Исключение из списка детей-сирот
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение из списка детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ЖК РФПри таких обстоятельствах выводы нижестоящих судов об отсутствии у ответчиков правовых оснований для отказа О.В. во включении ее в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением по договору специализированного найма по новому месту жительства, являющегося в свою очередь основанием для исключения ее из аналогичного списка по прежнему месту жительства, и следовательно о незаконности принятого по заявлению истца распоряжения, понуждению к восстановлению прав истца, являются основанными на законе."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Жилье сиротам. Практика
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Неправомерно исключили сироту из списка
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Неправомерно исключили сироту из списка
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предоставление детям-сиротам жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения является основанием для исключения их из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (пп. 1 п. 3.1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предоставление детям-сиротам жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения является основанием для исключения их из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (пп. 1 п. 3.1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 397
"О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"
(вместе с "Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства")20. Дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
"О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"
(вместе с "Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства")20. Дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья: Квартиры мамам-сиротам с детьми
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Часто бывает, что сироты создают между собой семью, у них рождается ребенок, они начинают вести совместный быт. В таком случае часты попытки дать таким сиротам одно жилье на двоих. Это также является незаконным. В п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержится исчерпывающий перечень оснований для исключения детей-сирот из списка нуждающихся в жилье. И факт совместного проживания двух сирот не лишает права каждого из них на получение квартиры.
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Часто бывает, что сироты создают между собой семью, у них рождается ребенок, они начинают вести совместный быт. В таком случае часты попытки дать таким сиротам одно жилье на двоих. Это также является незаконным. В п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержится исчерпывающий перечень оснований для исключения детей-сирот из списка нуждающихся в жилье. И факт совместного проживания двух сирот не лишает права каждого из них на получение квартиры.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Эффективно защищались жилищные права детей в судебном порядке. Прокурором Кыштовского района выявлены факты предоставления трем лицам из числа детей-сирот жилых домов, не отвечающих требованиям пожарной безопасности и нуждающихся в ремонте кровли. В защиту указанных граждан в суд предъявлены иски, которые впоследствии удовлетворены, муниципалитетом организованы ремонтные работы. Барабинским межрайонным прокурором вскрыт факт неправомерного исключения лица из списка детей-сирот по причине приобретения жилья с использованием средств материнского капитала. По итогам проверки в суд направлен административный иск, требования которого удовлетворены. Во исполнение судебного решения по иску прокурора Калининского района г. Новосибирска гражданину, относящемуся к указанной категории, предоставлено жилье.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Эффективно защищались жилищные права детей в судебном порядке. Прокурором Кыштовского района выявлены факты предоставления трем лицам из числа детей-сирот жилых домов, не отвечающих требованиям пожарной безопасности и нуждающихся в ремонте кровли. В защиту указанных граждан в суд предъявлены иски, которые впоследствии удовлетворены, муниципалитетом организованы ремонтные работы. Барабинским межрайонным прокурором вскрыт факт неправомерного исключения лица из списка детей-сирот по причине приобретения жилья с использованием средств материнского капитала. По итогам проверки в суд направлен административный иск, требования которого удовлетворены. Во исполнение судебного решения по иску прокурора Калининского района г. Новосибирска гражданину, относящемуся к указанной категории, предоставлено жилье.
Статья: Анализ судов по теме сирот и жилья
(Бойкова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 11)Суть спора такова, что гражданин, отвечающий всем вышеуказанным требованиям, сменил место жительства (причины могут быть разнообразными). Перед тем как сменить место жительства, он подал заявление об исключении его из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в текущем субъекте РФ и подал аналогичное заявление в регионе, в который переехал, однако получил отказ. Не согласившись с отказом, гражданин обратился в суд. Ранее мы указали, что по данному вопросу у судов нет единой точки зрения, основанной на законе, в связи с чем истец был вынужден довести рассмотрение дела до Верховного Суда РФ, который и высказал финальное мнение. Обобщив точки зрения, изложенные в судебных актах всех инстанций, можно сделать вывод о том, что: хотя социальная гарантия по предоставлению жилого помещения относится к компетенции субъекта РФ, все же изначально она установлена федеральным законом, в связи с чем нельзя лишить гражданина льготы по предоставлению жилья по причине смены проживания региона РФ. Суд апелляционной инстанции ошибочно посчитал, что жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено в том субъекте РФ, в котором на момент исполнения 18 лет проживал ребенок. Верховный Суд РФ с таким мнением не согласился и вынес окончательное решение в пользу истца, указав, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания) (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 4-КГ20-25-К1 от 11.08.2020).
(Бойкова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 11)Суть спора такова, что гражданин, отвечающий всем вышеуказанным требованиям, сменил место жительства (причины могут быть разнообразными). Перед тем как сменить место жительства, он подал заявление об исключении его из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в текущем субъекте РФ и подал аналогичное заявление в регионе, в который переехал, однако получил отказ. Не согласившись с отказом, гражданин обратился в суд. Ранее мы указали, что по данному вопросу у судов нет единой точки зрения, основанной на законе, в связи с чем истец был вынужден довести рассмотрение дела до Верховного Суда РФ, который и высказал финальное мнение. Обобщив точки зрения, изложенные в судебных актах всех инстанций, можно сделать вывод о том, что: хотя социальная гарантия по предоставлению жилого помещения относится к компетенции субъекта РФ, все же изначально она установлена федеральным законом, в связи с чем нельзя лишить гражданина льготы по предоставлению жилья по причине смены проживания региона РФ. Суд апелляционной инстанции ошибочно посчитал, что жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено в том субъекте РФ, в котором на момент исполнения 18 лет проживал ребенок. Верховный Суд РФ с таким мнением не согласился и вынес окончательное решение в пользу истца, указав, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания) (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 4-КГ20-25-К1 от 11.08.2020).