичны или подобны тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, когда такое использование могло бы привести к появлению вероятности смешения". Охрана товарного знака имеет особое значение. Выбор способа защиты товарного знака зависит от ситуации, в которой оказался его правообладатель, а также от эффективности представленного способа. Основным способом защиты и охраны в отношении рассматриваемого средства индивидуализации является его регистрация. В данном случае важно действовать "превентивно", дабы никто из третьих лиц не зарегистрировал "товарный знак" раньше. Пока лицо, владеющее товарным знаком, не зарегистрирует его, говорить о том, что оно владеет им полностью, преждевременно. В данной ситуации использовать товарный знак сможет любое лицо.
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)На сегодняшний день данное понятие закреплено в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Так, под товарным знаком понимают любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий <1>. Помимо международных соглашений оно закреплено и в национальных нормативно-правовых актах РФ. В соответствии с положением ст. 1477 ГК РФ под товарным знаком понимают обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц <2>. В рамках гражданского законодательства отмечено, что правообладатель может запрещать и давать разрешение на использование товарного знака третьим лицам. Аналогичное положение содержится в вышеотмеченном Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Так, исходя из ст. 16 следует, что "владелец зарегистрированного товарного знака имеет исключительное право не разрешать третьим лицам без его согласия использовать в ходе торговли идентичные или подобные обозначения для товаров или услуг, которые идентичны или подобны тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, когда такое использование могло бы привести к появлению вероятности смешения". Охрана товарного знака имеет особое значение. Выбор способа защиты товарного знака зависит от ситуации, в которой оказался его правообладатель, а также от эффективности представленного способа. Основным способом защиты и охраны в отношении рассматриваемого средства индивидуализации является его регистрация. В данном случае важно действовать "превентивно", дабы никто из третьих лиц не зарегистрировал "товарный знак" раньше. Пока лицо, владеющее товарным знаком, не зарегистрирует его, говорить о том, что оно владеет им полностью, преждевременно. В данной ситуации использовать товарный знак сможет любое лицо.
Статья: Соотношение исключительного права на товарный знак и исключительного права на объекты авторского права
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)В настоящей статье рассматриваются положения российского и зарубежного законодательства, обеспечивающие соблюдение авторских прав и законных интересов правообладателей произведений при регистрации обозначения в качестве товарного знака. Подняты дискуссионные вопросы о том, что такое известное произведение, каким требованиям должна отвечать часть произведения, включенная в товарный знак, чтобы интересы правообладателя произведения были защищены. Также в статье подняты вопросы о нарушении авторских прав и исключительного права на товарный знак при использовании третьими лицами персонажей и названий произведений, зарегистрированных в качестве товарных знаков.
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)В настоящей статье рассматриваются положения российского и зарубежного законодательства, обеспечивающие соблюдение авторских прав и законных интересов правообладателей произведений при регистрации обозначения в качестве товарного знака. Подняты дискуссионные вопросы о том, что такое известное произведение, каким требованиям должна отвечать часть произведения, включенная в товарный знак, чтобы интересы правообладателя произведения были защищены. Также в статье подняты вопросы о нарушении авторских прав и исключительного права на товарный знак при использовании третьими лицами персонажей и названий произведений, зарегистрированных в качестве товарных знаков.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Одним основанием является превращение товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление, что предполагает тщательную оценку действий владельца товарного знака по его использованию (кто использует, в каком объеме, в каком виде, как долго). Следует учесть, что такое превращение может иметь место как при активном использовании товарного знака самим правообладателем, так и при бездействии правообладателя. В результате использование товарного знака третьими лицами приобретает неконтролируемый и всеобщий характер и, как следствие, товарный знак теряет свою различительную способность.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Одним основанием является превращение товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление, что предполагает тщательную оценку действий владельца товарного знака по его использованию (кто использует, в каком объеме, в каком виде, как долго). Следует учесть, что такое превращение может иметь место как при активном использовании товарного знака самим правообладателем, так и при бездействии правообладателя. В результате использование товарного знака третьими лицами приобретает неконтролируемый и всеобщий характер и, как следствие, товарный знак теряет свою различительную способность.
Готовое решение: При каких условиях товарный знак признается общеизвестным и какие последствия это влечет
(КонсультантПлюс, 2025)правообладатель вправе требовать защиты своего права на общеизвестный товарный знак применительно не только к однородным, но и к неоднородным товарам (например, соки и сухофрукты, молоко и чипсы, пальто и зонт - это неоднородные товары). Последнее возможно, когда третье лицо использует этот товарный знак, а у потребителей несмотря на то, что товар неоднородный, тем не менее возникает ассоциация с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и это ущемляет законные интересы правообладателя (п. 3 ст. 1508 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)правообладатель вправе требовать защиты своего права на общеизвестный товарный знак применительно не только к однородным, но и к неоднородным товарам (например, соки и сухофрукты, молоко и чипсы, пальто и зонт - это неоднородные товары). Последнее возможно, когда третье лицо использует этот товарный знак, а у потребителей несмотря на то, что товар неоднородный, тем не менее возникает ассоциация с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и это ущемляет законные интересы правообладателя (п. 3 ст. 1508 ГК РФ);
"Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография"
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Что касается особенностей реализации принципа территориальности применительно к отдельным объектам промышленной собственности, то в отношении товарных знаков (знаков обслуживания) отметим, что процессы мировой глобализации и широкого распространения интернет-технологий приводят к тому, что правообладатели товарных знаков вынуждены расширять использование своего обозначения в других странах, позаботившись при этом об обеспечении защиты своего обозначения от размывания (т.е. потери товарным знаком различительного свойства), действий третьих лиц, порочащих репутацию правообладателя товарного знака, и от свободного использования. Так же, как и в случае со специальными принципами охраны товарных знаков, действие принципа территориальности порождает такие ситуации, когда различные правообладатели вынуждены отказываться от охраны товарного знака в той или иной стране (т.е. допускать возможность использования товарного знака третьими лицами в других странах) со всеми рисками фактического и вероятного введения в заблуждение и размывания <1>. Эти проблемы лишь частично смягчаются правом приоритета и доктриной общеизвестного товарного знака.
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Что касается особенностей реализации принципа территориальности применительно к отдельным объектам промышленной собственности, то в отношении товарных знаков (знаков обслуживания) отметим, что процессы мировой глобализации и широкого распространения интернет-технологий приводят к тому, что правообладатели товарных знаков вынуждены расширять использование своего обозначения в других странах, позаботившись при этом об обеспечении защиты своего обозначения от размывания (т.е. потери товарным знаком различительного свойства), действий третьих лиц, порочащих репутацию правообладателя товарного знака, и от свободного использования. Так же, как и в случае со специальными принципами охраны товарных знаков, действие принципа территориальности порождает такие ситуации, когда различные правообладатели вынуждены отказываться от охраны товарного знака в той или иной стране (т.е. допускать возможность использования товарного знака третьими лицами в других странах) со всеми рисками фактического и вероятного введения в заблуждение и размывания <1>. Эти проблемы лишь частично смягчаются правом приоритета и доктриной общеизвестного товарного знака.
Статья: Проблемы определения ответственности сайта объявлений (классифайдера)
(Калятин В.О.)
("Цивилист", 2025, N 2)Реализуя этот подход, судебная практика ограничивает возможность требовать что-то от владельца подобного сайта "на будущее": "Наличие у ответчика технического механизма блокировки неправомерного размещения товарных знаков (подтверждено истцом при осмотре сайта Вайлдберриз, том 3, л.д. 84 - 85) не имеет правового значения, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность возложения на информационного посредника обязанности по мониторингу неправомерного использования товарных знаков третьих лиц" <30>.
(Калятин В.О.)
("Цивилист", 2025, N 2)Реализуя этот подход, судебная практика ограничивает возможность требовать что-то от владельца подобного сайта "на будущее": "Наличие у ответчика технического механизма блокировки неправомерного размещения товарных знаков (подтверждено истцом при осмотре сайта Вайлдберриз, том 3, л.д. 84 - 85) не имеет правового значения, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность возложения на информационного посредника обязанности по мониторингу неправомерного использования товарных знаков третьих лиц" <30>.
Статья: Правовая охрана средств индивидуализации в Евразийском экономическом союзе
(Курман А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Нарушением прав на товарный знак является его использование (или сходного с ним до степени смешения обозначения) без согласия правообладателя на товарах, для которых он зарегистрирован, с оговоркой на применимый принцип исчерпания прав. В связи с этим интересен подход Республики Беларусь, согласно которому не признаются использованием товарного знака третьими лицам действия по его использованию, совершаемые для владельца товарного знака по его заданию (заказу), выраженному в договоре [13]. Также интересен подход Армении относительно включения товарного знака в словари (например, товарного знака "СКОТЧ"): для предотвращения превращения товарного знака в общеупотребительное наименование товара определенного вида его правообладатель имеет право потребовать публикации информации о том, что данный знак является зарегистрированным товарным знаком и охраняется законом [9].
(Курман А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Нарушением прав на товарный знак является его использование (или сходного с ним до степени смешения обозначения) без согласия правообладателя на товарах, для которых он зарегистрирован, с оговоркой на применимый принцип исчерпания прав. В связи с этим интересен подход Республики Беларусь, согласно которому не признаются использованием товарного знака третьими лицам действия по его использованию, совершаемые для владельца товарного знака по его заданию (заказу), выраженному в договоре [13]. Также интересен подход Армении относительно включения товарного знака в словари (например, товарного знака "СКОТЧ"): для предотвращения превращения товарного знака в общеупотребительное наименование товара определенного вида его правообладатель имеет право потребовать публикации информации о том, что данный знак является зарегистрированным товарным знаком и охраняется законом [9].
Готовое решение: Какая предусмотрена ответственность за реализацию контрафактной продукции
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика: незаконное использование чужого товарного знака влечет ответственность, даже если нет претензий со стороны правообладателя и третьи лица используют сходные обозначения
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика: незаконное использование чужого товарного знака влечет ответственность, даже если нет претензий со стороны правообладателя и третьи лица используют сходные обозначения
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании оценки имеющихся в деле документов суд может прийти к выводу о доказанности использования товарного знака третьим лицом под контролем правообладателя в силу аффилированности указанных лиц.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании оценки имеющихся в деле документов суд может прийти к выводу о доказанности использования товарного знака третьим лицом под контролем правообладателя в силу аффилированности указанных лиц.