Исполнительное производство пенсионер
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнительное производство пенсионер (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 99 "Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Таким образом, величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения превышает величину прожиточного минимума в Свердловской области, в связи с чем при рассмотрении настоящего гражданского дела следует исходить из того, что применительно к положениям части 1.1 статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должнику-пенсионеру (истец относится к данной категории, является неработающим пенсионером) законом гарантировано сохранение дохода в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации."
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Смерть должника в исполнительном производстве
(КонсультантПлюс, 2025)...По мнению Учреждения, денежные средства... перечисленные пенсионерке... после ее смерти, являются излишне выплаченными, их удержание Отделом судебных приставов и дальнейшее перечисление взыскателям в рамках исполнительных производств неправомерно.
(КонсультантПлюс, 2025)...По мнению Учреждения, денежные средства... перечисленные пенсионерке... после ее смерти, являются излишне выплаченными, их удержание Отделом судебных приставов и дальнейшее перечисление взыскателям в рамках исполнительных производств неправомерно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение прав должника на сохранение прожиточного минимума в исполнительном производстве (на основании практики прокурорского надзора)
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Юрист", 2024, N 8)Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует прокуроров на систематические проверки законодательства об исполнительном производстве. В ходе прокурорских проверок особое внимание в настоящее время уделяется исполнительным производствам о взыскании задолженности по заработной плате и алиментам, о предоставлении жилых помещений, лекарственных препаратов, технических средств реабилитации, а также исполнительным производствам, стороной которых являются инвалиды, пенсионеры, ветераны, несовершеннолетние, многодетные семьи, участники специальной военной операции, мобилизованные граждане и члены их семей (Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 19 сентября 2022 г. N 521/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами") <5>.
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Юрист", 2024, N 8)Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует прокуроров на систематические проверки законодательства об исполнительном производстве. В ходе прокурорских проверок особое внимание в настоящее время уделяется исполнительным производствам о взыскании задолженности по заработной плате и алиментам, о предоставлении жилых помещений, лекарственных препаратов, технических средств реабилитации, а также исполнительным производствам, стороной которых являются инвалиды, пенсионеры, ветераны, несовершеннолетние, многодетные семьи, участники специальной военной операции, мобилизованные граждане и члены их семей (Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 19 сентября 2022 г. N 521/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами") <5>.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда РФ по вопросам процессуального права за октябрь - ноябрь 2023 года
(Солохин А.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Защита прав и законных интересов участников исполнительного производства должна быть соразмерной, т.е. при защите прав взыскателя не должны нарушаться конституционные права пенсионера-должника.
(Солохин А.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Защита прав и законных интересов участников исполнительного производства должна быть соразмерной, т.е. при защите прав взыскателя не должны нарушаться конституционные права пенсионера-должника.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)По общему правилу, при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина, являющегося пенсионером, может быть удержано не более 50 процентов пенсии. При этом законодательство об исполнительном производстве и законодательство о пенсионном обеспечении прямо не предусматривают минимальный размер пенсии, подлежащий сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания. Вместе с тем возможна ситуация, при которой пенсия является для должника-гражданина единственным источником средств существования. В таком случае необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего не только путем соблюдения стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником-гражданином своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня материальной обеспеченности для их нормального существования, и реализацию их социально-экономических прав, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)По общему правилу, при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина, являющегося пенсионером, может быть удержано не более 50 процентов пенсии. При этом законодательство об исполнительном производстве и законодательство о пенсионном обеспечении прямо не предусматривают минимальный размер пенсии, подлежащий сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания. Вместе с тем возможна ситуация, при которой пенсия является для должника-гражданина единственным источником средств существования. В таком случае необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего не только путем соблюдения стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником-гражданином своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня материальной обеспеченности для их нормального существования, и реализацию их социально-экономических прав, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Ш. 30 августа 2021 г. обратилась в суд в порядке статьи 434 ГПК РФ с заявлением о снижении размера ежемесячных удержаний из ее страховой пенсии по старости с сохранением ей дохода в размере величины прожиточного минимума, установленного по Иркутской области, ссылаясь на то, что на основании решений суда в отношении ее возбуждены исполнительные производства по взысканию задолженности по кредитным договорам в пользу взыскателей (банка-1 и банка-2). Судебным приставом-исполнителем взыскание обращено на страховую пенсию по старости Ш.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Ш. 30 августа 2021 г. обратилась в суд в порядке статьи 434 ГПК РФ с заявлением о снижении размера ежемесячных удержаний из ее страховой пенсии по старости с сохранением ей дохода в размере величины прожиточного минимума, установленного по Иркутской области, ссылаясь на то, что на основании решений суда в отношении ее возбуждены исполнительные производства по взысканию задолженности по кредитным договорам в пользу взыскателей (банка-1 и банка-2). Судебным приставом-исполнителем взыскание обращено на страховую пенсию по старости Ш.
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования внесудебного банкротства гражданина
(Шайхутдинов Е.М.)
("Юрист", 2023, N 11)В свете вышеприведенных недостатков правового регулирования внесудебного банкротства названный законопроект можно оценить достаточно высоко. В нем полностью реализованы поручения президента и, кроме того, в отношении указанных категорий граждан расширено понятие исполнения требований исполнительного документа, к которому отнесено как исполнение судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, так и исполнение органами, организациями, банками и иными кредитными организациями, должностными лицам и гражданами.
(Шайхутдинов Е.М.)
("Юрист", 2023, N 11)В свете вышеприведенных недостатков правового регулирования внесудебного банкротства названный законопроект можно оценить достаточно высоко. В нем полностью реализованы поручения президента и, кроме того, в отношении указанных категорий граждан расширено понятие исполнения требований исполнительного документа, к которому отнесено как исполнение судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, так и исполнение органами, организациями, банками и иными кредитными организациями, должностными лицам и гражданами.
Статья: Гражданско-правовые основы института банкротства граждан
(Гладышева Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Важно отметить, что в конце апреля 2021 г. В Государственную Думу РФ внесен законопроект, предусматривающий для отдельных малообеспеченных категорий лиц отмену условия об окончании исполнительного производства для начала процедуры внесудебного банкротства (проект Федерального закона N 1162228-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части обеспечения возможности использования процедуры внесудебного банкротства гражданами, чей доход не превышает величину прожиточного минимума" <21>). Как следует из пояснительной записки к данному законопроекту, внесение изменений, допускающих возможность подачи заявления о признании банкротом во внесудебном порядке без условия окончания исполнительного производства, необходимо для обеспечения доступа к процедуре внесудебного банкротства гражданам, чей доход равен или меньше прожиточного минимума (в том числе малоимущим гражданам и пенсионерам), которые не в состоянии (в силу отсутствия средств) проходить процедуру банкротства в судебном порядке.
(Гладышева Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Важно отметить, что в конце апреля 2021 г. В Государственную Думу РФ внесен законопроект, предусматривающий для отдельных малообеспеченных категорий лиц отмену условия об окончании исполнительного производства для начала процедуры внесудебного банкротства (проект Федерального закона N 1162228-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части обеспечения возможности использования процедуры внесудебного банкротства гражданами, чей доход не превышает величину прожиточного минимума" <21>). Как следует из пояснительной записки к данному законопроекту, внесение изменений, допускающих возможность подачи заявления о признании банкротом во внесудебном порядке без условия окончания исполнительного производства, необходимо для обеспечения доступа к процедуре внесудебного банкротства гражданам, чей доход равен или меньше прожиточного минимума (в том числе малоимущим гражданам и пенсионерам), которые не в состоянии (в силу отсутствия средств) проходить процедуру банкротства в судебном порядке.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)6.2. Должник Б. обратилась в суд с заявлением о сохранении пенсии и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на иждивенца, ссылаясь на ч. 5.1 ст. 69 Закона об исполнительном производстве.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)6.2. Должник Б. обратилась в суд с заявлением о сохранении пенсии и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на иждивенца, ссылаясь на ч. 5.1 ст. 69 Закона об исполнительном производстве.
Вопрос: О регулировании деятельности МФО, мерах по повышению уровня защиты прав заемщиков - потребителей финансовых услуг и взыскании (аресте) денежных средств в рамках исполнительного производства.
(Письмо Минфина России от 02.07.2024 N 05-07-12/61838)При этом отмечаем, что Федеральным законом от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" установлена величина прожиточного минимума в 2024 году в целом по Российской Федерации на душу населения в размере 15 453 рубля, для трудоспособного населения - 16 844 рубля, пенсионеров - 13 290 рублей, детей - 14 989 рублей.
(Письмо Минфина России от 02.07.2024 N 05-07-12/61838)При этом отмечаем, что Федеральным законом от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" установлена величина прожиточного минимума в 2024 году в целом по Российской Федерации на душу населения в размере 15 453 рубля, для трудоспособного населения - 16 844 рубля, пенсионеров - 13 290 рублей, детей - 14 989 рублей.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем комментируемая норма не препятствует обращению взыскания на пенсию при осуществлении исполнительного производства. По смыслу ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его ст. 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 N 14-О-О).
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем комментируемая норма не препятствует обращению взыскания на пенсию при осуществлении исполнительного производства. По смыслу ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его ст. 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 N 14-О-О).
Вопрос: О регулировании отношений по заключению договора между кредитором и клиентом, рассмотрении и обжаловании судебных решений, принудительном исполнении судебных актов и изменении кредитного договора.
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 05-06-11/16238)Федеральным законом от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" установлена величина прожиточного минимума в 2024 году в целом по Российской Федерации на душу населения в размере 15 453 рубля, для трудоспособного населения - 16 844 рубля, пенсионеров - 13 290 рублей, детей - 14 989 рублей.
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 05-06-11/16238)Федеральным законом от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" установлена величина прожиточного минимума в 2024 году в целом по Российской Федерации на душу населения в размере 15 453 рубля, для трудоспособного населения - 16 844 рубля, пенсионеров - 13 290 рублей, детей - 14 989 рублей.
Ситуация: Могут ли взыскать излишне выплаченную социальную пенсию по инвалидности или по потере кормильца?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае если пенсионер согласен добровольно возместить переплату, удержание из установленной пенсии производится в размере, определенном пенсионером в соответствующем заявлении. При этом также оформляется решение СФР о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру (п. п. 25, 119 Правил N 545н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае если пенсионер согласен добровольно возместить переплату, удержание из установленной пенсии производится в размере, определенном пенсионером в соответствующем заявлении. При этом также оформляется решение СФР о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру (п. п. 25, 119 Правил N 545н).
Вопрос: Где получить справку о выплатах средств на содержание детей (алиментах) с целью предоставления в органы соцзащиты населения для получения материальной поддержки от государства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отделе судебных приставов - в случае, когда исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ, нотариальное соглашение об уплате алиментов), на основании которого возбуждено исполнительное производство, находится на контроле у судебного пристава.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отделе судебных приставов - в случае, когда исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ, нотариальное соглашение об уплате алиментов), на основании которого возбуждено исполнительное производство, находится на контроле у судебного пристава.
Вопрос: Правомерно ли оспаривание постановления пристава-исполнителя об удержании из заработной платы должника сумм, мотивированное тем, что после удержания заработная плата должника становится ниже величины прожиточного минимума?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2406 установлена величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 г.: на душу населения - 11 653 руб., для трудоспособного населения - 12 702 руб., пенсионеров - 10 022 руб., детей - 11 303 руб.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2406 установлена величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 г.: на душу населения - 11 653 руб., для трудоспособного населения - 12 702 руб., пенсионеров - 10 022 руб., детей - 11 303 руб.