Исключение ревизионной комиссии из устава
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение ревизионной комиссии из устава (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.07.2024 N 88-22480/2024 (УИД 58RS0027-01-2023-003128-71)
Категория: Жилищные споры.
Требования правообладателя жилого помещения: О признании незаконной деятельности правления товарищества собственников жилья и ничтожными протоколов заседания членов правления товарищества собственников жилья.
Решение: Отказано.Членом правления товарищества не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии товарищества. Член правления товарищества, за исключением председателя правления товарищества, не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества. Правление товарищества является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества и подконтрольным ревизионной комиссии товарищества (пункт 11.4 устава).
Категория: Жилищные споры.
Требования правообладателя жилого помещения: О признании незаконной деятельности правления товарищества собственников жилья и ничтожными протоколов заседания членов правления товарищества собственников жилья.
Решение: Отказано.Членом правления товарищества не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии товарищества. Член правления товарищества, за исключением председателя правления товарищества, не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества. Правление товарищества является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества и подконтрольным ревизионной комиссии товарищества (пункт 11.4 устава).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Ответ: Согласно ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью непубличного общества в таком обществе создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено ее отсутствие. В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного общества.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Ответ: Согласно ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью непубличного общества в таком обществе создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено ее отсутствие. В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного общества.
Готовое решение: Как назначить ревизионную комиссию в АО
(КонсультантПлюс, 2025)Решение принимается по принципу "одна голосующая акция - один голос". Есть исключение: в уставе непубличного АО может быть предусмотрено, что члены ревизионной комиссии избираются путем кумулятивного голосования (п. 1 ст. 49 Закона об АО).
(КонсультантПлюс, 2025)Решение принимается по принципу "одна голосующая акция - один голос". Есть исключение: в уставе непубличного АО может быть предусмотрено, что члены ревизионной комиссии избираются путем кумулятивного голосования (п. 1 ст. 49 Закона об АО).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью непубличного общества в таком обществе создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено ее отсутствие. В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного общества. Избрание членов ревизионной комиссии создаваемого общества осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой II настоящего Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью непубличного общества в таком обществе создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено ее отсутствие. В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного общества. Избрание членов ревизионной комиссии создаваемого общества осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой II настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Ревизионная комиссия (ревизор) ООО избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Количество членов ревизионной комиссии тоже определяется уставом общества. В состав этой комиссии могут входить как сами участники ООО, так и лица, не являющиеся таковыми, за исключением:
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Ревизионная комиссия (ревизор) ООО избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Количество членов ревизионной комиссии тоже определяется уставом общества. В состав этой комиссии могут входить как сами участники ООО, так и лица, не являющиеся таковыми, за исключением:
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью непубличного общества в таком обществе создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено ее отсутствие. В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью непубличного общества в таком обществе создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено ее отсутствие. В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.
Статья: Органы управления юридического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- определение размера оплаты услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества и рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии общества вознаграждений и компенсаций, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- определение размера оплаты услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества и рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии общества вознаграждений и компенсаций, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным;
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)С учетом нашей темы обратим внимание на то, что все названные организационные формы строятся на применении начал представительства в соответствующих объединениях. В Законе указано, что решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины малочисленных народов. На таком учредительном собрании вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования. Права и обязанности членов общины малочисленных народов, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины малочисленных народов. Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины имеют, в частности, право: на участие в принятии решений общины; участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины малочисленных народов; в исключительной компетенции общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов находится: принятие устава общины; избрание правления (совета) общины и его председателя; принятие новых членов; исключение из общины; определение основных направлений деятельности общины; избрание ревизионной комиссии; принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины; утверждение решений председателя правления (совета) общины. Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов. Избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины малочисленных народов простым большинством голосов. Правление (совет) организует деятельность общины малочисленных народов в перерывах между общими собраниями (сходами) членов общины малочисленных народов и проводит заседания по мере необходимости.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)С учетом нашей темы обратим внимание на то, что все названные организационные формы строятся на применении начал представительства в соответствующих объединениях. В Законе указано, что решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины малочисленных народов. На таком учредительном собрании вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования. Права и обязанности членов общины малочисленных народов, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины малочисленных народов. Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины имеют, в частности, право: на участие в принятии решений общины; участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины малочисленных народов; в исключительной компетенции общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов находится: принятие устава общины; избрание правления (совета) общины и его председателя; принятие новых членов; исключение из общины; определение основных направлений деятельности общины; избрание ревизионной комиссии; принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины; утверждение решений председателя правления (совета) общины. Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов. Избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины малочисленных народов простым большинством голосов. Правление (совет) организует деятельность общины малочисленных народов в перерывах между общими собраниями (сходами) членов общины малочисленных народов и проводит заседания по мере необходимости.
Статья: Реорганизация хозяйственного партнерства
(Габов А.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 1)- данные о лицах, включаемых в состав ревизионной комиссии, или о лице, назначаемом ревизором, о членах коллегиального исполнительного органа, если такой орган создается, о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, о лицах, включаемых в состав иного органа (за исключением общего собрания акционеров акционерного общества) создаваемого акционерного общества, если уставом создаваемого акционерного общества предусмотрено наличие иного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого акционерного общества;
(Габов А.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 1)- данные о лицах, включаемых в состав ревизионной комиссии, или о лице, назначаемом ревизором, о членах коллегиального исполнительного органа, если такой орган создается, о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, о лицах, включаемых в состав иного органа (за исключением общего собрания акционеров акционерного общества) создаваемого акционерного общества, если уставом создаваемого акционерного общества предусмотрено наличие иного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого акционерного общества;
Статья: Особенности правового регулирования труда топ-менеджмента и членов советов директоров организаций
(Черняков В.Е.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)13) определение размера оплаты услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества и рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии общества вознаграждений и компенсаций, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным;
(Черняков В.Е.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)13) определение размера оплаты услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества и рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии общества вознаграждений и компенсаций, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным;
Последние изменения: Устав АО
(КонсультантПлюс, 2025)устав НПАО должен содержать сведения о ревизионной комиссии или ее отсутствии. Если такая комиссия создается только в случаях, предусмотренных уставом, в уставе требуется указать такие случаи. Положения об отсутствии ревизионной комиссии или ее создании в определенных случаях можно внести (изменить, исключить) по единогласному решению общего собрания акционеров НПАО (п. 3.2 ст. 11, п. п. 1, 1.1 ст. 85 Закона об АО);
(КонсультантПлюс, 2025)устав НПАО должен содержать сведения о ревизионной комиссии или ее отсутствии. Если такая комиссия создается только в случаях, предусмотренных уставом, в уставе требуется указать такие случаи. Положения об отсутствии ревизионной комиссии или ее создании в определенных случаях можно внести (изменить, исключить) по единогласному решению общего собрания акционеров НПАО (п. 3.2 ст. 11, п. п. 1, 1.1 ст. 85 Закона об АО);
Вопрос: Может ли результат проверки отдела внутреннего аудита или специально созданной приказом организации комиссии являться основанием для исчисления двухлетнего срока в целях применения дисциплинарного взыскания?
(Консультация эксперта, 2024)В частности, в соответствии с п. п. 1, 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью непубличного общества в таком обществе создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено ее отсутствие. В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного общества. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.
(Консультация эксперта, 2024)В частности, в соответствии с п. п. 1, 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью непубличного общества в таком обществе создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено ее отсутствие. В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного общества. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.
Вопрос: В какой срок нужно обратиться в налоговый орган для регистрации изменений, внесенных в устав юридического лица?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Устав публичного акционерного общества должен содержать сведения о ревизионной комиссии в случае принятия решения о ее создании, устав непубличного общества - сведения о ревизионной комиссии либо ее отсутствии, а если ревизионная комиссия создается исключительно в случаях, предусмотренных уставом непубличного общества, - сведения об этом с указанием таких случаев (п. 3.2 ст. 11 Закона N 208-ФЗ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Устав публичного акционерного общества должен содержать сведения о ревизионной комиссии в случае принятия решения о ее создании, устав непубличного общества - сведения о ревизионной комиссии либо ее отсутствии, а если ревизионная комиссия создается исключительно в случаях, предусмотренных уставом непубличного общества, - сведения об этом с указанием таких случаев (п. 3.2 ст. 11 Закона N 208-ФЗ).
Последние изменения: Ревизионная комиссия АО
(КонсультантПлюс, 2025)положения устава непубличного АО об отсутствии ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, определенных уставом, могут быть предусмотрены при учреждении АО либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому всеми его акционерами единогласно (п. 1.1 ст. 85 Закона об АО).
(КонсультантПлюс, 2025)положения устава непубличного АО об отсутствии ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, определенных уставом, могут быть предусмотрены при учреждении АО либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому всеми его акционерами единогласно (п. 1.1 ст. 85 Закона об АО).