Исключение детей-сирот из списка на жилье
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение детей-сирот из списка на жилье (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ЖК РФПри таких обстоятельствах выводы нижестоящих судов об отсутствии у ответчиков правовых оснований для отказа О.В. во включении ее в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением по договору специализированного найма по новому месту жительства, являющегося в свою очередь основанием для исключения ее из аналогичного списка по прежнему месту жительства, и следовательно о незаконности принятого по заявлению истца распоряжения, понуждению к восстановлению прав истца, являются основанными на законе."
Апелляционное определение Курского областного суда от 20.08.2024 N 33-2678/2024 (УИД 46RS0030-01-2023-003189-29)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об обязании предоставить жилое помещение.
Обстоятельства: Доказательств наличия объективных, исключительных или уважительных причин, препятствовавших лицу, оставшемуся без попечения родителей, своевременно обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, не представлено.
Решение: Отказано.Согласно сведениям Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <данные изъяты> N от ДД.ММ.ГГГГ (исх. N, в архиве Межрайонного управления N по персональным данным Е., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, уроженца г<данные изъяты>, ничего не найдено. В журналах первичного учета информация о выявлении на территории муниципального образования "<данные изъяты>", муниципального образования "<данные изъяты>", <данные изъяты> муниципального образования сведения о Е., как ребенке, оставшемся без попечения родителей отсутствуют. Сведения о включении/исключении Е. в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <данные изъяты> отсутствуют.
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об обязании предоставить жилое помещение.
Обстоятельства: Доказательств наличия объективных, исключительных или уважительных причин, препятствовавших лицу, оставшемуся без попечения родителей, своевременно обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, не представлено.
Решение: Отказано.Согласно сведениям Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <данные изъяты> N от ДД.ММ.ГГГГ (исх. N, в архиве Межрайонного управления N по персональным данным Е., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, уроженца г<данные изъяты>, ничего не найдено. В журналах первичного учета информация о выявлении на территории муниципального образования "<данные изъяты>", муниципального образования "<данные изъяты>", <данные изъяты> муниципального образования сведения о Е., как ребенке, оставшемся без попечения родителей отсутствуют. Сведения о включении/исключении Е. в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <данные изъяты> отсутствуют.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предоставление детям-сиротам жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения является основанием для исключения их из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (пп. 1 п. 3.1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предоставление детям-сиротам жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения является основанием для исключения их из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (пп. 1 п. 3.1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ).
Статья: Квартиры мамам-сиротам с детьми
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Часто бывает, что сироты создают между собой семью, у них рождается ребенок, они начинают вести совместный быт. В таком случае часты попытки дать таким сиротам одно жилье на двоих. Это также является незаконным. В п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержится исчерпывающий перечень оснований для исключения детей-сирот из списка нуждающихся в жилье. И факт совместного проживания двух сирот не лишает права каждого из них на получение квартиры.
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Часто бывает, что сироты создают между собой семью, у них рождается ребенок, они начинают вести совместный быт. В таком случае часты попытки дать таким сиротам одно жилье на двоих. Это также является незаконным. В п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержится исчерпывающий перечень оснований для исключения детей-сирот из списка нуждающихся в жилье. И факт совместного проживания двух сирот не лишает права каждого из них на получение квартиры.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)4. Дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)4. Дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2025 года"Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании решаются вопросы об исключении гражданина из списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и о признании недействительным уже выданного ему сертификата на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации вследствие приобретения им жилого помещения с использованием средств ипотечного кредита и материнского (семейного) капитала.
Статья: Предоставление жилья детям-сиротам. Обзор судебной практики - 2022
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 5)Как следует из материалов Обзора судебной практики, в большинстве случаев споры возникают по вопросам о включении в список детей-сирот, о признании незаконным исключения из указанного списка и о восстановлении в списке, о признании незаконным отказа в установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 5)Как следует из материалов Обзора судебной практики, в большинстве случаев споры возникают по вопросам о включении в список детей-сирот, о признании незаконным исключения из указанного списка и о восстановлении в списке, о признании незаконным отказа в установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Статья: Реализация права отказа от наследства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Резник Д.С.)
("Наследственное право", 2024, N 2)Высказывается и другая позиция <10>, в соответствии с которой суд пришел к выводу, что отказ от наследства не влияет на жилищные условия, не подпадает под признаки действий, намеренно ухудшающих свои жилищные условия, и не исключает гражданина из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
(Резник Д.С.)
("Наследственное право", 2024, N 2)Высказывается и другая позиция <10>, в соответствии с которой суд пришел к выводу, что отказ от наследства не влияет на жилищные условия, не подпадает под признаки действий, намеренно ухудшающих свои жилищные условия, и не исключает гражданина из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Статья: Право на обеспечение жилыми помещениями детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Король И.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)<1> О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102538331&intelsearch=04.04.2019+%B9+397 (дата обращения: 12.03.2025).
(Король И.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)<1> О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102538331&intelsearch=04.04.2019+%B9+397 (дата обращения: 12.03.2025).
Статья: Жилье детям-сиротам - актуальные споры
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 2)Так, дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2021 N 41-КГ21-1).
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 2)Так, дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2021 N 41-КГ21-1).
Статья: Особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Относительно вопроса о возможности исключения из списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот, проживающих со своими родственниками в качестве членов семьи собственника, уже даны разъяснения высшей судебной инстанцией, подтвердившей, что самостоятельных стабильных прав на жилое помещение в таком случае не возникает, поскольку права члена семьи производны (зависимы) от прав собственника <9>. Вместе с тем вселение как члена семьи нанимателя по договору социального найма к супругу (при вступлении в брак) или иным близким родственникам послужит основанием исключения из соответствующего списка. Думаем, что в процессе ожидания реализации своих прав у детей-сирот может возникнуть неотложная потребность такого вселения, а поскольку оно будет нежелательным с точки зрения утраты гарантий, то создаст дополнительные трудности для указанных граждан, и так находящихся в тяжелой жизненной ситуации. Нормативно закрепленная максимальная длительность проживания для временных жильцов (ст. 80 ЖК РФ) также не позволяет воспользоваться их статусом <10>. Поэтому считаем допустимым в очерченной ситуации сохранять за детьми-сиротами уже возникшее на законных основаниях право.
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Относительно вопроса о возможности исключения из списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот, проживающих со своими родственниками в качестве членов семьи собственника, уже даны разъяснения высшей судебной инстанцией, подтвердившей, что самостоятельных стабильных прав на жилое помещение в таком случае не возникает, поскольку права члена семьи производны (зависимы) от прав собственника <9>. Вместе с тем вселение как члена семьи нанимателя по договору социального найма к супругу (при вступлении в брак) или иным близким родственникам послужит основанием исключения из соответствующего списка. Думаем, что в процессе ожидания реализации своих прав у детей-сирот может возникнуть неотложная потребность такого вселения, а поскольку оно будет нежелательным с точки зрения утраты гарантий, то создаст дополнительные трудности для указанных граждан, и так находящихся в тяжелой жизненной ситуации. Нормативно закрепленная максимальная длительность проживания для временных жильцов (ст. 80 ЖК РФ) также не позволяет воспользоваться их статусом <10>. Поэтому считаем допустимым в очерченной ситуации сохранять за детьми-сиротами уже возникшее на законных основаниях право.
Статья: Анализ судов по теме сирот и жилья
(Бойкова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 11)Таким образом, правомерными основаниями для отказа в предоставлении жилого помещения детям-сиротам и исключения их из списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, являются:
(Бойкова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 11)Таким образом, правомерными основаниями для отказа в предоставлении жилого помещения детям-сиротам и исключения их из списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, являются:
Статья: Дети-сироты. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Джахбаров Б., Шемякина А., Петрова Е., Плыгунова В., Лях О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)- по дополнению перечня оснований для исключения из списка нуждающихся в обеспечении жильем детей-сирот нормой о признании гражданина недееспособным и помещении его в организацию под надзор, одновременно предусматривая возможность восстановления таких граждан в Списке с даты первоначального включения в случае вынесения судом решения о признании их дееспособными или при устройстве под опеку. Проблемой является отсутствие граждан, которые выразили бы желание стать опекунами или попечителями недееспособных. Следует учитывать, что заболевания лиц данной категории не позволяют им проживать самостоятельно, при этом у региона фактически отсутствует возможность обеспечить их жильем специализированного жилищного фонда, а основания для исключения их из Списка отсутствуют (справочно: в Списке на 1 июля 2024 года в Иркутской области учтен 421 недееспособный гражданин, из которых 284 - старше 23 лет);
(Джахбаров Б., Шемякина А., Петрова Е., Плыгунова В., Лях О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)- по дополнению перечня оснований для исключения из списка нуждающихся в обеспечении жильем детей-сирот нормой о признании гражданина недееспособным и помещении его в организацию под надзор, одновременно предусматривая возможность восстановления таких граждан в Списке с даты первоначального включения в случае вынесения судом решения о признании их дееспособными или при устройстве под опеку. Проблемой является отсутствие граждан, которые выразили бы желание стать опекунами или попечителями недееспособных. Следует учитывать, что заболевания лиц данной категории не позволяют им проживать самостоятельно, при этом у региона фактически отсутствует возможность обеспечить их жильем специализированного жилищного фонда, а основания для исключения их из Списка отсутствуют (справочно: в Списке на 1 июля 2024 года в Иркутской области учтен 421 недееспособный гражданин, из которых 284 - старше 23 лет);
Статья: Дети-сироты. Мнения
(Кузнецова А., Перминова Е., Львова-Белова М., Войтюк С., Рыбальченко С., Телицына А., Чупракова А., Альшанская Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".
(Кузнецова А., Перминова Е., Львова-Белова М., Войтюк С., Рыбальченко С., Телицына А., Чупракова А., Альшанская Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".
Статья: Право ребенка-сироты на жилье: проблемы реализации и защиты
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)<5> Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" // СЗ РФ. 2019. N 15 (часть IV). Ст. 1764.
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)<5> Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" // СЗ РФ. 2019. N 15 (часть IV). Ст. 1764.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом этого субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В него включаются лица, перечисленные выше и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом этого субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В него включаются лица, перечисленные выше и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).