Исключительные права на музыкальные произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключительные права на музыкальные произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение авторских и патентных прав
(КонсультантПлюс, 2025)"...РАО обратилась в... суд... с иском... о взыскании... компенсации за нарушение исключительных прав на музыкальные произведения.
(КонсультантПлюс, 2025)"...РАО обратилась в... суд... с иском... о взыскании... компенсации за нарушение исключительных прав на музыкальные произведения.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Процессуальные споры в гражданском судопроизводстве: Заявитель просит принять обеспечительные меры
(КонсультантПлюс, 2025)по заявлению о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты исключительных прав на музыкальное произведение, размещенное в сети Интернет без разрешения правообладателя
(КонсультантПлюс, 2025)по заявлению о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты исключительных прав на музыкальное произведение, размещенное в сети Интернет без разрешения правообладателя
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
Что может быть указано в расшифровке видеозаписи, представляемой в суд
(КонсультантПлюс, 2025)Данным актом расшифровки записи истец доказывает названия музыкальных произведений, исключительные права на которые нарушил ответчик.
Что может быть указано в расшифровке видеозаписи, представляемой в суд
(КонсультантПлюс, 2025)Данным актом расшифровки записи истец доказывает названия музыкальных произведений, исключительные права на которые нарушил ответчик.
Статья: Бег на месте за счет правообладателей
(Лисаченко А.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Ключевые слова: авторское право, смежные права, исключительные права, музыкальные произведения, управление правами.
(Лисаченко А.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Ключевые слова: авторское право, смежные права, исключительные права, музыкальные произведения, управление правами.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)2. Каждое из музыкальных произведений (песен), содержащихся на незаконно распространенном диске, является самостоятельным объектом исключительных прав, подлежащих защите путем взыскания компенсации, размер которой рассчитывается за каждое из указанных произведений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)2. Каждое из музыкальных произведений (песен), содержащихся на незаконно распространенном диске, является самостоятельным объектом исключительных прав, подлежащих защите путем взыскания компенсации, размер которой рассчитывается за каждое из указанных произведений.
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Апелляционным определением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым на ответчика возложена обязанность прекратить создание технических условий, обеспечивающих размещение, распространение и иное использование музыкальных произведений на указанных истцом страницах сайта в сети "Интернет", в пользу истца взыскана компенсация за нарушение исключительного права на музыкальные произведения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Апелляционным определением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым на ответчика возложена обязанность прекратить создание технических условий, обеспечивающих размещение, распространение и иное использование музыкальных произведений на указанных истцом страницах сайта в сети "Интернет", в пользу истца взыскана компенсация за нарушение исключительного права на музыкальные произведения.
Статья: Компенсация как способ защиты прав авторов и правообладателей. Правовая позиция судебной доктрины
(Карташова И.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 10)По другому делу N А40-189036/2018 рассматриваемое требование истца, ООО "Креатив Медиа", к АО "Первый Канал" на основании подп. 3 ст. 1301 ГК РФ, которым предусмотрено взыскание компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель, и определено истцом в размере 3 253 509 руб. 64 коп. Расчет данного искового требования произведен истцом, исходя из стоимости исключительного права на музыкальное произведение с текстом "Ах, какая женщина!" в исполнении Г. Матвейчука, которое использовали в телепередаче "Три аккорда. Второй сезон. Выпуск от 20.08.2017" по договору от 20.08.2013 N 383 об отчуждении исключительного права, заключенного между ответчиками с учетом общей продолжительности данной телепередачи и продолжительности фрагмента с использованием спорного музыкального произведения. После повторного пересмотра дела в кассационном порядке Суд по интеллектуальным правам отметил, что предметом договора от 20.08.2013 N 383 выступает отчуждение исключительного права, в то время как для определения размера компенсации установлению подлежит стоимость права использования объекта авторского права. При отсутствии доказательств размера стоимости авторского права на произведение суд апелляционной инстанции в качестве доказательства размера стоимости права принимает максимальную стоимость права - 100 тыс. рублей. Суд посчитал, что истец не доказал стоимости используемого права <13>. При последующем пересмотре дела окончательным Постановлением апелляционного суда, которое все последующие суды оставили в силе, было взыскано в пользу истца 19 636 рублей 36 копеек, именно в таком размере суд определил стоимость используемой части музыкального произведения <14>.
(Карташова И.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 10)По другому делу N А40-189036/2018 рассматриваемое требование истца, ООО "Креатив Медиа", к АО "Первый Канал" на основании подп. 3 ст. 1301 ГК РФ, которым предусмотрено взыскание компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель, и определено истцом в размере 3 253 509 руб. 64 коп. Расчет данного искового требования произведен истцом, исходя из стоимости исключительного права на музыкальное произведение с текстом "Ах, какая женщина!" в исполнении Г. Матвейчука, которое использовали в телепередаче "Три аккорда. Второй сезон. Выпуск от 20.08.2017" по договору от 20.08.2013 N 383 об отчуждении исключительного права, заключенного между ответчиками с учетом общей продолжительности данной телепередачи и продолжительности фрагмента с использованием спорного музыкального произведения. После повторного пересмотра дела в кассационном порядке Суд по интеллектуальным правам отметил, что предметом договора от 20.08.2013 N 383 выступает отчуждение исключительного права, в то время как для определения размера компенсации установлению подлежит стоимость права использования объекта авторского права. При отсутствии доказательств размера стоимости авторского права на произведение суд апелляционной инстанции в качестве доказательства размера стоимости права принимает максимальную стоимость права - 100 тыс. рублей. Суд посчитал, что истец не доказал стоимости используемого права <13>. При последующем пересмотре дела окончательным Постановлением апелляционного суда, которое все последующие суды оставили в силе, было взыскано в пользу истца 19 636 рублей 36 копеек, именно в таком размере суд определил стоимость используемой части музыкального произведения <14>.
Статья: К вопросу об использовании произведений и объектов смежных прав в сети Интернет
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Далее приведены тексты подп. 1 и 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ о государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе соответственно в двух сферах такого управления: исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и осуществление прав авторов музыкальных произведений на вознаграждение. Как следует из изложенного, такая сфера коллективного управления, как включение произведения в состав сложного объекта, в приведенном перечне отсутствует. По всей видимости, указанное обстоятельство и сподвигло Судебную коллегию сформулировать следующий вывод: "При таких обстоятельствах ссылка на положения ст. 1244 ГК РФ и на наличие лицензионного договора между ответчиком и РАО является ошибочной".
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Далее приведены тексты подп. 1 и 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ о государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе соответственно в двух сферах такого управления: исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и осуществление прав авторов музыкальных произведений на вознаграждение. Как следует из изложенного, такая сфера коллективного управления, как включение произведения в состав сложного объекта, в приведенном перечне отсутствует. По всей видимости, указанное обстоятельство и сподвигло Судебную коллегию сформулировать следующий вывод: "При таких обстоятельствах ссылка на положения ст. 1244 ГК РФ и на наличие лицензионного договора между ответчиком и РАО является ошибочной".
Статья: Театральный режиссер-постановщик: между авторскими и смежными правами
(Тиллинг Е.М., Тясто Ю.А.)
("Юрист", 2022, N 2)Тем не менее стоит обратить внимание на дело от 26 апреля 2021 г. N А12-7928/2020, рассмотренное в Суде по интеллектуальным правам. Спор касался нарушения исключительных прав на музыкальные произведения. В кассационной жалобе ответчики оспаривали факт нарушения исключительных прав на музыкальные произведения, аргументируя это тем, что ими было исполнено сложное произведение - театрально-зрелищное представление, авторами которого являются режиссер-постановщик и сценарист. Права на использование музыкальных произведений в составе сложного объекта были предоставлены.
(Тиллинг Е.М., Тясто Ю.А.)
("Юрист", 2022, N 2)Тем не менее стоит обратить внимание на дело от 26 апреля 2021 г. N А12-7928/2020, рассмотренное в Суде по интеллектуальным правам. Спор касался нарушения исключительных прав на музыкальные произведения. В кассационной жалобе ответчики оспаривали факт нарушения исключительных прав на музыкальные произведения, аргументируя это тем, что ими было исполнено сложное произведение - театрально-зрелищное представление, авторами которого являются режиссер-постановщик и сценарист. Права на использование музыкальных произведений в составе сложного объекта были предоставлены.
Статья: Правовые аспекты регулирования семплирования (digital sampling) в США и Германии
(Варданян Л.Р.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Тем не менее музыкальная индустрия по-своему ответила на растущую популярность музыкальных "грабителей" и буквально забросала их судебными исками о возмещении упущенной выгоды за нелицензированное использование исключительных прав на музыкальные произведения.
(Варданян Л.Р.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Тем не менее музыкальная индустрия по-своему ответила на растущую популярность музыкальных "грабителей" и буквально забросала их судебными исками о возмещении упущенной выгоды за нелицензированное использование исключительных прав на музыкальные произведения.
Статья: Защита прав композиторов при публичном исполнении музыкального произведения
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Публичное исполнение произведения, на которое не истек срок исключительного права, требует заключения лицензионного договора с автором (правообладателем) или организацией по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется такое исполнение за плату или бесплатно, а также от того, является представление или организация представления произведения основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.). Когда срок исключительного права истекает, музыкальное произведение переходит в общественное достояние, что означает его свободное использование, не требующее согласия автора (правообладателя) и выплаты автору вознаграждения. Официального реестра музыкальных произведений, перешедших в общественное достояние, в настоящее время не существует, поэтому определить, находится ли музыкальное произведение в общественном достоянии, можно только путем расчета срока действия исключительного права на него.
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Публичное исполнение произведения, на которое не истек срок исключительного права, требует заключения лицензионного договора с автором (правообладателем) или организацией по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется такое исполнение за плату или бесплатно, а также от того, является представление или организация представления произведения основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.). Когда срок исключительного права истекает, музыкальное произведение переходит в общественное достояние, что означает его свободное использование, не требующее согласия автора (правообладателя) и выплаты автору вознаграждения. Официального реестра музыкальных произведений, перешедших в общественное достояние, в настоящее время не существует, поэтому определить, находится ли музыкальное произведение в общественном достоянии, можно только путем расчета срока действия исключительного права на него.
Статья: Причинная связь как отражение условия обогащения "за счет потерпевшего" в кондикционном обязательстве
(Луданин Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Во втором примере, напротив, B незаконно, при отсутствии какого-либо лицензионного соглашения использует музыкальное произведение, исключительные права на которое принадлежат A. Вне зависимости от того, что у A отсутствует обеднение, он имеет право обратиться с кондикционным требованием к B, поскольку B реализовал благо, закрепленное за A субъективным правом.
(Луданин Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Во втором примере, напротив, B незаконно, при отсутствии какого-либо лицензионного соглашения использует музыкальное произведение, исключительные права на которое принадлежат A. Вне зависимости от того, что у A отсутствует обеднение, он имеет право обратиться с кондикционным требованием к B, поскольку B реализовал благо, закрепленное за A субъективным правом.
Статья: Раздел и наследование результатов интеллектуальной деятельности, созданных одним из супругов или приобретенных в результате сделки
(Андреева Ю.С., Гурина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 6)Курехина Ю.С. обратилась в Московский городской суд с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты исключительных прав на музыкальные произведения. В подтверждение наличия у заявителя исключительных прав на указанные музыкальные произведения представлено свидетельство о праве на наследство по закону, в соответствии с которым Курехина Ю.С. является наследником 1/5 доли авторского права умершего Курехина С.А. Кроме того, заявителем также предоставлены сведения из реестра российских правообладателей Российского авторского общества, в котором Курехина Ю.С. указана в качестве правообладателя музыкальных произведений Курехина С.А. Московский городской суд признал истца правообладателем произведений, и иск был удовлетворен <8>.
(Андреева Ю.С., Гурина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 6)Курехина Ю.С. обратилась в Московский городской суд с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты исключительных прав на музыкальные произведения. В подтверждение наличия у заявителя исключительных прав на указанные музыкальные произведения представлено свидетельство о праве на наследство по закону, в соответствии с которым Курехина Ю.С. является наследником 1/5 доли авторского права умершего Курехина С.А. Кроме того, заявителем также предоставлены сведения из реестра российских правообладателей Российского авторского общества, в котором Курехина Ю.С. указана в качестве правообладателя музыкальных произведений Курехина С.А. Московский городской суд признал истца правообладателем произведений, и иск был удовлетворен <8>.
Статья: Правовые аспекты использования коротких видеороликов на видеохостингах (клипы, ТикТоки, рилс, шортс) в контексте интеллектуальной собственности
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Часто соглашения платформы с правообладателями музыкальных произведений, видеорядов и иных объектов интеллектуальных прав, попадающих в библиотеку платформы, предназначены для обеспечения личного, некоммерческого использования соответствующих объектов. Так, стоит учитывать то обстоятельство, что если происходит публикация контента, содержащего, например, музыкальное произведение, исключительные права на которое принадлежат иному лицу - правообладателю, то соответствующий контент может быть рассмотрен правообладателем как неправомерно созданный и обнародованный и, соответственно, такой контент может быть заблокирован или удален, если использование данного музыкального произведения не было надлежащим образом согласовано и разрешено правообладателем.
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Часто соглашения платформы с правообладателями музыкальных произведений, видеорядов и иных объектов интеллектуальных прав, попадающих в библиотеку платформы, предназначены для обеспечения личного, некоммерческого использования соответствующих объектов. Так, стоит учитывать то обстоятельство, что если происходит публикация контента, содержащего, например, музыкальное произведение, исключительные права на которое принадлежат иному лицу - правообладателю, то соответствующий контент может быть рассмотрен правообладателем как неправомерно созданный и обнародованный и, соответственно, такой контент может быть заблокирован или удален, если использование данного музыкального произведения не было надлежащим образом согласовано и разрешено правообладателем.
Статья: Защита авторских прав композитора в современном обществе
(Моргунова Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)В статье Е.А. Моргуновой рассматриваются гражданско-правовые способы защиты авторских прав на музыкальное произведение. Особое внимание уделяется анализу мер защиты личных неимущественных прав и исключительного права на произведение, а также условиям их применения. Автор отмечает признаки гражданско-правовой ответственности, позволяющие давать правильную правовую квалификацию конкретным способам защиты авторских прав. Особое внимание в статье уделяется такому способу защиты исключительного права, как компенсация, применяемому в том числе при невиновном нарушении исключительного права на музыкальное произведение в ходе предпринимательской деятельности. Обращается внимание на схожие с компенсацией способы защиты прав при невиновном нарушении исключительного права, предусмотренные в Соглашении ТРИПС и Директиве ЕС.
(Моргунова Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)В статье Е.А. Моргуновой рассматриваются гражданско-правовые способы защиты авторских прав на музыкальное произведение. Особое внимание уделяется анализу мер защиты личных неимущественных прав и исключительного права на произведение, а также условиям их применения. Автор отмечает признаки гражданско-правовой ответственности, позволяющие давать правильную правовую квалификацию конкретным способам защиты авторских прав. Особое внимание в статье уделяется такому способу защиты исключительного права, как компенсация, применяемому в том числе при невиновном нарушении исключительного права на музыкальное произведение в ходе предпринимательской деятельности. Обращается внимание на схожие с компенсацией способы защиты прав при невиновном нарушении исключительного права, предусмотренные в Соглашении ТРИПС и Директиве ЕС.