Исключительные права на персонаж
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключительные права на персонаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 271 "Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции" АПК РФОтсутствие в оспариваемом судебном акте выводов относительно одного из заявленных требований истца в силу статей 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта в части отказа в удовлетворении требования о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на произведение изобразительного искусства - изображение персонажа "ROBOCAR POLI (DUMP) Робокар Поли (Дамп)" и направления дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подстрекательство как злоупотребление исключительным правом на произведение: проблемы привлечения к ответственности малого предпринимателя
(Родикова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Ряд представителей правообладателей, например вышеупомянутое ООО "Медиа-НН", неоднократно оказывались в центре юридических скандалов: так, Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 г. по делу N А11-2420/2018 было повторно отказано в исковых требованиях Carte Blanche Greetings Limited (Карт Бланш Гритингс Лимитед) к ИП Смирновой Яне Владимировне о взыскании компенсации в размере 10 000 руб. за нарушение исключительных прав на персонаж литературного произведения с иллюстрациями "Серый мишка с голубым носом. История Ми Ту Ю" - медвежонка "Ми ту ю "Тетти Тедди" ("Me to You "Tatty Teddy") по причине отсутствия полномочий у ООО "Медиа-НН" и его директора Онучина Д.Ф. действовать от имени Carte Blanche Greetings Limited (Карт Бланш Гритингс Лимитед) <9>. В сети Интернет размещено обращение юриста в сфере интеллектуального права Шмонина С.С. в региональное Управление ФСБ РФ по Нижегородской области, в котором он обвиняет директора ООО "Медиа-НН" в том, что данное юридическое лицо "много лет организует фальсификацию доказательств арбитражных дел с участием преимущественно иностранных юридических лиц, подачу исков от имени иностранных юридических лиц и получение денег с предпринимателей посредством прямого вымогательства (случаев сотни) или решений арбитражных судов по фальсифицированным делам" <10>.
(Родикова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Ряд представителей правообладателей, например вышеупомянутое ООО "Медиа-НН", неоднократно оказывались в центре юридических скандалов: так, Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 г. по делу N А11-2420/2018 было повторно отказано в исковых требованиях Carte Blanche Greetings Limited (Карт Бланш Гритингс Лимитед) к ИП Смирновой Яне Владимировне о взыскании компенсации в размере 10 000 руб. за нарушение исключительных прав на персонаж литературного произведения с иллюстрациями "Серый мишка с голубым носом. История Ми Ту Ю" - медвежонка "Ми ту ю "Тетти Тедди" ("Me to You "Tatty Teddy") по причине отсутствия полномочий у ООО "Медиа-НН" и его директора Онучина Д.Ф. действовать от имени Carte Blanche Greetings Limited (Карт Бланш Гритингс Лимитед) <9>. В сети Интернет размещено обращение юриста в сфере интеллектуального права Шмонина С.С. в региональное Управление ФСБ РФ по Нижегородской области, в котором он обвиняет директора ООО "Медиа-НН" в том, что данное юридическое лицо "много лет организует фальсификацию доказательств арбитражных дел с участием преимущественно иностранных юридических лиц, подачу исков от имени иностранных юридических лиц и получение денег с предпринимателей посредством прямого вымогательства (случаев сотни) или решений арбитражных судов по фальсифицированным делам" <10>.
Статья: Модели управления правами авторов произведений
(Кудряшов В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)Достойны упоминания несколько судебных актов, в которых НП "Эдельвейс", выступая доверительным управляющим, добивалось выплаты компенсаций от нарушителей исключительных прав на персонажей детского мультипликационного сериала "Маша и Медведь" (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11 июня 2015 г. N 309-ЭС14-7875 по делу N А50-21004/2013, Определение Верховного Суда РФ от 27 марта 2015 N 309-ЭС14-7875 по делу N А50-21004/2013, Определение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2015 г. N 302-ЭС15-13974 по делу N А78-2373/2014).
(Кудряшов В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)Достойны упоминания несколько судебных актов, в которых НП "Эдельвейс", выступая доверительным управляющим, добивалось выплаты компенсаций от нарушителей исключительных прав на персонажей детского мультипликационного сериала "Маша и Медведь" (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11 июня 2015 г. N 309-ЭС14-7875 по делу N А50-21004/2013, Определение Верховного Суда РФ от 27 марта 2015 N 309-ЭС14-7875 по делу N А50-21004/2013, Определение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2015 г. N 302-ЭС15-13974 по делу N А78-2373/2014).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)12. Права на персонажи аудиовизуальных произведений - мультипликационных фильмов, созданных до 3 августа 1992 года, принадлежат предприятию, осуществившему съемку мультфильма, то есть киностудии (или ее правопреемнику). У физических лиц, принимавших участие в создании мультфильмов в указанный период, отсутствуют исключительные права на мультфильмы и их персонажи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)12. Права на персонажи аудиовизуальных произведений - мультипликационных фильмов, созданных до 3 августа 1992 года, принадлежат предприятию, осуществившему съемку мультфильма, то есть киностудии (или ее правопреемнику). У физических лиц, принимавших участие в создании мультфильмов в указанный период, отсутствуют исключительные права на мультфильмы и их персонажи.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем его воспроизведения или переработки (подпункты 1 и 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем его воспроизведения или переработки (подпункты 1 и 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).
Статья: Параллельное творчество или плагиат: сходство, различие, критерии разграничения
(Щербак Н.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Компания "Карт Бланш Гритингс Лимитед" обратилась с иском к нескольким компаниям о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на персонаж аудиовизуального произведения "Овечка Cottonsocks the Sheep". Истец утверждал, что ответчики без его разрешения осуществляют введение в гражданский оборот товаров - игрушек для детей "Овечка Жужа", - воспроизводящих персонаж "Овечка Cottonsocks the Sheep". Обе игрушки в целом были похожи по форме и позе (стилизованная фигурка сидящего барашка), а также имели одинаковое выражение мордочки и одинаковые серые копыта. Однако ответчики представили выданный патент на их игрушку "Овечка Жужа". При этом им удалось доказать, что дизайн их игрушки был создан независимо и сходен с созданной ранее овечкой лишь в части неохраняемых, неоригинальных элементов. Так, овечка ответчика отличалась следующими признаками: стилизованная шерстка, загнутая колечками; розовые нос и ушки (в игрушке истца ушки были белыми, а нос голубым); украшение на голове фигурки в виде цветка с голубыми лепестками (у овечки истца на этом месте находится серая заплатка). Представляется, что суд учел (хотя это прямо и не следует из текста постановления), что сама по себе фигура является в целом типичной для детских игрушек и достаточно реалистично изображает животное. В таком случае, чтобы признать исключительное право нарушенным, необходимо было совпадение всех иных черт и элементов игрушки <12>.
(Щербак Н.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Компания "Карт Бланш Гритингс Лимитед" обратилась с иском к нескольким компаниям о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на персонаж аудиовизуального произведения "Овечка Cottonsocks the Sheep". Истец утверждал, что ответчики без его разрешения осуществляют введение в гражданский оборот товаров - игрушек для детей "Овечка Жужа", - воспроизводящих персонаж "Овечка Cottonsocks the Sheep". Обе игрушки в целом были похожи по форме и позе (стилизованная фигурка сидящего барашка), а также имели одинаковое выражение мордочки и одинаковые серые копыта. Однако ответчики представили выданный патент на их игрушку "Овечка Жужа". При этом им удалось доказать, что дизайн их игрушки был создан независимо и сходен с созданной ранее овечкой лишь в части неохраняемых, неоригинальных элементов. Так, овечка ответчика отличалась следующими признаками: стилизованная шерстка, загнутая колечками; розовые нос и ушки (в игрушке истца ушки были белыми, а нос голубым); украшение на голове фигурки в виде цветка с голубыми лепестками (у овечки истца на этом месте находится серая заплатка). Представляется, что суд учел (хотя это прямо и не следует из текста постановления), что сама по себе фигура является в целом типичной для детских игрушек и достаточно реалистично изображает животное. В таком случае, чтобы признать исключительное право нарушенным, необходимо было совпадение всех иных черт и элементов игрушки <12>.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Решением от 15 ноября 2021 г. по делу N А19-1274/2021, вступившим в законную силу, Арбитражный суд Иркутской области подтвердил обоснованность предоставления лицензиату исключительного права использования элементов фильма (в том числе персонажей, их характерных признаков - имен, костюмов, грима, графических изображений и т.д.), включая право лицензиата на создание фотографических и анимационных зрительных образов и изображений.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Решением от 15 ноября 2021 г. по делу N А19-1274/2021, вступившим в законную силу, Арбитражный суд Иркутской области подтвердил обоснованность предоставления лицензиату исключительного права использования элементов фильма (в том числе персонажей, их характерных признаков - имен, костюмов, грима, графических изображений и т.д.), включая право лицензиата на создание фотографических и анимационных зрительных образов и изображений.
Статья: Коммерческое использование персонажей произведений: особенности и защита
(Абросимова Е.А., Заика Д.А.)
("Право и экономика", 2022, N 9)Лицензионный договор. Одним из законных способов получения разрешения на использование персонажа является получение лицензии у автора. Посредством лицензии автор может передать любой объем прав на использование произведения или его части на свое усмотрение. Так, по лицензионному соглашению правообладатель (лицензиар) передает иному лицу (лицензиату) право использовать произведение способами, установленными в договоре, но за автором сохраняется исключительное право на персонаж. Лицензия может быть как простой (неисключительной), так и исключительной. В случае заключения с третьим лицом лицензионного договора на условиях неисключительной лицензии автор имеет право выдавать лицензии и другим лицам. Когда речь идет об исключительной лицензии, автор предоставляет права на использование персонажа исключительно одному приобретателю без права передать аналогичные права иным лицам. Лицензионный договор обязательно заключается в письменной форме (п. 2 ст. 1235 ГК РФ), несоблюдение письменной формы влечет за собой недействительность договора. В отношении лицензионного договора, предметом которого являются объекты права интеллектуальной собственности, подлежащие государственной регистрации (т.е. если персонаж зарегистрирован как промышленный образец или товарный знак), предъявляется требование к его обязательной государственной регистрации. Порядок государственной регистрации установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1416 <14>. С согласия лицензиара может быть заключен сублицензионный договор в рамках тех полномочий, которые установлены лицензионным договором.
(Абросимова Е.А., Заика Д.А.)
("Право и экономика", 2022, N 9)Лицензионный договор. Одним из законных способов получения разрешения на использование персонажа является получение лицензии у автора. Посредством лицензии автор может передать любой объем прав на использование произведения или его части на свое усмотрение. Так, по лицензионному соглашению правообладатель (лицензиар) передает иному лицу (лицензиату) право использовать произведение способами, установленными в договоре, но за автором сохраняется исключительное право на персонаж. Лицензия может быть как простой (неисключительной), так и исключительной. В случае заключения с третьим лицом лицензионного договора на условиях неисключительной лицензии автор имеет право выдавать лицензии и другим лицам. Когда речь идет об исключительной лицензии, автор предоставляет права на использование персонажа исключительно одному приобретателю без права передать аналогичные права иным лицам. Лицензионный договор обязательно заключается в письменной форме (п. 2 ст. 1235 ГК РФ), несоблюдение письменной формы влечет за собой недействительность договора. В отношении лицензионного договора, предметом которого являются объекты права интеллектуальной собственности, подлежащие государственной регистрации (т.е. если персонаж зарегистрирован как промышленный образец или товарный знак), предъявляется требование к его обязательной государственной регистрации. Порядок государственной регистрации установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1416 <14>. С согласия лицензиара может быть заключен сублицензионный договор в рамках тех полномочий, которые установлены лицензионным договором.
"Персонаж как объект авторско-правовой охраны в законодательстве России"
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)Суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком исключительных прав ООО "Маша и Медведь" на семь самостоятельных объектов исключительных прав - персонажей сериала "Маша и Медведь": "Маша", "Медведь", "Медведица", "Заяц", "Белка", "Ежик", "Волк" <1>. Как можно видеть, при новом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций заняли ту же позицию, что при первоначальном рассмотрении спора: каждый из персонажей является самостоятельным объектом авторского права, на каждый из которых признается "свое" исключительное право.
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)Суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком исключительных прав ООО "Маша и Медведь" на семь самостоятельных объектов исключительных прав - персонажей сериала "Маша и Медведь": "Маша", "Медведь", "Медведица", "Заяц", "Белка", "Ежик", "Волк" <1>. Как можно видеть, при новом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций заняли ту же позицию, что при первоначальном рассмотрении спора: каждый из персонажей является самостоятельным объектом авторского права, на каждый из которых признается "свое" исключительное право.
"Организационные авторские права"
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)Функции исполнителя завещания шире элементарного контроля за неприкосновенностью произведения и согласования планируемых новшеств. Он - проводник воли автора или, условно говоря, сам автор, персонифицированный в новом лице. Волеизъявление автора естественно и приоритетно. Душеприказчик действует как автор. Охраняет не только моральные блага, непосредственно связанные с произведением (авторство, авторское имя, неприкосновенность творения), но и исконный личный статус творца (честь, достоинство, деловую репутацию) в отношениях по использованию духовного продукта. Отмеченные категории взаимообусловлены и составляют комплекс "моральных гарантий неприкосновенности произведения". Не всякий исполнитель завещания, а специально назначенный для обеспечения нематериальных благ творца после его смерти участвует в рассматриваемом авторском правоотношении. Такого распорядителя легко найти по электронной нотариальной базе данных при условии, что по всей России функционирует единая нотариальная информационная система. Отсутствие в ней сведений об исполнителе завещания или официальный отказ последнего от своей миссии (абз. 2 п. 2 ст. 1267 ГК РФ) активируют в соответствии с той же нормой закона контрольные функции нижеследующих лиц, защищающих моральный статус творца: наследники автора, их правопреемники, другие заинтересованные лица. В этом неисчерпывающем списке в числе прочих заинтересованных подразумеваются, например, соавторы нераздельного духовного продукта, обладатели исключительного права, прототипы персонажей, уполномоченный государственный орган.
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)Функции исполнителя завещания шире элементарного контроля за неприкосновенностью произведения и согласования планируемых новшеств. Он - проводник воли автора или, условно говоря, сам автор, персонифицированный в новом лице. Волеизъявление автора естественно и приоритетно. Душеприказчик действует как автор. Охраняет не только моральные блага, непосредственно связанные с произведением (авторство, авторское имя, неприкосновенность творения), но и исконный личный статус творца (честь, достоинство, деловую репутацию) в отношениях по использованию духовного продукта. Отмеченные категории взаимообусловлены и составляют комплекс "моральных гарантий неприкосновенности произведения". Не всякий исполнитель завещания, а специально назначенный для обеспечения нематериальных благ творца после его смерти участвует в рассматриваемом авторском правоотношении. Такого распорядителя легко найти по электронной нотариальной базе данных при условии, что по всей России функционирует единая нотариальная информационная система. Отсутствие в ней сведений об исполнителе завещания или официальный отказ последнего от своей миссии (абз. 2 п. 2 ст. 1267 ГК РФ) активируют в соответствии с той же нормой закона контрольные функции нижеследующих лиц, защищающих моральный статус творца: наследники автора, их правопреемники, другие заинтересованные лица. В этом неисчерпывающем списке в числе прочих заинтересованных подразумеваются, например, соавторы нераздельного духовного продукта, обладатели исключительного права, прототипы персонажей, уполномоченный государственный орган.