Исполнительное производство Беларусь
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнительное производство Беларусь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2024 N 20АП-2591/2024 по делу N А23-579/2024
Требование: О признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительных производств, наложении ареста на ДС.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка заявителя на то, что у белорусского адвоката Сенько А.В. отсутствовали полномочия на подачу в адрес Дзержинского РОСП УФССП России по Калужской области заявлений о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания "Прометей" исполнительных производств, является несостоятельной, поскольку в настоящем случае не имеет правового значения наличие у представителя ООО "Санлео" статуса белорусского адвоката, поскольку его полномочия были подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью от 20.11.2023.
Требование: О признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительных производств, наложении ареста на ДС.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка заявителя на то, что у белорусского адвоката Сенько А.В. отсутствовали полномочия на подачу в адрес Дзержинского РОСП УФССП России по Калужской области заявлений о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания "Прометей" исполнительных производств, является несостоятельной, поскольку в настоящем случае не имеет правового значения наличие у представителя ООО "Санлео" статуса белорусского адвоката, поскольку его полномочия были подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью от 20.11.2023.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2024 N 88-7049/2024 (УИД 91OS0000-01-2023-000192-04)
Процессуальные вопросы: Принято определение о признании и принудительном исполнении решения иностранного суда.
Решение: Определение оставлено без изменения.Как правомерно установлено судами нижестоящих инстанций, взыскатель выполнил требования, изложенные в части 2 статьи 57 Конвенции 2002 года, в частности, представил суду надлежащим образом заверенную копию исполнительной надписи; справку о том, что на территории Республики Беларусь взыскание по указанной исполнительной надписи не производилось; постановление отдела принудительного исполнения Бобруйского района и города Бобруйска от 15 ноября 2022 года о возврате взыскателю - ОАО "Сбер Банк" исполнительного документа - исполнительной надписи нотариуса Могилевского нотариального округа от 17 ноября 2021 года, окончании исполнительного производства N по мотиву проживания должника по исполнительному производств на территории Российской Федерации.
Процессуальные вопросы: Принято определение о признании и принудительном исполнении решения иностранного суда.
Решение: Определение оставлено без изменения.Как правомерно установлено судами нижестоящих инстанций, взыскатель выполнил требования, изложенные в части 2 статьи 57 Конвенции 2002 года, в частности, представил суду надлежащим образом заверенную копию исполнительной надписи; справку о том, что на территории Республики Беларусь взыскание по указанной исполнительной надписи не производилось; постановление отдела принудительного исполнения Бобруйского района и города Бобруйска от 15 ноября 2022 года о возврате взыскателю - ОАО "Сбер Банк" исполнительного документа - исполнительной надписи нотариуса Могилевского нотариального округа от 17 ноября 2021 года, окончании исполнительного производства N по мотиву проживания должника по исполнительному производств на территории Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое исполнительный документ и какие требования к нему предъявляются
(КонсультантПлюс, 2025)исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств (п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Например, судами Республики Беларусь по делам о взыскании алиментов. Постановления таких судов не нуждаются в процедуре признания на территории РФ (ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов);
(КонсультантПлюс, 2025)исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств (п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Например, судами Республики Беларусь по делам о взыскании алиментов. Постановления таких судов не нуждаются в процедуре признания на территории РФ (ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов);
Статья: Диалектика исполнительно-процессуальной формы: правовая природа исполнительного производства и трансформация его стадий в условиях цифровизации цивилистического процесса
(Луконина Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Подготовка к осуществлению принудительного исполнения также может производиться в электронной форме. Институт судебного извещения претерпел колоссальные изменения, когда с 2012 г. суды начали активно использовать извещения по SMS, а с 2017 г. - по электронной почте. Между тем в исполнительном производстве подобных новаций не наблюдалось. В то же время участники исполнительного производства Республики Беларусь наделяются правом выбора способа извещения в силу ст. 37 Закона "О судебных исполнителях". Для этого требуется в письменной форме сообщить желаемый способ извещения и сведения, необходимые для своевременного информирования, например адрес электронной почты или номер мессенджера. Уведомление должников о возбуждении исполнительного производства может быть осуществлено SMS-рассылкой. Аналогичным образом система электронного извещения действует в США <8>. При этом, например, в Эстонии если извещение направляется в электронной форме, то ответственность за получение информации возлагается на адресата <9>.
(Луконина Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Подготовка к осуществлению принудительного исполнения также может производиться в электронной форме. Институт судебного извещения претерпел колоссальные изменения, когда с 2012 г. суды начали активно использовать извещения по SMS, а с 2017 г. - по электронной почте. Между тем в исполнительном производстве подобных новаций не наблюдалось. В то же время участники исполнительного производства Республики Беларусь наделяются правом выбора способа извещения в силу ст. 37 Закона "О судебных исполнителях". Для этого требуется в письменной форме сообщить желаемый способ извещения и сведения, необходимые для своевременного информирования, например адрес электронной почты или номер мессенджера. Уведомление должников о возбуждении исполнительного производства может быть осуществлено SMS-рассылкой. Аналогичным образом система электронного извещения действует в США <8>. При этом, например, в Эстонии если извещение направляется в электронной форме, то ответственность за получение информации возлагается на адресата <9>.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.1998 N 29
"Обзор судебно - арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц"Исполнение решения хозяйственного суда Республики Беларусь на территории России производится в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 03.06.97.
"Обзор судебно - арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц"Исполнение решения хозяйственного суда Республики Беларусь на территории России производится в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 03.06.97.
<Письмо> ВАС РФ от 25.08.2006 N С1-7/ОМП-886
"О порядке взыскания с организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, денежных средств в бюджет Российской Федерации на основании решений арбитражных судов Российской Федерации"Особенности исполнения судебных актов в отношениях с Республикой Беларусь определены Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17.01.2001. В силу статьи 1 Соглашения судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства, на основании исполнительных документов судов, принявших решения. То есть при исполнении судебных актов судов Российской Федерации на территории Республики Беларусь применяется законодательство об исполнительном производстве Республики Беларусь. Статья 3 Соглашения устанавливает специальную норму, касающуюся взыскания денежных средств, описывает порядок такого взыскания непосредственно с банковского счета должника или через судебного исполнителя.
"О порядке взыскания с организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, денежных средств в бюджет Российской Федерации на основании решений арбитражных судов Российской Федерации"Особенности исполнения судебных актов в отношениях с Республикой Беларусь определены Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17.01.2001. В силу статьи 1 Соглашения судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства, на основании исполнительных документов судов, принявших решения. То есть при исполнении судебных актов судов Российской Федерации на территории Республики Беларусь применяется законодательство об исполнительном производстве Республики Беларусь. Статья 3 Соглашения устанавливает специальную норму, касающуюся взыскания денежных средств, описывает порядок такого взыскания непосредственно с банковского счета должника или через судебного исполнителя.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В этом же Письме отмечено, что, учитывая положения ч. 6.1 комментируемой статьи, п. 4 ч. 1 ст. 31 комментируемого Закона, при поступлении в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительных документов хозяйственных (экономических) судов Республики Беларусь, а также исполнительных документов судов Республики Беларусь о взыскании алиментов для возбуждения исполнительного производства необходимо, чтобы данные исполнительные документы соответствовали требованиям законодательства Республики Беларусь, а не требованиям, установленным законодательством РФ об исполнительном производстве. В этой связи указанным Письмом направлены разъяснения Главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь от 2 февраля 2017 г. N 03-2-11/148 об установленных законодательством Республики Беларусь требованиях к исполнительным документам.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В этом же Письме отмечено, что, учитывая положения ч. 6.1 комментируемой статьи, п. 4 ч. 1 ст. 31 комментируемого Закона, при поступлении в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительных документов хозяйственных (экономических) судов Республики Беларусь, а также исполнительных документов судов Республики Беларусь о взыскании алиментов для возбуждения исполнительного производства необходимо, чтобы данные исполнительные документы соответствовали требованиям законодательства Республики Беларусь, а не требованиям, установленным законодательством РФ об исполнительном производстве. В этой связи указанным Письмом направлены разъяснения Главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь от 2 февраля 2017 г. N 03-2-11/148 об установленных законодательством Республики Беларусь требованиях к исполнительным документам.
Статья: Упрощенный порядок признания и приведения в исполнение решений по экономическим спорам судов стран СНГ в России: исторический анализ и перспективы на будущее
(Бикбаев Р.Р.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Таким образом, между странами СНГ прослеживается продолжительное и плодотворное сотрудничество в области признания и приведения в исполнение решений судов и по другим вопросам юстиции. Логично было бы предусмотреть в таком случае упрощенные механизмы взаимного признания и приведения в исполнение судебных решений. Например, такой механизм мог бы выражаться в упрощении формальностей или же в прямом исполнении решений через органы исполнительного производства.
(Бикбаев Р.Р.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Таким образом, между странами СНГ прослеживается продолжительное и плодотворное сотрудничество в области признания и приведения в исполнение решений судов и по другим вопросам юстиции. Логично было бы предусмотреть в таком случае упрощенные механизмы взаимного признания и приведения в исполнение судебных решений. Например, такой механизм мог бы выражаться в упрощении формальностей или же в прямом исполнении решений через органы исполнительного производства.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)<292> См.: Свирин Ю.А. Снос самовольной постройки или признание отсутствия права: от фактического правовосстановления к научным дискуссиям // Практика исполнительного производства. 2014. N 1-2. С. 55 - 57.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)<292> См.: Свирин Ю.А. Снос самовольной постройки или признание отсутствия права: от фактического правовосстановления к научным дискуссиям // Практика исполнительного производства. 2014. N 1-2. С. 55 - 57.
Статья: Меры административного принуждения, применяемые в отношении иностранных граждан в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Столярова З.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Административная процедура выдворения иностранцев за границу Российской Федерации документально выражается в постановлении об административном правонарушении, которое выносится исключительно судом после рассмотрения административного дела иностранного гражданина. Исполнительное производство подобных постановлений определено на законодательном уровне, исполнение такого постановления производится путем направления иностранца обратно на территорию государства пребывания. После получения на руки решения суда об административном выдворении иностранец обязан покинуть страну в течение пяти суток.
(Столярова З.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Административная процедура выдворения иностранцев за границу Российской Федерации документально выражается в постановлении об административном правонарушении, которое выносится исключительно судом после рассмотрения административного дела иностранного гражданина. Исполнительное производство подобных постановлений определено на законодательном уровне, исполнение такого постановления производится путем направления иностранца обратно на территорию государства пребывания. После получения на руки решения суда об административном выдворении иностранец обязан покинуть страну в течение пяти суток.
Статья: Использование института медиации в исполнительном производстве: европейский опыт
(Асеев А.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 2)Имеет опыт использования медиации в процессе исполнительного производства и Республика Беларусь. Примирительной процедуре в судопроизводстве посвящена гл. 17 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь <22>. Целью примирительной процедуры является урегулирование спора в короткие сроки посредством примирения сторон и содействия профилактике нарушений договорных обязательств. Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 29 июня 2016 г. N 3 "О примирении сторон судами при рассмотрении гражданских и хозяйственных споров", "примирение сторон допускается в суде на любой стадии гражданского или хозяйственного процесса с момента возбуждения производства по делу, а также в исполнительном производстве. Примирение сторон может быть достигнуто как при содействии суда, так и путем применения медиации" <23>.
(Асеев А.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 2)Имеет опыт использования медиации в процессе исполнительного производства и Республика Беларусь. Примирительной процедуре в судопроизводстве посвящена гл. 17 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь <22>. Целью примирительной процедуры является урегулирование спора в короткие сроки посредством примирения сторон и содействия профилактике нарушений договорных обязательств. Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 29 июня 2016 г. N 3 "О примирении сторон судами при рассмотрении гражданских и хозяйственных споров", "примирение сторон допускается в суде на любой стадии гражданского или хозяйственного процесса с момента возбуждения производства по делу, а также в исполнительном производстве. Примирение сторон может быть достигнуто как при содействии суда, так и путем применения медиации" <23>.
Статья: Административно-деликтное законодательство стран - участников Содружества Независимых Государств: сравнительно-правовой анализ
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 5)В Таджикистане и Беларуси в наименовании кодекса об административных правонарушениях используются слова "процессуальный" и "процессуально-исполнительный" соответственно, что свидетельствует об обособленной "процессуализации" производства по делам об административных правонарушениях. Наименование белорусского кодекса говорит о разграничении процессуальных и исполнительных норм, затрагивающих вопросы производства по делам об административных правонарушениях <1>. В данном случае кодекс определяет порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок применения профилактических мер воздействия и исполнения административных взысканий <2>. Вместе с тем белорусские ученые выражают две противоположные точки зрения на возможность строгого обособления данных процессуальных норм <3>. С одной стороны, использование процессуальных норм неизбежно влечет за собой обращение к материальным нормам, так как последние регламентируют вопросы административной ответственности <4>. С другой стороны, вынесение за пределы материальной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. N 91-З процессуальных норм обусловлено необходимостью правовой регламентации порядка административного процесса и исполнения административных взысканий. Если обратиться к Кодексу об административных правонарушениях Белорусской ССР от 6 декабря 1984 г. <5>, то можно обнаружить, что его процессуальная часть уже включала в себя два самостоятельных раздела, посвященных производству по делам об административных правонарушениях (ст. 225 - 276 разд. IV) и исполнению постановлений о наложении административных взысканий (ст. 277 - 308 разд. V). Очевидно, что это обстоятельство позволило законодателю в последующем выделить и закрепить указанные нормы в отдельном законодательном акте.
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 5)В Таджикистане и Беларуси в наименовании кодекса об административных правонарушениях используются слова "процессуальный" и "процессуально-исполнительный" соответственно, что свидетельствует об обособленной "процессуализации" производства по делам об административных правонарушениях. Наименование белорусского кодекса говорит о разграничении процессуальных и исполнительных норм, затрагивающих вопросы производства по делам об административных правонарушениях <1>. В данном случае кодекс определяет порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок применения профилактических мер воздействия и исполнения административных взысканий <2>. Вместе с тем белорусские ученые выражают две противоположные точки зрения на возможность строгого обособления данных процессуальных норм <3>. С одной стороны, использование процессуальных норм неизбежно влечет за собой обращение к материальным нормам, так как последние регламентируют вопросы административной ответственности <4>. С другой стороны, вынесение за пределы материальной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. N 91-З процессуальных норм обусловлено необходимостью правовой регламентации порядка административного процесса и исполнения административных взысканий. Если обратиться к Кодексу об административных правонарушениях Белорусской ССР от 6 декабря 1984 г. <5>, то можно обнаружить, что его процессуальная часть уже включала в себя два самостоятельных раздела, посвященных производству по делам об административных правонарушениях (ст. 225 - 276 разд. IV) и исполнению постановлений о наложении административных взысканий (ст. 277 - 308 разд. V). Очевидно, что это обстоятельство позволило законодателю в последующем выделить и закрепить указанные нормы в отдельном законодательном акте.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Помимо гл. 31 АПК РФ вопросы признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений регламентированы положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве", Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже", Закона о банкротстве, также необходимо принимать во внимание положения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. N 9131-XI "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Помимо гл. 31 АПК РФ вопросы признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений регламентированы положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве", Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже", Закона о банкротстве, также необходимо принимать во внимание положения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. N 9131-XI "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей".
Статья: Отдельные аспекты исполнения требований неимущественного характера: сравнительный анализ Российской Федерации и Республики Беларусь
(Климова С.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Предметом рассмотрения настоящей статьи является сравнительный анализ некоторых аспектов законодательства в области исполнительного производства Российской Федерации и Республики Беларусь. Автор исследует понятие "требования неимущественного характера", какие категории дел относятся к требованиям неимущественного характера, позиции ученых и практиков относительно данного вопроса. Также рассматриваются сроки исполнения и меры ответственности за неисполнение должником требований неимущественного характера. Проведен анализ судебной практики, на основании чего были выявлены трудности при исполнении требований неимущественного характера. В заключение делается вывод о совершенствовании законодательства исполнительного производства как Республики Беларусь, так и Российской Федерации для обеспечения целей и задач исполнительного производства.
(Климова С.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Предметом рассмотрения настоящей статьи является сравнительный анализ некоторых аспектов законодательства в области исполнительного производства Российской Федерации и Республики Беларусь. Автор исследует понятие "требования неимущественного характера", какие категории дел относятся к требованиям неимущественного характера, позиции ученых и практиков относительно данного вопроса. Также рассматриваются сроки исполнения и меры ответственности за неисполнение должником требований неимущественного характера. Проведен анализ судебной практики, на основании чего были выявлены трудности при исполнении требований неимущественного характера. В заключение делается вывод о совершенствовании законодательства исполнительного производства как Республики Беларусь, так и Российской Федерации для обеспечения целей и задач исполнительного производства.
Статья: Правовые основы признания и приведения в исполнение российских судебных решений на территории иностранных государств: вопросы теории и практики
(Ведерников В.В., Шахназарян Э.Ф.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Возвращаясь к перечню документов, необходимых для направления ходатайства заинтересованной стороны, отметим, что Конвенция 1993 года (как и другие международные договоры) не предусматривает направления вместе с ходатайством исполнительных документов, поскольку они по общему правилу не имеют юридической силы на территории иностранного государства. Исключениями в этом контексте являются некоторые международные договоры, заключенные между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по особым категориям дел <16>. Поскольку исполнительные листы иностранных судов в силу международных договоренностей в определенных случаях имеют юридическую силу и порождают правовые последствия, законодателем в 2016 году в статью 12 Закона об исполнительном производстве был введен пункт 11, который и предусмотрел, что исполнительные листы иностранных судов в установленных случаях являются исполнительными документами.
(Ведерников В.В., Шахназарян Э.Ф.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Возвращаясь к перечню документов, необходимых для направления ходатайства заинтересованной стороны, отметим, что Конвенция 1993 года (как и другие международные договоры) не предусматривает направления вместе с ходатайством исполнительных документов, поскольку они по общему правилу не имеют юридической силы на территории иностранного государства. Исключениями в этом контексте являются некоторые международные договоры, заключенные между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по особым категориям дел <16>. Поскольку исполнительные листы иностранных судов в силу международных договоренностей в определенных случаях имеют юридическую силу и порождают правовые последствия, законодателем в 2016 году в статью 12 Закона об исполнительном производстве был введен пункт 11, который и предусмотрел, что исполнительные листы иностранных судов в установленных случаях являются исполнительными документами.
Статья: Иск о сносе самовольной постройки в исторической и сравнительно-правовой перспективе
(Панченко А.В.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 1)<13> Свирин Ю.А. Снос самовольной постройки или признание отсутствия права: от фактического правовосстановления к научным дискуссиям // Практика исполнительного производства. 2014. N 1-2. С. 55 - 57.
(Панченко А.В.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 1)<13> Свирин Ю.А. Снос самовольной постройки или признание отсутствия права: от фактического правовосстановления к научным дискуссиям // Практика исполнительного производства. 2014. N 1-2. С. 55 - 57.