Иные неналоговые доходы
Подборка наиболее важных документов по запросу Иные неналоговые доходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Направления совершенствования системы финансового законодательства Российской Федерации
(Горбунова О.Н., Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Учитывая отсутствие системообразующего акта о неналоговых платежах, особое внимание в данном разделе закона о финансах следует уделить неналоговым платежам, выделив среди них фискальные сборы и иные неналоговые доходы (платежи гражданско-правового характера (например, арендная плата), уголовно-правового характера (штрафы), административно-правового характера (административные штрафы)). Исходя из близкой правовой природы налоговых платежей и фискальных неналоговых платежей, было бы целесообразным закрепить в законе о финансах общие положения о понятии фискальных неналоговых платежей, их системе, правила установления таких платежей в нормативных правовых актах по аналогии с установлением налоговых платежей. Данные предлагаемые новации направлены прежде всего на обеспечение интересов плательщиков неналоговых платежей, с тем чтобы установление неналоговых доходов не было произвольным.
(Горбунова О.Н., Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Учитывая отсутствие системообразующего акта о неналоговых платежах, особое внимание в данном разделе закона о финансах следует уделить неналоговым платежам, выделив среди них фискальные сборы и иные неналоговые доходы (платежи гражданско-правового характера (например, арендная плата), уголовно-правового характера (штрафы), административно-правового характера (административные штрафы)). Исходя из близкой правовой природы налоговых платежей и фискальных неналоговых платежей, было бы целесообразным закрепить в законе о финансах общие положения о понятии фискальных неналоговых платежей, их системе, правила установления таких платежей в нормативных правовых актах по аналогии с установлением налоговых платежей. Данные предлагаемые новации направлены прежде всего на обеспечение интересов плательщиков неналоговых платежей, с тем чтобы установление неналоговых доходов не было произвольным.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 995
(ред. от 16.05.2025)
"О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"V. Иные платежи, являющиеся источниками формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
(ред. от 16.05.2025)
"О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"V. Иные платежи, являющиеся источниками формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)иные неналоговые доходы.
(ред. от 31.07.2025)иные неналоговые доходы.
Статья: Отдельные категории и особенности имущественных отношений в сфере публичной финансовой деятельности
(Савина А.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Таким образом, с учетом понимания финансов как совокупности денежных фондов (в их материальном выражении), можно обозначить, что казна являет собой в некотором смысле имущественный фонд РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, согласно БК РФ, относятся к неналоговым доходам того или иного публично-правового образования. Применительно к государственному и муниципальному имуществу, учитывая основы бухгалтерского учета, хотелось бы сделать акцент на том, что оно является материальным, как правило долгосрочным, государственным (муниципальным) активом, приносящим доход в тот или иной бюджет. Некоторыми учеными отмечается, что одним из подходов к оценке недвижимости является доходный, т.е. основанный на расчете стоимости будущих доходов от использования объекта [16, с. 44]. Такой же подход наблюдается и при оценке имущества в налоге на имущество физических лиц, налоге на имущество организаций и др. Так, можно предположить, что от подходов к управлению и распоряжению государственной и муниципальной собственностью зависит объем получаемых публично-правовыми образованиями неналоговых доходов. В этой связи вспоминаются слова И.У. Патлаевского, который, отождествляя термины "финансы" и "государственное хозяйство", понимал под ними особый род деятельности органов государства, направленный на приобретение, сохранение и правильное употребление материальных средств [17, с. 1 - 2]. Думается, что некоторые направления деятельности публично-правовых образований по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом имеют признаки публичной финансовой деятельности, однако с характерными особенностями.
(Савина А.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Таким образом, с учетом понимания финансов как совокупности денежных фондов (в их материальном выражении), можно обозначить, что казна являет собой в некотором смысле имущественный фонд РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, согласно БК РФ, относятся к неналоговым доходам того или иного публично-правового образования. Применительно к государственному и муниципальному имуществу, учитывая основы бухгалтерского учета, хотелось бы сделать акцент на том, что оно является материальным, как правило долгосрочным, государственным (муниципальным) активом, приносящим доход в тот или иной бюджет. Некоторыми учеными отмечается, что одним из подходов к оценке недвижимости является доходный, т.е. основанный на расчете стоимости будущих доходов от использования объекта [16, с. 44]. Такой же подход наблюдается и при оценке имущества в налоге на имущество физических лиц, налоге на имущество организаций и др. Так, можно предположить, что от подходов к управлению и распоряжению государственной и муниципальной собственностью зависит объем получаемых публично-правовыми образованиями неналоговых доходов. В этой связи вспоминаются слова И.У. Патлаевского, который, отождествляя термины "финансы" и "государственное хозяйство", понимал под ними особый род деятельности органов государства, направленный на приобретение, сохранение и правильное употребление материальных средств [17, с. 1 - 2]. Думается, что некоторые направления деятельности публично-правовых образований по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом имеют признаки публичной финансовой деятельности, однако с характерными особенностями.
Статья: Правовые институты общей части науки финансового права: вопросы теории
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Представляется, что именно такая ситуация сегодня сложилась в сфере финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей. Дело в том, что в результате разветвленности и все большей детализированности финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей фактически возник комплексный финансово-правовой институт возврата фискальных платежей. Он включает в себя нормы налогового права, устанавливающие возврат и зачет налогов в бюджет; нормы, предусматривающие возврат и зачет излишне уплаченных страховых взносов; нормы института неналоговых доходов бюджета, включающие в себя возврат и зачет излишне уплаченных или взысканных: а) платы за негативное воздействие на окружающую природную среду; б) утилизационного сбора; в) платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами; г) экологического сбора; д) таможенных пошлин и др. Кроме того, этот институт включает в себя нормы бюджетного права, предусматривающие исполнение бюджета по доходам в части возврата и зачета фискальных платежей. Бюджетно-правовой сектор возврата и зачета фискальных платежей в комплексном финансово-правовом институте возврата и зачета фискальных платежей является "стягивающим" весь комплекс норм этого института, ибо возврат любого фискального платежа обязательно осуществляется в опоре на бюджетное право, а именно: в опоре на нормы БК РФ (ст. 218) и нормы Приказа Минфина РФ от 29 декабря 2022 г. N 198н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ". В этом отношении справедлив вывод, что возврат и зачет фискальных платежей осуществляются в рамках налоговых правоотношений, правоотношений неналоговых доходов бюджета и бюджетных правоотношений, "связь между которыми носит функциональный характер: бюджетные правоотношения возникают с целью исполнения решений, принимаемых в результате развития" <25> иных финансовых правоотношений - налоговых, правоотношений неналоговых доходов и др. На основании всех этих норм возникают различные виды финансовых правоотношений, но одного и того же рода - правоотношения возврата и зачета фискальных платежей. А раз это так, то в целях эффективного правоприменения в совокупности этих правоотношений могут быть выделены некоторые общие (схожие) стороны. Именно эти общие стороны правоотношений и нормы, на основе которых они возникают, и могут быть объединены в общий правовой институт возврата и зачета фискальных платежей.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Представляется, что именно такая ситуация сегодня сложилась в сфере финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей. Дело в том, что в результате разветвленности и все большей детализированности финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей фактически возник комплексный финансово-правовой институт возврата фискальных платежей. Он включает в себя нормы налогового права, устанавливающие возврат и зачет налогов в бюджет; нормы, предусматривающие возврат и зачет излишне уплаченных страховых взносов; нормы института неналоговых доходов бюджета, включающие в себя возврат и зачет излишне уплаченных или взысканных: а) платы за негативное воздействие на окружающую природную среду; б) утилизационного сбора; в) платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами; г) экологического сбора; д) таможенных пошлин и др. Кроме того, этот институт включает в себя нормы бюджетного права, предусматривающие исполнение бюджета по доходам в части возврата и зачета фискальных платежей. Бюджетно-правовой сектор возврата и зачета фискальных платежей в комплексном финансово-правовом институте возврата и зачета фискальных платежей является "стягивающим" весь комплекс норм этого института, ибо возврат любого фискального платежа обязательно осуществляется в опоре на бюджетное право, а именно: в опоре на нормы БК РФ (ст. 218) и нормы Приказа Минфина РФ от 29 декабря 2022 г. N 198н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ". В этом отношении справедлив вывод, что возврат и зачет фискальных платежей осуществляются в рамках налоговых правоотношений, правоотношений неналоговых доходов бюджета и бюджетных правоотношений, "связь между которыми носит функциональный характер: бюджетные правоотношения возникают с целью исполнения решений, принимаемых в результате развития" <25> иных финансовых правоотношений - налоговых, правоотношений неналоговых доходов и др. На основании всех этих норм возникают различные виды финансовых правоотношений, но одного и того же рода - правоотношения возврата и зачета фискальных платежей. А раз это так, то в целях эффективного правоприменения в совокупности этих правоотношений могут быть выделены некоторые общие (схожие) стороны. Именно эти общие стороны правоотношений и нормы, на основе которых они возникают, и могут быть объединены в общий правовой институт возврата и зачета фискальных платежей.
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Средства самообложения и инициативные платежи являются альтернативными источниками доходов местных бюджетов, относятся к неналоговым доходам <35>. От иных видов неналоговых доходов и безвозмездных поступлений они отличаются строго целевым характером, поэтому не подпадают под действие принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджета. В местных бюджетах данные платежи отражаются отдельными позициями от других доходов и расходов. В их отношении наиболее отчетливо проявляется действие принципа адресности и целевого характера бюджетных средств <36>. Нецелевое использование денежных средств влечет финансовую, административную или уголовную ответственность <37>.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Средства самообложения и инициативные платежи являются альтернативными источниками доходов местных бюджетов, относятся к неналоговым доходам <35>. От иных видов неналоговых доходов и безвозмездных поступлений они отличаются строго целевым характером, поэтому не подпадают под действие принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджета. В местных бюджетах данные платежи отражаются отдельными позициями от других доходов и расходов. В их отношении наиболее отчетливо проявляется действие принципа адресности и целевого характера бюджетных средств <36>. Нецелевое использование денежных средств влечет финансовую, административную или уголовную ответственность <37>.