Использование фонда потребления
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование фонда потребления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Таким образом, установленный законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2025 N 18АП-9552/2025 по делу N А07-22397/2023
Требование: О взыскании расходов на содержание сетей водоснабжения и водоотведения, расходов на уплату государственной пошлины.
Решение: Требование удовлетворено в части.05.06.2023 письмом ГУП РБ "Уфаводоканал" (исх. N 01/7621 от 01.06.2023) отказалось от оплаты денежных средств за использование (потребление) систем холодного водоснабжения и водоотведения принадлежащих ГУП "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан".
Требование: О взыскании расходов на содержание сетей водоснабжения и водоотведения, расходов на уплату государственной пошлины.
Решение: Требование удовлетворено в части.05.06.2023 письмом ГУП РБ "Уфаводоканал" (исх. N 01/7621 от 01.06.2023) отказалось от оплаты денежных средств за использование (потребление) систем холодного водоснабжения и водоотведения принадлежащих ГУП "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Реализуя указанные положения, Правительство РФ в абз. 4 п. 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, определяя особенности рекультивации земель лесного фонда, устанавливает запрет использования отходов производства и потребления при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Реализуя указанные положения, Правительство РФ в абз. 4 п. 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, определяя особенности рекультивации земель лесного фонда, устанавливает запрет использования отходов производства и потребления при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель.
Вопрос: В каком порядке создается фонд потребления организации?
(Консультация эксперта, 2025)Использование фонда потребления может производиться на основании сметы, утвержденной руководством организации (пп. "о" п. 7 Методических рекомендаций, утв. Распоряжением Минимущества России от 10.07.2000 N 183-р).
(Консультация эксперта, 2025)Использование фонда потребления может производиться на основании сметы, утвержденной руководством организации (пп. "о" п. 7 Методических рекомендаций, утв. Распоряжением Минимущества России от 10.07.2000 N 183-р).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Таким образом, установленный законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Таким образом, установленный законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"3. Наряду с сельскохозяйственным производством колхоз в целях более полного использования земли, производственных фондов, трудовых и финансовых ресурсов и увеличения доходов вправе заниматься без ограничений любыми другими, не запрещенными законодательством видами деятельности: переработкой сельскохозяйственного сырья, производством пищевых продуктов, товаров народного потребления, продукции производственно - технического назначения, торговлей, ремонтными и строительными работами, оказанием услуг предприятиям, организациям, населению.
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"3. Наряду с сельскохозяйственным производством колхоз в целях более полного использования земли, производственных фондов, трудовых и финансовых ресурсов и увеличения доходов вправе заниматься без ограничений любыми другими, не запрещенными законодательством видами деятельности: переработкой сельскохозяйственного сырья, производством пищевых продуктов, товаров народного потребления, продукции производственно - технического назначения, торговлей, ремонтными и строительными работами, оказанием услуг предприятиям, организациям, населению.
Статья: К вопросу об охраноспособности фотографий предметов музейной коллекции
(Михайлова Н.С., Мартьянова Е.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11)Законодательство оставляет открытым вопрос и об условиях правомерного использования изображений культурных ценностей. Федеральный закон "О Музейном фонде РФ и музеях в РФ" устанавливает право музеев контролировать коммерческое использование изображений музейных предметов и производство различной тиражированной продукции, товаров народного потребления с использованием указанных изображений. Э.П. Гаврилов считает, что нормы ст. 36 Федерального закона "О Музейном фонде РФ и музеях в РФ" следует трактовать достаточно узко. По его мнению, если изображения музейных предметов находятся в открытом гражданском обороте, то они могут использоваться третьими лицами без получения согласия музея. Музей дает согласие и оказывает содействие в изготовлении копий, репродукций, фотографий. При этом сам изготовленный экземпляр может быть использован без каких-либо ограничений [1]. Схожая позиция была отражена в Постановлении Суда по интеллектуальным правам: "...право дирекций музеев, предусмотренное ч. 3 ст. 36 Закона о музейном фонде, разрешать/запрещать использование изображений музейных предметов и музейных коллекций с целью производства изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции распространяется лишь на изображения, созданные по инициативе самого музея (первая публикация), а также на изображения, используемые при реализации музеем такого вида основной деятельности, как публикация. Иное, по мнению суда первой инстанции, означало бы, что платное разрешение надо получать у дирекций музеев при любом использовании или тиражировании изображений объектов культуры" [14].
(Михайлова Н.С., Мартьянова Е.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11)Законодательство оставляет открытым вопрос и об условиях правомерного использования изображений культурных ценностей. Федеральный закон "О Музейном фонде РФ и музеях в РФ" устанавливает право музеев контролировать коммерческое использование изображений музейных предметов и производство различной тиражированной продукции, товаров народного потребления с использованием указанных изображений. Э.П. Гаврилов считает, что нормы ст. 36 Федерального закона "О Музейном фонде РФ и музеях в РФ" следует трактовать достаточно узко. По его мнению, если изображения музейных предметов находятся в открытом гражданском обороте, то они могут использоваться третьими лицами без получения согласия музея. Музей дает согласие и оказывает содействие в изготовлении копий, репродукций, фотографий. При этом сам изготовленный экземпляр может быть использован без каких-либо ограничений [1]. Схожая позиция была отражена в Постановлении Суда по интеллектуальным правам: "...право дирекций музеев, предусмотренное ч. 3 ст. 36 Закона о музейном фонде, разрешать/запрещать использование изображений музейных предметов и музейных коллекций с целью производства изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции распространяется лишь на изображения, созданные по инициативе самого музея (первая публикация), а также на изображения, используемые при реализации музеем такого вида основной деятельности, как публикация. Иное, по мнению суда первой инстанции, означало бы, что платное разрешение надо получать у дирекций музеев при любом использовании или тиражировании изображений объектов культуры" [14].
Статья: Локальное регулирование отношений по социальному обеспечению: формирование доктринальных подходов
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)В современной науке права социального обеспечения вопрос о роли локальных актов в регулировании правоотношений по социальному обеспечению является дискуссионным. Полагаем, что это связано, в том числе со сложившимися в советский период доктринальными подходами к оценке роли локального регулирования в праве социального обеспечения. Вместе с тем действующее законодательное регулирование базируется на принципах рыночной экономики и фиксирует принципиально иной (отличный от плановой экономики) подход к финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов, которые независимы в распределении финансовых ресурсов, сами определяют виды и объемы формируемых фондов денежных средств и направления их использования. Прежде в регулировании этих отношений государством практически не допускалось усмотрения предприятия, децентрализованные фонды общественного потребления формировались по установленным государством нормативам, предприятия в этой части не имели самостоятельности в распределении прибыли. Несмотря на уровень регулирования - локальный, в данных отношениях преобладали публичные начала, поэтому соответствующие отношения включались в предмет отрасли.
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)В современной науке права социального обеспечения вопрос о роли локальных актов в регулировании правоотношений по социальному обеспечению является дискуссионным. Полагаем, что это связано, в том числе со сложившимися в советский период доктринальными подходами к оценке роли локального регулирования в праве социального обеспечения. Вместе с тем действующее законодательное регулирование базируется на принципах рыночной экономики и фиксирует принципиально иной (отличный от плановой экономики) подход к финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов, которые независимы в распределении финансовых ресурсов, сами определяют виды и объемы формируемых фондов денежных средств и направления их использования. Прежде в регулировании этих отношений государством практически не допускалось усмотрения предприятия, децентрализованные фонды общественного потребления формировались по установленным государством нормативам, предприятия в этой части не имели самостоятельности в распределении прибыли. Несмотря на уровень регулирования - локальный, в данных отношениях преобладали публичные начала, поэтому соответствующие отношения включались в предмет отрасли.
Статья: Народ как особая сущность
(Макушин А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)В-пятых, будучи по своей природе естеством, каждый народ, так же как и каждый отдельный человек, обладает правом на свободное прогрессивное развитие. Из этого фундаментального, принадлежащего народу права вытекает множество других естественных и неотъемлемых прав. В их числе можно назвать право на владение частью ойкумены, пользование природными ресурсами, управление общими делами, создание общественных фондов потребления, принятие и совершенствование конституции, строительство социальных институтов и управление ими, выбор пути и организации процесса своего развития, которые в целом охватываются одним фундаментальным правом - правом на свободное прогрессивное развитие. И надо полагать, что реализация народом своих прав, и прежде всего права на свободное прогрессивное развитие, является первейшей гарантией реализации прав и свобод человеком.
(Макушин А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)В-пятых, будучи по своей природе естеством, каждый народ, так же как и каждый отдельный человек, обладает правом на свободное прогрессивное развитие. Из этого фундаментального, принадлежащего народу права вытекает множество других естественных и неотъемлемых прав. В их числе можно назвать право на владение частью ойкумены, пользование природными ресурсами, управление общими делами, создание общественных фондов потребления, принятие и совершенствование конституции, строительство социальных институтов и управление ими, выбор пути и организации процесса своего развития, которые в целом охватываются одним фундаментальным правом - правом на свободное прогрессивное развитие. И надо полагать, что реализация народом своих прав, и прежде всего права на свободное прогрессивное развитие, является первейшей гарантией реализации прав и свобод человеком.
Ситуация: Какие установлены льготы и оплата донорам за сдачу крови?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)оплату в размере 50% стоимости коммунальных услуг за холодную воду, горячую воду, электроэнергию, тепловую энергию, газ, отведение сточных вод в пределах размера стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)оплату в размере 50% стоимости коммунальных услуг за холодную воду, горячую воду, электроэнергию, тепловую энергию, газ, отведение сточных вод в пределах размера стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Во-вторых, денежные средства, как часть финансовых средств, может выступать в качестве финансовых ресурсов их владельца. Под финансовыми ресурсами следует понимать ту часть денежных средств (собственных, заемных и привлеченных, например, посредством выпуска акций), имеющихся в распоряжении их владельца - предпринимателя или государства, которая накапливается и используется не для потребления, а соответственно для целей расширения производства или выполнения государственных функций. Например, в коммерческой организации за счет чистой прибыли могут создаваться фонды потребления (фонд социального развития, фонд оплаты труда и материальной помощи) и в качестве финансовых ресурсов - фонды накопления (фонд развития производства, фонд развития науки и техники). Физическое лицо также может использовать часть своего дохода на потребление, а часть инвестировать с целью получения дополнительного дохода или получения иного полезного результата, например, купить акции.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Во-вторых, денежные средства, как часть финансовых средств, может выступать в качестве финансовых ресурсов их владельца. Под финансовыми ресурсами следует понимать ту часть денежных средств (собственных, заемных и привлеченных, например, посредством выпуска акций), имеющихся в распоряжении их владельца - предпринимателя или государства, которая накапливается и используется не для потребления, а соответственно для целей расширения производства или выполнения государственных функций. Например, в коммерческой организации за счет чистой прибыли могут создаваться фонды потребления (фонд социального развития, фонд оплаты труда и материальной помощи) и в качестве финансовых ресурсов - фонды накопления (фонд развития производства, фонд развития науки и техники). Физическое лицо также может использовать часть своего дохода на потребление, а часть инвестировать с целью получения дополнительного дохода или получения иного полезного результата, например, купить акции.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Далее мы будем говорить о недвижимых вещах, но заметим, что, как кажется, мало уделяется внимания таким объектам собственности, соединяющим свойства подлинника и памятника, как музейные экспонаты. Применительно к ним трудно говорить о выражении в них личности того собственника, который их приобрел, кроме, может быть, коллекций <1>. Более того, функция хранения исключает воздействие личности хранителя на охраняемые предметы. Музеям обычно экспонаты вверяются собственником, причем предполагается, что собственник либо сам является лицом публичного права, либо действует в публичном интересе. Тем самым музей, как субъект права, лишен интереса в вещи, предполагающего ее потребление, а использование вещи имеет узко очерченные ограничения. С этим, на мой взгляд, плохо сочетается провозглашенное ст. 36 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" исключительное право музея на использование в коммерческих целях "воспроизведений" музейных предметов. Я даже не говорю об очевидных противоречиях этой нормы с основами авторского права, впрочем, далеко не все музейные экспонаты защищены авторскими правами. Вызывает сомнения само понимание права на "воспроизведение" предмета собственности как права коммерческого, имущественного содержания. Видимо, по своей природе это право все же неимущественное; оно сродни личной неприкосновенности. Этот вывод затрагивает, конечно, не только музейные предметы, но относится к собственности вообще.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Далее мы будем говорить о недвижимых вещах, но заметим, что, как кажется, мало уделяется внимания таким объектам собственности, соединяющим свойства подлинника и памятника, как музейные экспонаты. Применительно к ним трудно говорить о выражении в них личности того собственника, который их приобрел, кроме, может быть, коллекций <1>. Более того, функция хранения исключает воздействие личности хранителя на охраняемые предметы. Музеям обычно экспонаты вверяются собственником, причем предполагается, что собственник либо сам является лицом публичного права, либо действует в публичном интересе. Тем самым музей, как субъект права, лишен интереса в вещи, предполагающего ее потребление, а использование вещи имеет узко очерченные ограничения. С этим, на мой взгляд, плохо сочетается провозглашенное ст. 36 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" исключительное право музея на использование в коммерческих целях "воспроизведений" музейных предметов. Я даже не говорю об очевидных противоречиях этой нормы с основами авторского права, впрочем, далеко не все музейные экспонаты защищены авторскими правами. Вызывает сомнения само понимание права на "воспроизведение" предмета собственности как права коммерческого, имущественного содержания. Видимо, по своей природе это право все же неимущественное; оно сродни личной неприкосновенности. Этот вывод затрагивает, конечно, не только музейные предметы, но относится к собственности вообще.
Статья: Цифровые объекты изобразительного искусства и NFT: мифы и реальность
(Вальдес-Мартинес Э.Р.)
("Закон", 2023, N 9)Более того, следует предположить, что если бы третьи лица решили последовать примеру Эрмитажа и предложили NFT какие-либо объекты из фондов и коллекций музеев в Российской Федерации, как произведения, перешедшие в общественное достояние, так и любые артефакты, то эти лица, скорее всего, будут нарушать так называемое музейное право. В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев. Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Следовательно, использование таких объектов возможно только с разрешения музеев и их дирекций, в том числе посредством NFT. Пока подобной судебной практики в отношении NFT в РФ нет, но ее отсутствие не исключает того, что она может появиться.
(Вальдес-Мартинес Э.Р.)
("Закон", 2023, N 9)Более того, следует предположить, что если бы третьи лица решили последовать примеру Эрмитажа и предложили NFT какие-либо объекты из фондов и коллекций музеев в Российской Федерации, как произведения, перешедшие в общественное достояние, так и любые артефакты, то эти лица, скорее всего, будут нарушать так называемое музейное право. В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев. Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Следовательно, использование таких объектов возможно только с разрешения музеев и их дирекций, в том числе посредством NFT. Пока подобной судебной практики в отношении NFT в РФ нет, но ее отсутствие не исключает того, что она может появиться.
Статья: Подходы к определению предмета финансово-правового регулирования с учетом процессов цифровизации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Несколько позднее в качестве предмета советского финансового права стали выделять общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, с акцентом на организующую роль Советского государства по распределению общественного продукта в целях образования необходимых обществу фондов потребления, и на такой объект, как деньги и денежные обязательства, которые связаны с образованием и использованием фондов денежных средств <13>. Советское финансовое право как отрасль социалистического права обеспечивало регламентацию общественных отношений в части мобилизации, распределения и использования Советским государством денежных средств, необходимых для выполнения его задач и функций в период социализма и строительства коммунизма. Отмечалось, что в состав данных правоотношений включаются организация бюджетной системы, распределение доходов и расходов между ее звеньями, установление обязательных платежей государственных предприятий, налоги с колхозно-кооперативных организаций и граждан, привлечение временно свободных денежных средств на добровольных началах, определение условий и порядка расходования средств, финансирования и кредитования, регулирование денежного обращения и т.д. <14>. Данный подход, обусловленный применением командно-административного метода, позволял государству решать грандиозные задачи, прибегая к использованию огромного ресурса государственного механизма для достижения поставленных целей, не оглядываясь на законы рыночной экономики. Также весьма оригинальным представляется мнение, в соответствии с которым деятельность государства, осуществляемая в рамках финансовых правоотношений, рассматривалась как одна из форм проявления его суверенитета <15>.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Несколько позднее в качестве предмета советского финансового права стали выделять общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, с акцентом на организующую роль Советского государства по распределению общественного продукта в целях образования необходимых обществу фондов потребления, и на такой объект, как деньги и денежные обязательства, которые связаны с образованием и использованием фондов денежных средств <13>. Советское финансовое право как отрасль социалистического права обеспечивало регламентацию общественных отношений в части мобилизации, распределения и использования Советским государством денежных средств, необходимых для выполнения его задач и функций в период социализма и строительства коммунизма. Отмечалось, что в состав данных правоотношений включаются организация бюджетной системы, распределение доходов и расходов между ее звеньями, установление обязательных платежей государственных предприятий, налоги с колхозно-кооперативных организаций и граждан, привлечение временно свободных денежных средств на добровольных началах, определение условий и порядка расходования средств, финансирования и кредитования, регулирование денежного обращения и т.д. <14>. Данный подход, обусловленный применением командно-административного метода, позволял государству решать грандиозные задачи, прибегая к использованию огромного ресурса государственного механизма для достижения поставленных целей, не оглядываясь на законы рыночной экономики. Также весьма оригинальным представляется мнение, в соответствии с которым деятельность государства, осуществляемая в рамках финансовых правоотношений, рассматривалась как одна из форм проявления его суверенитета <15>.