Исполнительный кодекс
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнительный кодекс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Оказание учреждениями здравоохранения медицинских услуг осужденным, не застрахованным в системе ОМС, обязаны оплачивать исправительные учреждения как получатели бюджетных средств на эти цели
Постановление Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 N 16065/12 по делу N А31-5607/2011
Применимые нормы: п. 1 ст. 426, п. 1 ст. 781 ГК РФ, ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗПрименимые нормы: п. 1 ст. 426, п. 1 ст. 781 ГК РФ, ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 N 16065/12 по делу N А31-5607/2011
Применимые нормы: п. 1 ст. 426, п. 1 ст. 781 ГК РФ, ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗПрименимые нормы: п. 1 ст. 426, п. 1 ст. 781 ГК РФ, ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1100 "Основания компенсации морального вреда" ГК РФ"По смыслу взаимосвязанных положений статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, части второй статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда за нарушение условий содержания осужденного к лишению свободы, присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Освобождение от взыскания исполнительского сбора: особенности процессуальной формы
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2024, N 9)Процессуальные особенности рассмотрения судом заявления
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2024, N 9)Процессуальные особенности рассмотрения судом заявления
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"2 октября 2007 года N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"2 октября 2007 года N 229-ФЗ
Статья: Политико-правовая характеристика правоохранительных органов
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-четвертых, в систему правоохранительных органов также входят государственные организации (учреждения), через которые правоохранительные органы непосредственно реализуют свои функции и полномочия, и которые входят в организационные структуры, возглавляемые соответствующими правоохранительными органами. Наглядным примером здесь могут послужить уголовно-исполнительные инспекции, исправительные колонии и иные учреждения уголовно-исполнительной системы, благодаря которым Федеральная служба исполнения наказаний выполняет свои задачи (ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Дополнительно заметим, что значительная часть территориальных подразделений правоохранительных органов имеет организационно-правовую форму государственных учреждений.
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-четвертых, в систему правоохранительных органов также входят государственные организации (учреждения), через которые правоохранительные органы непосредственно реализуют свои функции и полномочия, и которые входят в организационные структуры, возглавляемые соответствующими правоохранительными органами. Наглядным примером здесь могут послужить уголовно-исполнительные инспекции, исправительные колонии и иные учреждения уголовно-исполнительной системы, благодаря которым Федеральная служба исполнения наказаний выполняет свои задачи (ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Дополнительно заметим, что значительная часть территориальных подразделений правоохранительных органов имеет организационно-правовую форму государственных учреждений.
Готовое решение: Как заполнить заявления о возврате (зачете) денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета
(КонсультантПлюс, 2025)При заполнении раздела "В счет погашения задолженности, не учитываемой в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации" отразите сумму к зачету, код документа-основания (1 - исполнительный лист, 2 - судебный акт), его номер и дату, а также дату его вступления в силу. При погашении задолженностей по разным основаниям (документам с разными реквизитами), заполните необходимое количество блоков с информацией о них.
(КонсультантПлюс, 2025)При заполнении раздела "В счет погашения задолженности, не учитываемой в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации" отразите сумму к зачету, код документа-основания (1 - исполнительный лист, 2 - судебный акт), его номер и дату, а также дату его вступления в силу. При погашении задолженностей по разным основаниям (документам с разными реквизитами), заполните необходимое количество блоков с информацией о них.
Статья: Уголовная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей, средств коммуникации
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Авторы не подвергают сомнению, что лица, содержащиеся в учреждении уголовно-исполнительной системы или в местах содержания под стражей, в отличие от иных граждан, должны быть ограничены в обладании определенными предметами и вещами. Вместе с тем до последнего времени законодатель находил достаточным для обеспечения таких ограничений наличие не мер уголовной ответственности, а мер взыскания, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом РФ и КоАП РФ. Можно предположить, что целью введения ст. 321.1 УК РФ было повышение "защищенности" (необходимость которой отмечалась в литературе <9>) нормальной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, мест содержания под стражей или личной безопасности персонала <10>.
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Авторы не подвергают сомнению, что лица, содержащиеся в учреждении уголовно-исполнительной системы или в местах содержания под стражей, в отличие от иных граждан, должны быть ограничены в обладании определенными предметами и вещами. Вместе с тем до последнего времени законодатель находил достаточным для обеспечения таких ограничений наличие не мер уголовной ответственности, а мер взыскания, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом РФ и КоАП РФ. Можно предположить, что целью введения ст. 321.1 УК РФ было повышение "защищенности" (необходимость которой отмечалась в литературе <9>) нормальной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, мест содержания под стражей или личной безопасности персонала <10>.
Статья: Реализация права подозреваемых (обвиняемых) и осужденных на получение психологической помощи: теоретико-правовой анализ
(Ковалев О.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)<7> Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, В.В. Геранин, С.М. Зубарев и др. М., 2011.
(Ковалев О.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)<7> Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, В.В. Геранин, С.М. Зубарев и др. М., 2011.
Статья: Анализ нормативно-правового регулирования пенитенциарной пробации
(Лебешев И.С., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 4)Однако, исходя из данной нормы, запрос о возможности проживания осужденного по указанному адресу касается исключительно лиц, осужденных к лишению свободы, упуская из виду тот факт, что в приложении N 3 к Приказу Минюста России N 350 говорится о двух категориях осужденных - к лишению свободы и к принудительным работам. Полагаем, излагая п. 13 рассматриваемого приложения к Приказу, законодатель исходил из ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <13>, регламентирующего действия администрации учреждений УИС непосредственно к осужденным, в отношении которых установлен административный надзор. Более того, данная норма ущемляет права лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, которым назначено уголовное наказание в виде принудительных работ, в части подтверждения возможности проживания по выбранному месту жительства (пребывания).
(Лебешев И.С., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 4)Однако, исходя из данной нормы, запрос о возможности проживания осужденного по указанному адресу касается исключительно лиц, осужденных к лишению свободы, упуская из виду тот факт, что в приложении N 3 к Приказу Минюста России N 350 говорится о двух категориях осужденных - к лишению свободы и к принудительным работам. Полагаем, излагая п. 13 рассматриваемого приложения к Приказу, законодатель исходил из ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <13>, регламентирующего действия администрации учреждений УИС непосредственно к осужденным, в отношении которых установлен административный надзор. Более того, данная норма ущемляет права лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, которым назначено уголовное наказание в виде принудительных работ, в части подтверждения возможности проживания по выбранному месту жительства (пребывания).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В иных случаях орган и должностное лицо, рассматривающие обращение, должны дать ответ по существу или уведомить гражданина о направлении его обращения по компетенции в письменном виде на обращение, поступившее в письменном виде и в форме электронного документа, если обращение поступило в форме электронного документа (ч. 4 ст. 10 Закона N 59-ФЗ). Ответ на обращение осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни в соответствии с требованием ч. 3 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) <242> направляется через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В иных случаях орган и должностное лицо, рассматривающие обращение, должны дать ответ по существу или уведомить гражданина о направлении его обращения по компетенции в письменном виде на обращение, поступившее в письменном виде и в форме электронного документа, если обращение поступило в форме электронного документа (ч. 4 ст. 10 Закона N 59-ФЗ). Ответ на обращение осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни в соответствии с требованием ч. 3 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) <242> направляется через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.
Статья: Соотношение размера штрафа и категории преступления
(Урусов А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)<5> См. ч. 4 ст. 26 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
(Урусов А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)<5> См. ч. 4 ст. 26 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Статья: Об особенностях исполнения и передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы
(Барсегян С.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)<12> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.
(Барсегян С.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)<12> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.
Статья: Уголовно-правовое регулирование и судебная практика назначения принудительных работ в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы
(Сафин Л.Р.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Признак предусмотренности именно уголовным законом присущ перечню наказаний по уголовному праву России. Однако применительно к характеристике системы наказаний он реализуется также в содержании отдельных видов наказаний как самостоятельных элементов такой системы. При этом содержание некоторых наказаний может быть регламентировано не только уголовным законом, но также в нормах иной отраслевой принадлежности. Например, при характеристике принудительных работ законодатель в ст. 53.1 УК РФ называет только некоторые правоограничения: привлечение осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, срок и пределы этого наказания, требование удержания из заработной платы осужденного в доход государства в размере от пяти до двадцати процентов (ч. 3, 4, 5 ст. 53.1 УК РФ). При этом в уголовном законе отсутствует прямое указание на правоограничение, заключающееся в ограничении личной свободы осужденного. Его суть и конкретное содержание получили отражение в Уголовно-исполнительном кодексе РФ.
(Сафин Л.Р.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Признак предусмотренности именно уголовным законом присущ перечню наказаний по уголовному праву России. Однако применительно к характеристике системы наказаний он реализуется также в содержании отдельных видов наказаний как самостоятельных элементов такой системы. При этом содержание некоторых наказаний может быть регламентировано не только уголовным законом, но также в нормах иной отраслевой принадлежности. Например, при характеристике принудительных работ законодатель в ст. 53.1 УК РФ называет только некоторые правоограничения: привлечение осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, срок и пределы этого наказания, требование удержания из заработной платы осужденного в доход государства в размере от пяти до двадцати процентов (ч. 3, 4, 5 ст. 53.1 УК РФ). При этом в уголовном законе отсутствует прямое указание на правоограничение, заключающееся в ограничении личной свободы осужденного. Его суть и конкретное содержание получили отражение в Уголовно-исполнительном кодексе РФ.
Статья: (Не)признание вины: между правом на защиту и учетом при определении уголовно-правовых последствий
(Разогреева А.М.)
("Уголовное право", 2025, N 6)<9> Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2012 г. N 274-О-О "По жалобе гражданина Лебедева Платона Леонидовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант".
(Разогреева А.М.)
("Уголовное право", 2025, N 6)<9> Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2012 г. N 274-О-О "По жалобе гражданина Лебедева Платона Леонидовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант".