Исключение из списка избирателей
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение из списка избирателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)После начала голосования происходит дальнейшая корректировка списков участковыми избирательными комиссиями. Так, на избирательном участке гражданину предоставляется право получить доступ к электронному бюллетеню на терминале электронного голосования, а при голосовании вне помещения на участке - право выбрать способ электронного голосования через переносной ТЭГ (пункт 3.1.1 московского Порядка работы со списками избирателей, пункт 6.2 Порядка МГИК). Причем электронное голосование через ТЭГ в дни голосования может быть организовано и для тех лиц, которые не имеют возможности участвовать в ДЭГ, поскольку у них отсутствует полный доступ к подсистеме "личный кабинет" на Портале Москвы: избирателю нужно лишь дать согласие на оформление такого доступа (пункт 6.6.4 Порядка МГИК). Все принявшие участие в электронном голосовании через стационарные или переносные ТЭГ также подлежат исключению из списка избирателей на участках как получившие доступ к электронному бюллетеню: они включаются в список принявших участие в ДЭГ и электронном голосовании (пункты 3.1, 6.8 Порядка МГИК, пункт 3.1.15 московского Порядка работы со списками избирателей). Соответственно, в списке избирателей, формируемом участковой избирательной комиссией средствами СПО ЭСИ, остаются только те лица, которые голосовали по избирательным, а не по электронным бюллетеням, то есть отказавшиеся от участия в ДЭГ и электронном голосовании путем подачи соответствующего заявления по форме в установленный срок, а также лица, исключенные из системы электронного голосования (избиратели-военнослужащие).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)После начала голосования происходит дальнейшая корректировка списков участковыми избирательными комиссиями. Так, на избирательном участке гражданину предоставляется право получить доступ к электронному бюллетеню на терминале электронного голосования, а при голосовании вне помещения на участке - право выбрать способ электронного голосования через переносной ТЭГ (пункт 3.1.1 московского Порядка работы со списками избирателей, пункт 6.2 Порядка МГИК). Причем электронное голосование через ТЭГ в дни голосования может быть организовано и для тех лиц, которые не имеют возможности участвовать в ДЭГ, поскольку у них отсутствует полный доступ к подсистеме "личный кабинет" на Портале Москвы: избирателю нужно лишь дать согласие на оформление такого доступа (пункт 6.6.4 Порядка МГИК). Все принявшие участие в электронном голосовании через стационарные или переносные ТЭГ также подлежат исключению из списка избирателей на участках как получившие доступ к электронному бюллетеню: они включаются в список принявших участие в ДЭГ и электронном голосовании (пункты 3.1, 6.8 Порядка МГИК, пункт 3.1.15 московского Порядка работы со списками избирателей). Соответственно, в списке избирателей, формируемом участковой избирательной комиссией средствами СПО ЭСИ, остаются только те лица, которые голосовали по избирательным, а не по электронным бюллетеням, то есть отказавшиеся от участия в ДЭГ и электронном голосовании путем подачи соответствующего заявления по форме в установленный срок, а также лица, исключенные из системы электронного голосования (избиратели-военнослужащие).
Статья: Избирательный кодекс Бразилии как пример унифицированного федерального законодательного акта в области избирательных правоотношений
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Третья часть ("Регистрация избирателей") содержит регламентацию одноименной процедуры во всех ее аспектах, в том числе выдачи дубликата удостоверения о регистрации (глава I, ст. 52 - 54), перерегистрации при изменении места жительства (глава II, ст. 55 - 61), участия представителей политических партий в данной процедуре (глава IV, ст. 66), исключения избирателей из списков (глава V, ст. 71 - 81).
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Третья часть ("Регистрация избирателей") содержит регламентацию одноименной процедуры во всех ее аспектах, в том числе выдачи дубликата удостоверения о регистрации (глава I, ст. 52 - 54), перерегистрации при изменении места жительства (глава II, ст. 55 - 61), участия представителей политических партий в данной процедуре (глава IV, ст. 66), исключения избирателей из списков (глава V, ст. 71 - 81).
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 17. Порядок включения в список избирателей и исключения из списка избирателей граждан Российской Федерации
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 17. Порядок включения в список избирателей и исключения из списка избирателей граждан Российской Федерации
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 27. Порядок включения граждан в список избирателей и исключения из него
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 27. Порядок включения граждан в список избирателей и исключения из него
Статья: Развитие дистанционного электронного голосования в России: конституционно-правовой аспект
(Ларичев А.А., Ржановский В.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Постановлением ЦИК РФ от 27 июля 2020 г. N 261/1924-7 данная проблема была решена, поскольку гражданин, исключенный из списка избирателей по месту жительства в связи с подачей заявления об участии в ДЭГ, вправе принять участие исключительно в дистанционном электронном голосовании и не вправе получить избирательный бюллетень на избирательном участке <25>.
(Ларичев А.А., Ржановский В.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Постановлением ЦИК РФ от 27 июля 2020 г. N 261/1924-7 данная проблема была решена, поскольку гражданин, исключенный из списка избирателей по месту жительства в связи с подачей заявления об участии в ДЭГ, вправе принять участие исключительно в дистанционном электронном голосовании и не вправе получить избирательный бюллетень на избирательном участке <25>.
Статья: Электронное голосование в России и за рубежом
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)11 марта 2022 г. Государственная Дума приняла изменения в ФЗ "Об основных гарантиях...", были предусмотрены основные принципы дистанционного электронного голосования. К их числу отнесены: порядок и сроки подачи заявления на участие в таком голосовании через специальный портал в сети Интернет; порядок аутентификации и идентификации избирателя; порядок голосования (анонимизация и шифрование результатов волеизъявления и их хранение в цепочке блоков информации); обеспечение гласности и порядок установления итогов голосования (дешифрование данных при обеспечении неизменности волеизъявления и невозможности установления связи между персональными данными избирателя и результатом волеизъявления). Граждане могут голосовать при помощи сети Интернет, в том числе при помощи специального мобильного приложения. Правовое регулирование ДЭГ при помощи федеральных или региональных государственных информационных систем и принятие решения о проведении ДЭГ все равно будут осуществлять соответствующие избиркомы. При этом новый порядок не предусматривает возможность изменения избирателем своего волеизъявления. Однако, согласно поправкам к избирательному законодательству, предусмотрена возможность составления электронных списков избирателей по решению соответствующих избиркомов. В этом случае допускается использование также электронной цифровой подписи. Но стоит отметить, что УИК не вправе использовать комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы", что практически исключает полноценное ведение и использование ими электронного списка избирателей (за исключением проведения ДЭГ) <30>.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)11 марта 2022 г. Государственная Дума приняла изменения в ФЗ "Об основных гарантиях...", были предусмотрены основные принципы дистанционного электронного голосования. К их числу отнесены: порядок и сроки подачи заявления на участие в таком голосовании через специальный портал в сети Интернет; порядок аутентификации и идентификации избирателя; порядок голосования (анонимизация и шифрование результатов волеизъявления и их хранение в цепочке блоков информации); обеспечение гласности и порядок установления итогов голосования (дешифрование данных при обеспечении неизменности волеизъявления и невозможности установления связи между персональными данными избирателя и результатом волеизъявления). Граждане могут голосовать при помощи сети Интернет, в том числе при помощи специального мобильного приложения. Правовое регулирование ДЭГ при помощи федеральных или региональных государственных информационных систем и принятие решения о проведении ДЭГ все равно будут осуществлять соответствующие избиркомы. При этом новый порядок не предусматривает возможность изменения избирателем своего волеизъявления. Однако, согласно поправкам к избирательному законодательству, предусмотрена возможность составления электронных списков избирателей по решению соответствующих избиркомов. В этом случае допускается использование также электронной цифровой подписи. Но стоит отметить, что УИК не вправе использовать комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы", что практически исключает полноценное ведение и использование ими электронного списка избирателей (за исключением проведения ДЭГ) <30>.