Исполнение ИПРА
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение ИПРА (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации""Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В силу приведенных выше норм материального права инвалид подлежит обеспечению средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, может подтверждаться только документом, указанным в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а именно - индивидуальной программой реабилитации инвалида."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации""Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, может подтверждаться только документом, указанным в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а именно - индивидуальной программой реабилитации инвалида."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зарубежные и отечественные подходы к решению проблемы занятости инвалидов на современном рынке труда
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Важным инструментом отслеживания последовательности всего процесса трудовой реабилитации с интеграцией инвалида в активно развивающийся рынок труда и возможностью корректировать процесс реабилитации при необходимости является контроль за ходом реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА). Введение межведомственного документооборота с отметкой исполнения мероприятий ИПРА в соответствующих информационных системах, например в медицинской информационной системе медицинской организации (МИС МО) посредством Геоинформационной системы (ГИС) субъекта (далее ЕГИСЗ в ЕАВИИАС <24>) на федеральном уровне с дальнейшем передачей в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр инвалидов" (ФГИС ФРИ) и Росстат, позволяет не только получать оперативную статистику, но и отслеживать процессы принимаемых решений в целях соблюдения прав инвалидов и полноты предоставления реабилитационных услуг и своевременно принимать решения по урегулированию допущенных нарушений.
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Важным инструментом отслеживания последовательности всего процесса трудовой реабилитации с интеграцией инвалида в активно развивающийся рынок труда и возможностью корректировать процесс реабилитации при необходимости является контроль за ходом реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА). Введение межведомственного документооборота с отметкой исполнения мероприятий ИПРА в соответствующих информационных системах, например в медицинской информационной системе медицинской организации (МИС МО) посредством Геоинформационной системы (ГИС) субъекта (далее ЕГИСЗ в ЕАВИИАС <24>) на федеральном уровне с дальнейшем передачей в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр инвалидов" (ФГИС ФРИ) и Росстат, позволяет не только получать оперативную статистику, но и отслеживать процессы принимаемых решений в целях соблюдения прав инвалидов и полноты предоставления реабилитационных услуг и своевременно принимать решения по урегулированию допущенных нарушений.
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.06.2023 N 14-6/ООГ-4208 <Можно ли уволить работника, если он скрыл свою инвалидность при трудоустройстве?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 14)В этом случае согласно ч. 7 ст. 11 Закона N 181-ФЗ организация-работодатель освобождается от ответственности за исполнение ИПРА работника-инвалида (см., например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 30.03.2015 по делу N 33-1041/2015, Определение Московского городского суда от 06.08.2010 N 4г/1-6734).
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 14)В этом случае согласно ч. 7 ст. 11 Закона N 181-ФЗ организация-работодатель освобождается от ответственности за исполнение ИПРА работника-инвалида (см., например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 30.03.2015 по делу N 33-1041/2015, Определение Московского городского суда от 06.08.2010 N 4г/1-6734).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)В силу части 2 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)В силу части 2 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Статья: О чем фирма не вправе сообщать в поликлинику и чего нельзя требовать от инвалидов
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)В этом случае согласно ч. 7 ст. 11 Закона N 181-ФЗ организация-работодатель освобождается от ответственности за исполнение ИПРА работника-инвалида (см., например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 30.03.2015 по делу N 33-1041/2015, Определение Московского городского суда от 06.08.2010 N 4г/1-6734).
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)В этом случае согласно ч. 7 ст. 11 Закона N 181-ФЗ организация-работодатель освобождается от ответственности за исполнение ИПРА работника-инвалида (см., например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 30.03.2015 по делу N 33-1041/2015, Определение Московского городского суда от 06.08.2010 N 4г/1-6734).
Готовое решение: В каких случаях работника признают инвалидом и что делать работодателю, если это произошло
(КонсультантПлюс, 2025)Если работник-инвалид хочет полностью или частично отказаться от ИПРА, полагаем, достаточно зафиксировать такой отказ, например, в его заявлении. Отказ инвалида от ИПРА освобождает организацию от ответственности за ее исполнение (ч. 5, 7 ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов).
(КонсультантПлюс, 2025)Если работник-инвалид хочет полностью или частично отказаться от ИПРА, полагаем, достаточно зафиксировать такой отказ, например, в его заявлении. Отказ инвалида от ИПРА освобождает организацию от ответственности за ее исполнение (ч. 5, 7 ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов).
Статья: Инвалиды - анализ ситуации по работе с ними
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (Определение Четвертого кассационного суда от 01.02.2024 N 88-3526/2024).
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (Определение Четвертого кассационного суда от 01.02.2024 N 88-3526/2024).
Статья: О перспективах совершенствования института административной ответственности в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации
(Орлова К.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Исходя из названных положений в их взаимосвязи со ст. 32 Федерального закона N 181-ФЗ можно сделать закономерный вывод о том, что результатом неисполнения или ненадлежащего исполнения индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями должно стать наступление определенного вида ответственности. Частью 2 ст. 32 вышеупомянутого Закона констатировано, что "споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке", однако то, к какому именно виду ответственности следует привлекать виновных лиц за неисполнение либо ненадлежащее исполнение индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, законом прямо не определено. Здесь следует согласиться с Чанновым С.Е., по мнению которого, "одна из серьезных проблем российского законодательства в области административной ответственности заключается в том, что законодатель нередко вводит запрещающую или предписывающую императивную норму и даже указывает на возможность привлечения к ответственности в случае ее нарушения, однако конкретных мер ответственности не устанавливает" <3>.
(Орлова К.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Исходя из названных положений в их взаимосвязи со ст. 32 Федерального закона N 181-ФЗ можно сделать закономерный вывод о том, что результатом неисполнения или ненадлежащего исполнения индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями должно стать наступление определенного вида ответственности. Частью 2 ст. 32 вышеупомянутого Закона констатировано, что "споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке", однако то, к какому именно виду ответственности следует привлекать виновных лиц за неисполнение либо ненадлежащее исполнение индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, законом прямо не определено. Здесь следует согласиться с Чанновым С.Е., по мнению которого, "одна из серьезных проблем российского законодательства в области административной ответственности заключается в том, что законодатель нередко вводит запрещающую или предписывающую императивную норму и даже указывает на возможность привлечения к ответственности в случае ее нарушения, однако конкретных мер ответственности не устанавливает" <3>.