Исполнение обязательства надлежащему лицу
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение обязательства надлежащему лицу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54
"О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"18. Если иное не предусмотрено соглашением сторон и не вытекает из обычаев или существа обязательства, должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого требования (пункт 1 статьи 312 ГК РФ).
"О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"18. Если иное не предусмотрено соглашением сторон и не вытекает из обычаев или существа обязательства, должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого требования (пункт 1 статьи 312 ГК РФ).
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 312 "Исполнение обязательства надлежащему лицу" ГК РФСТАТЬЯ 312 "ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА НАДЛЕЖАЩЕМУ ЛИЦУ" ГК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Финансирование под уступку денежного требования.
Может ли финансовый агент требовать неустойку с должника, если на это не указано в уведомлении
(КонсультантПлюс, 2025)В силу императивного требования закона при финансировании под уступку права денежного требования клиент не выбывает из основного обязательства с должником, поскольку исполнение денежного требования должником финансовому агенту освобождает должника от соответствующего обязательства перед клиентом. То есть в данном случае речь идет об исполнении обязательства надлежащему лицу. Переход прав, обеспечивающих исполнение обязательств, автоматически без специального на это указания от клиента к финансовому агенту не происходит.
Может ли финансовый агент требовать неустойку с должника, если на это не указано в уведомлении
(КонсультантПлюс, 2025)В силу императивного требования закона при финансировании под уступку права денежного требования клиент не выбывает из основного обязательства с должником, поскольку исполнение денежного требования должником финансовому агенту освобождает должника от соответствующего обязательства перед клиентом. То есть в данном случае речь идет об исполнении обязательства надлежащему лицу. Переход прав, обеспечивающих исполнение обязательств, автоматически без специального на это указания от клиента к финансовому агенту не происходит.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Вправе ли заказчик перечислять плату за выполненные по договору подряда работы непосредственно субподрядчику
(КонсультантПлюс, 2025)В рамках рассмотрения настоящего спора установлены иные фактические обстоятельства. За выполненные по муниципальному контракту работы оплата произведена заказчиком непосредственно на счет субподрядчика на основании распорядительных писем генподрядчика, в которых четко и определенно выражена его воля на перечисление причитающихся ему денежных средств на расчетный счет ООО "Энерготехресурс". Каких-либо споров, связанных с исполнением договора подряда и субподряда, в том числе и по порядку оплаты выполненных работ, у их участников не возникало. Статья 312 ГК РФ под исполнением обязательства надлежащему лицу понимает также исполнение управомоченному кредитором лицу.
Вправе ли заказчик перечислять плату за выполненные по договору подряда работы непосредственно субподрядчику
(КонсультантПлюс, 2025)В рамках рассмотрения настоящего спора установлены иные фактические обстоятельства. За выполненные по муниципальному контракту работы оплата произведена заказчиком непосредственно на счет субподрядчика на основании распорядительных писем генподрядчика, в которых четко и определенно выражена его воля на перечисление причитающихся ему денежных средств на расчетный счет ООО "Энерготехресурс". Каких-либо споров, связанных с исполнением договора подряда и субподряда, в том числе и по порядку оплаты выполненных работ, у их участников не возникало. Статья 312 ГК РФ под исполнением обязательства надлежащему лицу понимает также исполнение управомоченному кредитором лицу.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 312. Исполнение обязательства надлежащему лицу
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 312. Исполнение обязательства надлежащему лицу
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)Надлежащее исполнение означает, что обязательство исполняется надлежащему лицу, в определенный срок и в надлежащем месте.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)Надлежащее исполнение означает, что обязательство исполняется надлежащему лицу, в определенный срок и в надлежащем месте.
Статья: Неприкосновенность существа арбитражного решения развивает практическую юриспруденцию (пример отступного)
(Монастырский Ю.Э.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Есть одно замечательное преимущество отступного, которое много раз проявлялось в нашей собственной практике - оно окончательно решает вопрос об исполнении обязательства надлежащему лицу ввиду либерализации оборота прав требований. Ранее он сопровождался установленными на тот момент формальностями: уведомлением только цедентом, передачей права требования с идентификацией его параметров по акту, исключительно в целом и пр. Сейчас эти условия отменены, и на стадии принятия требования или уведомления происходит подразумеваемая законом легитимизация нового кредитора. Не часто, но бывает в силу различных событий и обстоятельств, что исполнение происходит в пользу де-факто несостоятельного общества, где сменился директор и пр., заблаговременно уступившего требование с намеренной задержкой оповещения об этом.
(Монастырский Ю.Э.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Есть одно замечательное преимущество отступного, которое много раз проявлялось в нашей собственной практике - оно окончательно решает вопрос об исполнении обязательства надлежащему лицу ввиду либерализации оборота прав требований. Ранее он сопровождался установленными на тот момент формальностями: уведомлением только цедентом, передачей права требования с идентификацией его параметров по акту, исключительно в целом и пр. Сейчас эти условия отменены, и на стадии принятия требования или уведомления происходит подразумеваемая законом легитимизация нового кредитора. Не часто, но бывает в силу различных событий и обстоятельств, что исполнение происходит в пользу де-факто несостоятельного общества, где сменился директор и пр., заблаговременно уступившего требование с намеренной задержкой оповещения об этом.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Внедрение Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) позволило аккумулировать информацию о платежах физических и юридических лиц за оказание государственных и муниципальных услуг. Благодаря п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <2> граждане и организации при подаче документов для регистрации права собственности на недвижимое имущество либо иных заявлений для получения государственных и муниципальных услуг не обязаны предоставлять платежное поручение об уплате государственной пошлины. Оператором ГИС ГМП является Федеральное казначейство. Информационная система предназначена для аккумулирования информации об уплате государственных пошлин, т.е. фактически контроль за исполнением обязанности заявителями по уплате пошлины сосредоточен в руках одного органа, и факт внесения этой информации в систему позволяет при ее использовании органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, получить сведения об этом. С одной стороны, ГИС ГМП дает возможность в рамках осуществления бюджетного контроля Федеральному казначейству вести учет своевременности получения государственных пошлин, а, с другой стороны, организовать обмен информацией между администраторами доходов бюджета, организациями по приему платежей, органами государственной власти и местного самоуправления, оператором государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", многофункциональными центрами, а также заявителям (физическим и юридическим лицам) для надлежащего исполнения своих обязательств перед бюджетом иметь доступ к информации о необходимости совершения таких платежей. Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах утвержден Приказом Федерального казначейства от 12.05.2017 N 11н <3>, который определяет состав субъектов, имеющих доступ к рассматриваемой системе, состав информации и порядок ее получения и предоставления.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Внедрение Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) позволило аккумулировать информацию о платежах физических и юридических лиц за оказание государственных и муниципальных услуг. Благодаря п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <2> граждане и организации при подаче документов для регистрации права собственности на недвижимое имущество либо иных заявлений для получения государственных и муниципальных услуг не обязаны предоставлять платежное поручение об уплате государственной пошлины. Оператором ГИС ГМП является Федеральное казначейство. Информационная система предназначена для аккумулирования информации об уплате государственных пошлин, т.е. фактически контроль за исполнением обязанности заявителями по уплате пошлины сосредоточен в руках одного органа, и факт внесения этой информации в систему позволяет при ее использовании органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, получить сведения об этом. С одной стороны, ГИС ГМП дает возможность в рамках осуществления бюджетного контроля Федеральному казначейству вести учет своевременности получения государственных пошлин, а, с другой стороны, организовать обмен информацией между администраторами доходов бюджета, организациями по приему платежей, органами государственной власти и местного самоуправления, оператором государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", многофункциональными центрами, а также заявителям (физическим и юридическим лицам) для надлежащего исполнения своих обязательств перед бюджетом иметь доступ к информации о необходимости совершения таких платежей. Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах утвержден Приказом Федерального казначейства от 12.05.2017 N 11н <3>, который определяет состав субъектов, имеющих доступ к рассматриваемой системе, состав информации и порядок ее получения и предоставления.
Готовое решение: Какое исполнение обязательств считается надлежащим
(КонсультантПлюс, 2025)Кредитор также может уполномочить другое лицо принять исполнение обязательства. Рекомендуем удостовериться, что вы исполняете обязательство кредитору или уполномоченному лицу. Иначе при исполнении обязательства ненадлежащему лицу обязательство может быть признано неисполненным (см. п. 1 ст. 312 ГК РФ). Чтобы удостовериться, что вы исполняете обязательство надлежащему лицу, убедитесь, что оно имеет соответствующие полномочия. Для этого можно, в частности, запросить доверенность.
(КонсультантПлюс, 2025)Кредитор также может уполномочить другое лицо принять исполнение обязательства. Рекомендуем удостовериться, что вы исполняете обязательство кредитору или уполномоченному лицу. Иначе при исполнении обязательства ненадлежащему лицу обязательство может быть признано неисполненным (см. п. 1 ст. 312 ГК РФ). Чтобы удостовериться, что вы исполняете обязательство надлежащему лицу, убедитесь, что оно имеет соответствующие полномочия. Для этого можно, в частности, запросить доверенность.
Готовое решение: Как налоговые органы учитывают целесообразность хозяйственных операций и обоснованность экономической выгоды по сделкам налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как налоговые органы учитывают исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как налоговые органы учитывают исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом
Готовое решение: Как оплатить услуги исполнителя по договору возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Такие возможности вытекают, в частности, из общих норм Гражданского кодекса РФ: п. 1 ст. 430 ГК РФ (договор в пользу третьего лица), п. 1 ст. 312 ГК РФ (исполнение обязательства надлежащему лицу).
(КонсультантПлюс, 2025)Такие возможности вытекают, в частности, из общих норм Гражданского кодекса РФ: п. 1 ст. 430 ГК РФ (договор в пользу третьего лица), п. 1 ст. 312 ГК РФ (исполнение обязательства надлежащему лицу).
Статья: О понятии "должная осмотрительность"
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- исполнение обязательства надлежащим лицом;
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- исполнение обязательства надлежащим лицом;
Статья: Может ли инспекция снять расходы из-за спорных контрагентов?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 2)"Данные подходы к оценке обоснованности налоговой выгоды в налоговых отношениях сохраняют свою актуальность после принятия Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ, которым часть первая НК РФ дополнена статьей 54.1, конкретизировавшей обстоятельства и условия, принимаемые во внимание при оценке допустимости поведения налогоплательщика в зависимости от: наличия искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (часть 1); основной цели совершения сделки (операции) (подпункт 1 части 2); исполнения обязательства по сделке надлежащим лицом (подпункт 2 части 2)", - указали судьи.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 2)"Данные подходы к оценке обоснованности налоговой выгоды в налоговых отношениях сохраняют свою актуальность после принятия Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ, которым часть первая НК РФ дополнена статьей 54.1, конкретизировавшей обстоятельства и условия, принимаемые во внимание при оценке допустимости поведения налогоплательщика в зависимости от: наличия искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (часть 1); основной цели совершения сделки (операции) (подпункт 1 части 2); исполнения обязательства по сделке надлежащим лицом (подпункт 2 части 2)", - указали судьи.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Установление критерия оценки "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами" без закрепленного надлежащего порядка проверки и порядка установления таких фактов является нарушением Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Установление критерия оценки "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами" без закрепленного надлежащего порядка проверки и порядка установления таких фактов является нарушением Закона о закупках.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Установление критерия оценки "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами" без закрепленного надлежащего порядка проверки и порядка установления таких фактов является нарушением Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Установление критерия оценки "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами" без закрепленного надлежащего порядка проверки и порядка установления таких фактов является нарушением Закона о закупках.