Искусственный водоем
Подборка наиболее важных документов по запросу Искусственный водоем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности" Федерального закона "О пожарной безопасности""Основанием для привлечения СНТ "50 лет Победы" к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении от 9 ноября 2021 г. выводы о том, что 7 октября 2021 г. в 16 часов 00 минут на территории СНТ "50 лет Победы", расположенном по адресу: Московская область, город Наро-Фоминск, деревня Митяево, выявлены нарушения требований статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а именно: для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого некоммерческого объединения граждан не в полном объеме оборудованы противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей), при этом пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м, в зависимости от технических возможностей мотопомп."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пруд: понятие, правовой режим водоохранной зоны
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 178, 179 ГОСТ 19179-73 "Государственный стандарт Союза ССР. Гидрология суши. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.10.1973 N 2394) пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 км2. Пруд-копань - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 178, 179 ГОСТ 19179-73 "Государственный стандарт Союза ССР. Гидрология суши. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.10.1973 N 2394) пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 км2. Пруд-копань - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Статья: Осуществление деятельности объектов туристской индустрии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема с прибрежными водами (акваторией), оборудованный и пригодный для организованного отдыха, купания и приема оздоровительных и профилактических процедур (п. 46 ГОСТ Р 57617-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.08.2017 N 913-ст)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема с прибрежными водами (акваторией), оборудованный и пригодный для организованного отдыха, купания и приема оздоровительных и профилактических процедур (п. 46 ГОСТ Р 57617-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.08.2017 N 913-ст)).
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
(ред. от 31.07.2025)4) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"3. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
(ред. от 25.12.2023)
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"3. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- на части площади лесного участка, не занятой лесными насаждениями, - стоянки индивидуального легкового автотранспорта, специализированного автотранспорта, велосипедного транспорта, индивидуальный тепловой пункт, антенно-мачтовое сооружение, водоисточник технической и питьевой воды, сооружение (технологическое, вспомогательное оборудование) для транспортировки, распределения, редуцирования, потребления газа, теплоснабжения, обеззараживания, водоподготовки, транспортировки, приготовления, хранения, подачи технической и питьевой воды, водоотведения, очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных сточных вод, предотвращения негативного воздействия вод, защиты от наводнений, разрушений берегов, автоматического полива, водное устройство (питьевой фонтанчик, фонтан, искусственный декоративный водоем, водопад);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- на части площади лесного участка, не занятой лесными насаждениями, - стоянки индивидуального легкового автотранспорта, специализированного автотранспорта, велосипедного транспорта, индивидуальный тепловой пункт, антенно-мачтовое сооружение, водоисточник технической и питьевой воды, сооружение (технологическое, вспомогательное оборудование) для транспортировки, распределения, редуцирования, потребления газа, теплоснабжения, обеззараживания, водоподготовки, транспортировки, приготовления, хранения, подачи технической и питьевой воды, водоотведения, очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных сточных вод, предотвращения негативного воздействия вод, защиты от наводнений, разрушений берегов, автоматического полива, водное устройство (питьевой фонтанчик, фонтан, искусственный декоративный водоем, водопад);
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Пробел в водном законодательстве о понятии пруда частично восполнен ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения", в котором пруд определен как мелководное водохранилище не более 1 кв. км, а его разновидность пруд-копань - как небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей. Исходя из положений ВК РФ, допускающего принадлежность прудов не только на праве федеральной, но и иных, в том числе праве частной собственности, и вышеуказанного определения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в своем Определении от 29 мая 2018 г. N 5-КГ18-121 <24> пришла к выводу о том, что в собственности физического лица может находиться пруд площадью не более 1 кв. км, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами и не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности. В этом же судебном решении юридически значимым назван другой признак пруда - это отсутствие гидравлической связи с иными водными объектами, уточняемый в других судебных решениях - обладающий признаками изолированности и обособленности и не входящий в сеть водотоков и водоемов. При недоказанности этих признаков право частной собственности на спорный пруд, а также на занятый им земельный участок по решению суда прекращается, признается отсутствующим, решения об образовании земельного участка и о предоставлении в собственность признаются незаконными.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Пробел в водном законодательстве о понятии пруда частично восполнен ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения", в котором пруд определен как мелководное водохранилище не более 1 кв. км, а его разновидность пруд-копань - как небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей. Исходя из положений ВК РФ, допускающего принадлежность прудов не только на праве федеральной, но и иных, в том числе праве частной собственности, и вышеуказанного определения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в своем Определении от 29 мая 2018 г. N 5-КГ18-121 <24> пришла к выводу о том, что в собственности физического лица может находиться пруд площадью не более 1 кв. км, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами и не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности. В этом же судебном решении юридически значимым назван другой признак пруда - это отсутствие гидравлической связи с иными водными объектами, уточняемый в других судебных решениях - обладающий признаками изолированности и обособленности и не входящий в сеть водотоков и водоемов. При недоказанности этих признаков право частной собственности на спорный пруд, а также на занятый им земельный участок по решению суда прекращается, признается отсутствующим, решения об образовании земельного участка и о предоставлении в собственность признаются незаконными.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Водохранилища - искусственные водоемы для накопления воды и регулирования речного стока <1>. Общая численность водохранилищ в СССР составляла 4 000, а сейчас в пределах Российской Федерации имеется более 2 000. Река Волга оказалась цепью водохранилищ, образованных в результате подпора <2>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Водохранилища - искусственные водоемы для накопления воды и регулирования речного стока <1>. Общая численность водохранилищ в СССР составляла 4 000, а сейчас в пределах Российской Федерации имеется более 2 000. Река Волга оказалась цепью водохранилищ, образованных в результате подпора <2>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В муниципальных актах, посвященных перечню индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства, наблюдается разнообразие подходов к формулировкам. Так, в акте г. Вологды зафиксированы следующие три индикатора: 1) неиспользование здания, строения, сооружения, земельного участка (при наличии на нем котлованов, искусственных водоемов, строительного мусора, иных опасных объектов), правообладателем которого является юридическое лицо, в течение шести и более месяцев; 2) наличие пяти и более отрицательных отзывов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (социальная сеть "ВКонтакте", официальные сайты контролируемых лиц, мессенджер Telegram, поисковая система "Яндекс") о создании препятствий для свободного прохода к зданиям, строениям, сооружениям и входам в них, земельным участкам, а также для свободных въездов во дворы, обеспечения безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения, включая инвалидов и других маломобильных групп населения, в течение квартала текущего года; 3) наличие пяти и более отрицательных отзывов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (социальная сеть "ВКонтакте", официальные сайты контролируемых лиц, мессенджер Telegram, поисковая система "Яндекс") в течение пяти календарных дней о необходимости проведения контролируемым лицом уборки на принадлежащей ему территории <1>. Представляется, что последние два индикатора важны, однако они не учитывают всех составов правонарушений в области благоустройства.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В муниципальных актах, посвященных перечню индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства, наблюдается разнообразие подходов к формулировкам. Так, в акте г. Вологды зафиксированы следующие три индикатора: 1) неиспользование здания, строения, сооружения, земельного участка (при наличии на нем котлованов, искусственных водоемов, строительного мусора, иных опасных объектов), правообладателем которого является юридическое лицо, в течение шести и более месяцев; 2) наличие пяти и более отрицательных отзывов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (социальная сеть "ВКонтакте", официальные сайты контролируемых лиц, мессенджер Telegram, поисковая система "Яндекс") о создании препятствий для свободного прохода к зданиям, строениям, сооружениям и входам в них, земельным участкам, а также для свободных въездов во дворы, обеспечения безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения, включая инвалидов и других маломобильных групп населения, в течение квартала текущего года; 3) наличие пяти и более отрицательных отзывов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (социальная сеть "ВКонтакте", официальные сайты контролируемых лиц, мессенджер Telegram, поисковая система "Яндекс") в течение пяти календарных дней о необходимости проведения контролируемым лицом уборки на принадлежащей ему территории <1>. Представляется, что последние два индикатора важны, однако они не учитывают всех составов правонарушений в области благоустройства.
Статья: Вещное право на объекты аквакультуры в контексте защиты добросовестных субъектов правоотношений
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Настоящая статья представляет собой результат исследования вопроса о признании прав собственности на вылавливаемые в любительском рыболовстве гидробионты, обитающие в природных и искусственных водоемах. В ней приводятся примеры сложившейся неединообразной практики по защите таких прав и квалификации правонарушений, связанных с изъятием этих животных у их собственников. Выполнена попытка разъяснить причины хищения рыбы у рыбоводных хозяйств. Выявляются правовые пробелы гражданского законодательства нашей страны, которые не позволяют признать вещные права на объекты аквакультуры, утраченные их собственником по различным форс-мажорным обстоятельствам. В целях разрешения выявленных проблем даны рекомендации по внесению изменений в отдельные законодательные акты с учетом лучших зарубежных правотворческих практик.
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Настоящая статья представляет собой результат исследования вопроса о признании прав собственности на вылавливаемые в любительском рыболовстве гидробионты, обитающие в природных и искусственных водоемах. В ней приводятся примеры сложившейся неединообразной практики по защите таких прав и квалификации правонарушений, связанных с изъятием этих животных у их собственников. Выполнена попытка разъяснить причины хищения рыбы у рыбоводных хозяйств. Выявляются правовые пробелы гражданского законодательства нашей страны, которые не позволяют признать вещные права на объекты аквакультуры, утраченные их собственником по различным форс-мажорным обстоятельствам. В целях разрешения выявленных проблем даны рекомендации по внесению изменений в отдельные законодательные акты с учетом лучших зарубежных правотворческих практик.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.