Исполнение обязанностей муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение обязанностей муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)"...Прокурор... обратился в суд с иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации... Д. о признании бездействия незаконным, признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании, возложении обязанности уволить муниципального служащего в связи с утратой доверия.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Прокурор... обратился в суд с иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации... Д. о признании бездействия незаконным, признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании, возложении обязанности уволить муниципального служащего в связи с утратой доверия.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)Городская Дума как наниматель (работодатель) наделяется соответствующими правами и на нее возлагаются определенные обязанности, в частности право определения размера и условий оплаты труда муниципальных служащих, включая размер ежемесячных и иных дополнительных выплат (статья 22 Федерального закона N 25-ФЗ); право на поощрение и привлечение к дисциплинарной ответственности (статьи 27, 27.1); обязанность по обеспечению организационно-технических условий, необходимых для исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей (статья 11); обязанность по предоставлению государственных гарантий (статья 23); обязанность по выполнению кадровой работы, включая ведение трудовых книжек и личных дел муниципальных служащих (статья 28).
(КонсультантПлюс, 2025)Городская Дума как наниматель (работодатель) наделяется соответствующими правами и на нее возлагаются определенные обязанности, в частности право определения размера и условий оплаты труда муниципальных служащих, включая размер ежемесячных и иных дополнительных выплат (статья 22 Федерального закона N 25-ФЗ); право на поощрение и привлечение к дисциплинарной ответственности (статьи 27, 27.1); обязанность по обеспечению организационно-технических условий, необходимых для исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей (статья 11); обязанность по предоставлению государственных гарантий (статья 23); обязанность по выполнению кадровой работы, включая ведение трудовых книжек и личных дел муниципальных служащих (статья 28).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3
Статья: Проведение служебной проверки на муниципальной службе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Муниципальная служба как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, сопряжена с необходимостью исполнения муниципальными служащими основных обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, требований к служебному поведению. Отступление от таких обязанностей, нарушение ограничений и требований может служить основанием для проявления разного рода негативных последствий, в том числе связанных с привлечением муниципального служащего к дисциплинарной ответственности. В свою очередь, гарантией законности и справедливости мер реагирования на подобные нарушения является полнота установления обстоятельств допущенного муниципальным служащим нарушения, чему в существенной степени может способствовать объективная и своевременная служебная проверка.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Муниципальная служба как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, сопряжена с необходимостью исполнения муниципальными служащими основных обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, требований к служебному поведению. Отступление от таких обязанностей, нарушение ограничений и требований может служить основанием для проявления разного рода негативных последствий, в том числе связанных с привлечением муниципального служащего к дисциплинарной ответственности. В свою очередь, гарантией законности и справедливости мер реагирования на подобные нарушения является полнота установления обстоятельств допущенного муниципальным служащим нарушения, чему в существенной степени может способствовать объективная и своевременная служебная проверка.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2) муниципальный служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей муниципального служащего.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2) муниципальный служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей муниципального служащего.
Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ
(ред. от 05.12.2022)
"О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 05.12.2022)
"О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, должны быть представлены самим соискателем при оформлении трудовых отношений, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Несоблюдение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, указанных требований, влечет прекращение трудового договора (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, должны быть представлены самим соискателем при оформлении трудовых отношений, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Несоблюдение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, указанных требований, влечет прекращение трудового договора (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Статья: Служебная дисциплина муниципальных служащих: теоретические аспекты и несовершенство правового регулирования
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Таким образом, институт служебной дисциплины в настоящее время представляется малоурегулированным и малоизученным, который можно назвать "слабым местом" современного муниципального права. Служебная дисциплина как первый значимый и основополагающий компонент института дисциплинарной ответственности муниципальных служащих нуждается в первостепенном регулировании. Как показывает правоприменительная практика, привлечение муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности носит формальный характер: "проступок - взыскание", в то время как служебная дисциплина во внимание не принимается. Кроме того, чаще всего дисциплинарная ответственность наступает в случае совершения коррупционных проступков, что приводит к автоматическому переносу иных нарушений в разряд незначительных и может негативно сказаться на качестве исполнения служебных обязанностей муниципальными служащими. В настоящее время получается, что служебную дисциплину можно свести к соблюдению требований антикоррупционного законодательства. Такая ситуация может быть исправлена путем совершенствования правового регулирования общих вопросов служебной дисциплины и дисциплинарной ответственности муниципальных служащих. В связи с этим необходимо значительно изменить структуру и содержание гл. 7 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Необходимо заменить наименование главы на "Служебная дисциплина на муниципальной службе. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего. Поощрение муниципального служащего". Структура обновленной главы видится следующей:
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Таким образом, институт служебной дисциплины в настоящее время представляется малоурегулированным и малоизученным, который можно назвать "слабым местом" современного муниципального права. Служебная дисциплина как первый значимый и основополагающий компонент института дисциплинарной ответственности муниципальных служащих нуждается в первостепенном регулировании. Как показывает правоприменительная практика, привлечение муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности носит формальный характер: "проступок - взыскание", в то время как служебная дисциплина во внимание не принимается. Кроме того, чаще всего дисциплинарная ответственность наступает в случае совершения коррупционных проступков, что приводит к автоматическому переносу иных нарушений в разряд незначительных и может негативно сказаться на качестве исполнения служебных обязанностей муниципальными служащими. В настоящее время получается, что служебную дисциплину можно свести к соблюдению требований антикоррупционного законодательства. Такая ситуация может быть исправлена путем совершенствования правового регулирования общих вопросов служебной дисциплины и дисциплинарной ответственности муниципальных служащих. В связи с этим необходимо значительно изменить структуру и содержание гл. 7 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Необходимо заменить наименование главы на "Служебная дисциплина на муниципальной службе. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего. Поощрение муниципального служащего". Структура обновленной главы видится следующей:
Статья: Профессиональная этика муниципальных служащих: конституционно-правовые вопросы
(Гарифуллина А.Р., Юн Л.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Деятельность муниципальных служащих непосредственно связана с работой напрямую с таким субъектом права, как население. Население, являясь важным субъектом права, и дает в целом субъективную оценку всей системе органов местного самоуправления и профессиональной работе муниципальных служащих. Решая ежедневно достаточно важные и ключевые вопросы, связанные со множеством возникающих проблем на территории муниципального образования, муниципальные служащие прежде всего заботятся о благополучии населения, о комфортности его проживания и о тех правах и свободах, которые могут быть нарушены в случае неисполнения либо неэффективного исполнения ими своих профессиональных обязанностей. На муниципальных служащих лежит большая ответственность по сохранению исторических и местных традиций, которые на протяжении длительного периода времени формируются на территории того либо иного муниципального образования, и сохранению тех ценностей, которые обеспечивают, охраняют и защищают население, проживающее на территории муниципального образования.
(Гарифуллина А.Р., Юн Л.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Деятельность муниципальных служащих непосредственно связана с работой напрямую с таким субъектом права, как население. Население, являясь важным субъектом права, и дает в целом субъективную оценку всей системе органов местного самоуправления и профессиональной работе муниципальных служащих. Решая ежедневно достаточно важные и ключевые вопросы, связанные со множеством возникающих проблем на территории муниципального образования, муниципальные служащие прежде всего заботятся о благополучии населения, о комфортности его проживания и о тех правах и свободах, которые могут быть нарушены в случае неисполнения либо неэффективного исполнения ими своих профессиональных обязанностей. На муниципальных служащих лежит большая ответственность по сохранению исторических и местных традиций, которые на протяжении длительного периода времени формируются на территории того либо иного муниципального образования, и сохранению тех ценностей, которые обеспечивают, охраняют и защищают население, проживающее на территории муниципального образования.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Из закрепленных ч. 2 комментируемой статьи положений следует, что к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, помимо такого лица в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором должностное лицо, государственный или муниципальный служащий исполняют свои обязанности.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Из закрепленных ч. 2 комментируемой статьи положений следует, что к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, помимо такого лица в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором должностное лицо, государственный или муниципальный служащий исполняют свои обязанности.
Статья: Грязь на рабочем месте - повод к лишению премии
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Кодексом этики и служебного поведения муниципальных служащих предусмотрено исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей в соответствии с общепринятым деловым стилем. Согласно п. 3.13, 3.17, 3.18 должностной инструкции главного специалиста 1-го разряда отдела по правовым вопросам содержания жилищного фонда и городских территорий, в должностные обязанности специалиста входит соблюдение деловой этики, содержание рабочего места в чистоте, уборка рабочего места, используемых в работе инструментов, приспособлений по окончании работы.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Кодексом этики и служебного поведения муниципальных служащих предусмотрено исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей в соответствии с общепринятым деловым стилем. Согласно п. 3.13, 3.17, 3.18 должностной инструкции главного специалиста 1-го разряда отдела по правовым вопросам содержания жилищного фонда и городских территорий, в должностные обязанности специалиста входит соблюдение деловой этики, содержание рабочего места в чистоте, уборка рабочего места, используемых в работе инструментов, приспособлений по окончании работы.
Ситуация: Каков порядок обжалования постановления судебного пристава об определении размера задолженности по алиментам (взыскателем, должником)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В то же время, если место нахождения, в частности, органа государственной власти не совпадает с территорией (например, несколько районов населенного пункта), на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление по выбору административного истца подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанного органа или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Так, административное исковое заявление об оспаривании решений судебного пристава-исполнителя может быть подано также по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 2 ст. 22 КАС РФ; п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В то же время, если место нахождения, в частности, органа государственной власти не совпадает с территорией (например, несколько районов населенного пункта), на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление по выбору административного истца подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанного органа или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Так, административное исковое заявление об оспаривании решений судебного пристава-исполнителя может быть подано также по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 2 ст. 22 КАС РФ; п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! При оформлении трудовых отношений сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, должны быть представлены самим соискателем, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! При оформлении трудовых отношений сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, должны быть представлены самим соискателем, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. Комментируемая статья посвящена праву на компенсацию. В соответствии с ч. 1 данной статьи граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд общей юрисдикции, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном комментируемым Законом и процессуальным законодательством РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. Комментируемая статья посвящена праву на компенсацию. В соответствии с ч. 1 данной статьи граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд общей юрисдикции, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном комментируемым Законом и процессуальным законодательством РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) на территорию юрисдикции которого распространяются полномочия органов власти, организации или на территории юрисдикции которого исполняются обязанности соответствующего должностного лица, государственного или муниципального служащего, иного субъекта публичной власти;
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) на территорию юрисдикции которого распространяются полномочия органов власти, организации или на территории юрисдикции которого исполняются обязанности соответствующего должностного лица, государственного или муниципального служащего, иного субъекта публичной власти;