Инвестиционный проект налоговые льготы
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвестиционный проект налоговые льготы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком при реализации инвестиционного проекта налоговой льготы, предусмотренной п. 10 ст. 3 закона Орловской области от 25.11.2003 N 364-ОЗ "О налоге на имущество организаций", и доначислил налог на имущество. Налоговый орган установил, что по ряду объектов тепличного комплекса общество превысило трехлетний срок реализации инвестиционного проекта, так как разрешение на ввод объектов недвижимости и регистрация права собственности на них были произведены после 07.06.2019. Налогоплательщик возражал, указывая, что объект включается в налоговую базу по налогу на имущество, когда он приведен в состояние, пригодное для использования, независимо от ввода его в эксплуатацию. Тепличный комплекс был фактически введен в эксплуатацию с 01.03.2019 (начато выращивание овощей, был сформирован штат сотрудников, производилась выплата заработной платы). Суд признал правомерным применение налогоплательщиком льготы, отметив, что отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости не препятствует признанию его основным средством для целей бухгалтерского учета и, как следствие, объектом обложения налогом на имущество организаций. Спорные объекты тепличного комплекса до истечения срока реализации инвестиционного проекта фактически эксплуатировались и приносили обществу экономические выгоды, в связи с этим налоговая льгота по отношению к ним применена правомерно. Закон связывает применение льготы по налогу именно с созданием и (или) приобретением имущества в результате реализации инвестиционного проекта, а не с государственной регистрацией права на него или получением разрешения на ввод его в эксплуатацию.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком при реализации инвестиционного проекта налоговой льготы, предусмотренной п. 10 ст. 3 закона Орловской области от 25.11.2003 N 364-ОЗ "О налоге на имущество организаций", и доначислил налог на имущество. Налоговый орган установил, что по ряду объектов тепличного комплекса общество превысило трехлетний срок реализации инвестиционного проекта, так как разрешение на ввод объектов недвижимости и регистрация права собственности на них были произведены после 07.06.2019. Налогоплательщик возражал, указывая, что объект включается в налоговую базу по налогу на имущество, когда он приведен в состояние, пригодное для использования, независимо от ввода его в эксплуатацию. Тепличный комплекс был фактически введен в эксплуатацию с 01.03.2019 (начато выращивание овощей, был сформирован штат сотрудников, производилась выплата заработной платы). Суд признал правомерным применение налогоплательщиком льготы, отметив, что отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости не препятствует признанию его основным средством для целей бухгалтерского учета и, как следствие, объектом обложения налогом на имущество организаций. Спорные объекты тепличного комплекса до истечения срока реализации инвестиционного проекта фактически эксплуатировались и приносили обществу экономические выгоды, в связи с этим налоговая льгота по отношению к ним применена правомерно. Закон связывает применение льготы по налогу именно с созданием и (или) приобретением имущества в результате реализации инвестиционного проекта, а не с государственной регистрацией права на него или получением разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В 2019 году общество осуществило инвестиции в основные средства, а в 2020 году стало участником региональных инвестиционных проектов (РИП) и применило льготу по налогу на имущество организаций. Налоговый орган доначислил обществу налог на имущество ввиду отсутствия у него права на применение льготной ставки. Налоговый орган указал, что согласно п. 3 ст. 25.8 НК РФ при определении объема капитальных вложений не учитываются затраты, понесенные участниками РИП на дату включения организации в реестр участников РИП. Общество сочло, что для применения льготной ставки следует руководствоваться положениями регионального закона, в то время как нормы главы 3.3 НК РФ в данной ситуации не применимы. Суд указал, что положения регионального закона надлежит применять во взаимосвязи с главой 3.3 НК РФ, которой прямо определен первый налоговый период применения льготы - возникновение у налогоплательщика статуса участника РИП и достижение необходимого объема инвестиций в основные средства в результате реализации соответствующего проекта. Суд признал доначисления обоснованными, указав, что у налогоплательщика отсутствовали основания для применения льготной налоговой ставки в 2020 году ввиду того, что последний только в 2020 году был включен в реестр участников РИП и не мог принимать в расчет инвестиции, произведенные до получения данного статуса - в 2019 году.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В 2019 году общество осуществило инвестиции в основные средства, а в 2020 году стало участником региональных инвестиционных проектов (РИП) и применило льготу по налогу на имущество организаций. Налоговый орган доначислил обществу налог на имущество ввиду отсутствия у него права на применение льготной ставки. Налоговый орган указал, что согласно п. 3 ст. 25.8 НК РФ при определении объема капитальных вложений не учитываются затраты, понесенные участниками РИП на дату включения организации в реестр участников РИП. Общество сочло, что для применения льготной ставки следует руководствоваться положениями регионального закона, в то время как нормы главы 3.3 НК РФ в данной ситуации не применимы. Суд указал, что положения регионального закона надлежит применять во взаимосвязи с главой 3.3 НК РФ, которой прямо определен первый налоговый период применения льготы - возникновение у налогоплательщика статуса участника РИП и достижение необходимого объема инвестиций в основные средства в результате реализации соответствующего проекта. Суд признал доначисления обоснованными, указав, что у налогоплательщика отсутствовали основания для применения льготной налоговой ставки в 2020 году ввиду того, что последний только в 2020 году был включен в реестр участников РИП и не мог принимать в расчет инвестиции, произведенные до получения данного статуса - в 2019 году.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим налоговых льгот
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<36> Правовой режим рассматривается чаще всего в двух аспектах, но также можно встретить использование понятия правового режима применительно к действию нормативного правового акта (т.е. его действие во времени, пространстве и по кругу лиц). Дуализм в рассмотрении налоговых льгот (в узком и широком смыслах) характерен и для исследователей. Узкий (формальный) подход предполагает отнесение к налоговым льготам только непосредственно именуемых в качестве таковых в законодательстве. Однако законодательное определение термина на уровне НК РФ отсутствует. Кроме того, в тексте Кодекса встречается и иной термин - "льгота по налогу". Соотношение между этими терминами не установлено, но анализ положений НК РФ позволяет сделать вывод о наличии двух противоположных подходов: 1) законодатель не отождествляет термины "льгота по налогу" и "налоговая льгота", поскольку пониженные налоговые ставки перечисляются им наряду с налоговой льготой в качестве защищенных от изменений элементов юридической конструкции налога для отдельных категорий налогоплательщиков (см., например: п. 4.1 - 4.3 ст. 5 НК РФ); 2) при регулировании порядка применения и прекращения применения налоговых льгот для участников региональных инвестиционных проектов отождествляются налоговые льготы и пониженные налоговые ставки (гл. 33 и ст. 288.3 НК РФ). В НК РФ (ст. 25.12-1) при регулировании налогообложения прибыли организаций и добычи полезных ископаемых применительно к участникам региональных инвестиционных проектов термин "налоговая льгота" не используется, а устанавливаются особенности. Широкий подход в трактовке понятия налоговых льгот основывается на отождествлении их с "льготами по налогам" (п. 1 ст. 56 НК РФ) и часто встречается в позициях КС РФ. Льгота раскрывается как исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции РФ (ст. ст. 19, 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения (см., например, Определение КС РФ от 28 февраля 2019 г. N 277-О). Она охватывает пониженные налоговые ставки, освобождения, налоговые вычеты. Однако в Постановлении КС РФ от 15 февраля 2019 г. N 10-П можно встретить положения, в которых КС РФ разделяет понятия "налоговая льгота" и "налоговые вычеты", оба отнесены к разновидностям мер, применение которых позволяет не допустить "резкого роста налоговой нагрузки".
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<36> Правовой режим рассматривается чаще всего в двух аспектах, но также можно встретить использование понятия правового режима применительно к действию нормативного правового акта (т.е. его действие во времени, пространстве и по кругу лиц). Дуализм в рассмотрении налоговых льгот (в узком и широком смыслах) характерен и для исследователей. Узкий (формальный) подход предполагает отнесение к налоговым льготам только непосредственно именуемых в качестве таковых в законодательстве. Однако законодательное определение термина на уровне НК РФ отсутствует. Кроме того, в тексте Кодекса встречается и иной термин - "льгота по налогу". Соотношение между этими терминами не установлено, но анализ положений НК РФ позволяет сделать вывод о наличии двух противоположных подходов: 1) законодатель не отождествляет термины "льгота по налогу" и "налоговая льгота", поскольку пониженные налоговые ставки перечисляются им наряду с налоговой льготой в качестве защищенных от изменений элементов юридической конструкции налога для отдельных категорий налогоплательщиков (см., например: п. 4.1 - 4.3 ст. 5 НК РФ); 2) при регулировании порядка применения и прекращения применения налоговых льгот для участников региональных инвестиционных проектов отождествляются налоговые льготы и пониженные налоговые ставки (гл. 33 и ст. 288.3 НК РФ). В НК РФ (ст. 25.12-1) при регулировании налогообложения прибыли организаций и добычи полезных ископаемых применительно к участникам региональных инвестиционных проектов термин "налоговая льгота" не используется, а устанавливаются особенности. Широкий подход в трактовке понятия налоговых льгот основывается на отождествлении их с "льготами по налогам" (п. 1 ст. 56 НК РФ) и часто встречается в позициях КС РФ. Льгота раскрывается как исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции РФ (ст. ст. 19, 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения (см., например, Определение КС РФ от 28 февраля 2019 г. N 277-О). Она охватывает пониженные налоговые ставки, освобождения, налоговые вычеты. Однако в Постановлении КС РФ от 15 февраля 2019 г. N 10-П можно встретить положения, в которых КС РФ разделяет понятия "налоговая льгота" и "налоговые вычеты", оба отнесены к разновидностям мер, применение которых позволяет не допустить "резкого роста налоговой нагрузки".
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Из совокупности ст. 36 и 37 Закона N 43-ОЗ следует, что для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предоставляется налоговая льгота в виде права не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу на имущество организаций, а также налоговое послабление в виде применения пониженной ставки налога на прибыль.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Из совокупности ст. 36 и 37 Закона N 43-ОЗ следует, что для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предоставляется налоговая льгота в виде права не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу на имущество организаций, а также налоговое послабление в виде применения пониженной ставки налога на прибыль.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов (КНД 1110056)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов (КНД 1110056)
Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде"
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления заявления о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления заявления о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 24.11.2023 N СД-4-3/14769@ <О налоговых льготах, действующих при приобретении и внедрении передовых отечественных информационно-телекоммуникационных технологий (ИТКТ)>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 1)Значимые уточнения к п. 6 ст. 88 НК РФ. Из положений ст. 252 ключевого фискального нормативного акта и Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" специалисты Минфина России вывели следующее. В целях подтверждения права организации на налоговые льготы инспекторы могут истребовать у нее первичные и иные документы. Допустим, проверяющие в рамках камералки запросили "бумаги", подтверждающие право организации на налоговые льготы как участника регионального инвестиционного проекта (РИП).
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 1)Значимые уточнения к п. 6 ст. 88 НК РФ. Из положений ст. 252 ключевого фискального нормативного акта и Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" специалисты Минфина России вывели следующее. В целях подтверждения права организации на налоговые льготы инспекторы могут истребовать у нее первичные и иные документы. Допустим, проверяющие в рамках камералки запросили "бумаги", подтверждающие право организации на налоговые льготы как участника регионального инвестиционного проекта (РИП).
Готовое решение: Сроки хранения документов по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)документы по налоговым льготам для участников региональных инвестиционных проектов;
(КонсультантПлюс, 2025)документы по налоговым льготам для участников региональных инвестиционных проектов;
Статья: Налоговые льготы как мера экономического стимулирования. Проблемы правоприменения
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)<15> Например, налоговые льготы для участников региональных инвестиционных проектов (гл. 3.3 НК РФ, п. 1.5 ст. 284, ст. 342.3 НК РФ).
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)<15> Например, налоговые льготы для участников региональных инвестиционных проектов (гл. 3.3 НК РФ, п. 1.5 ст. 284, ст. 342.3 НК РФ).
Статья: Основные направления финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)В связи с этим начиная с 2017 г. размер полученных налоговых льгот по региональным инвестиционным проектам начал соотноситься с объемом капитальных вложений по такому проекту. Если размер налоговой экономии оказывался выше инвестиций в производственные и инфраструктурные объекты, то применение налоговой льготы прекращалось.
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)В связи с этим начиная с 2017 г. размер полученных налоговых льгот по региональным инвестиционным проектам начал соотноситься с объемом капитальных вложений по такому проекту. Если размер налоговой экономии оказывался выше инвестиций в производственные и инфраструктурные объекты, то применение налоговой льготы прекращалось.
Статья: Если на момент регистрации ДТ нет документа, подтверждающего право на освобождение от НДС, то льгота не применяется
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Инспекция пришла к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком - победителем конкурса инвестиционных проектов, льготы по налогу на имущество, предусмотренной законом области. Для расчета финансово-экономического показателя бизнес-плана инвестиционного проекта "налогооблагаемая прибыль" следует использовать показатели деятельности общества в целом, а заявитель необоснованно учитывал в своем расчете этот показатель только по трем фермам, без учета прочих объектов, включенных в бизнес-план. По данным декларации по налогу на прибыль налогоплательщиком получен убыток от сельхоздеятельности, от прочей деятельности - прибыль, финансовый результат в совокупности - убыток, что свидетельствует о невыполнении обществом более чем на 10% финансово-экономического показателя бизнес-плана проекта и, соответственно, невыполнении условий для предоставления льготы по налогу на имущество. Суд удовлетворил требование. При определении эффективности проекта показатели чистой прибыли и амортизационных отчислений относятся только к реализации инвестиционного проекта и не должны отражать результаты текущей хозяйственной деятельности существующей организации. Проанализировав и оценив бизнес-план на строительство второй очереди проекта по созданию репродукторных ферм, инвестиционные кредитные договоры, перечень объектов основных средств, подлежащих льготному налогообложению, информацию о суммах выручки заявителя, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные о реализации продукции, расчеты, суд пришел к выводу, что главной целью инвестиционного проекта было строительство трех свиноводческих ферм. Суд отклонил мотивированные ссылками на положения главы 25 НК РФ доводы налогового органа о том, что для расчета показателя бизнес-плана инвестиционного проекта "налогооблагаемая прибыль" необходимо использовать показатели деятельности налогоплательщика в целом. Тот факт, что в бизнес-плане указаны другие объекты, расположенные вне указанных ферм, не опровергает вывод о том, что инвестиционный проект направлен именно на создание этих трех ферм, в том числе с учетом того, что вложения в эти объекты носят незначительный объем (менее 5% от валового объема инвестиций) по сравнению со строительством трех новых свиноводческих комплексов (более 95% от валового объема инвестиций). В ходе проверки инспекцией не исследовался объем инвестиций, приходящийся на три основные фермы и другие объекты. Суд учел ответ управления инвестиций и инноваций области на запрос налогового органа о том, что по результатам 2017 г. обществом представлены сведения, подтверждающие выполнение требований ст. 8 Закона области "О поддержке инвестиций в экономику области".
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Инспекция пришла к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком - победителем конкурса инвестиционных проектов, льготы по налогу на имущество, предусмотренной законом области. Для расчета финансово-экономического показателя бизнес-плана инвестиционного проекта "налогооблагаемая прибыль" следует использовать показатели деятельности общества в целом, а заявитель необоснованно учитывал в своем расчете этот показатель только по трем фермам, без учета прочих объектов, включенных в бизнес-план. По данным декларации по налогу на прибыль налогоплательщиком получен убыток от сельхоздеятельности, от прочей деятельности - прибыль, финансовый результат в совокупности - убыток, что свидетельствует о невыполнении обществом более чем на 10% финансово-экономического показателя бизнес-плана проекта и, соответственно, невыполнении условий для предоставления льготы по налогу на имущество. Суд удовлетворил требование. При определении эффективности проекта показатели чистой прибыли и амортизационных отчислений относятся только к реализации инвестиционного проекта и не должны отражать результаты текущей хозяйственной деятельности существующей организации. Проанализировав и оценив бизнес-план на строительство второй очереди проекта по созданию репродукторных ферм, инвестиционные кредитные договоры, перечень объектов основных средств, подлежащих льготному налогообложению, информацию о суммах выручки заявителя, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные о реализации продукции, расчеты, суд пришел к выводу, что главной целью инвестиционного проекта было строительство трех свиноводческих ферм. Суд отклонил мотивированные ссылками на положения главы 25 НК РФ доводы налогового органа о том, что для расчета показателя бизнес-плана инвестиционного проекта "налогооблагаемая прибыль" необходимо использовать показатели деятельности налогоплательщика в целом. Тот факт, что в бизнес-плане указаны другие объекты, расположенные вне указанных ферм, не опровергает вывод о том, что инвестиционный проект направлен именно на создание этих трех ферм, в том числе с учетом того, что вложения в эти объекты носят незначительный объем (менее 5% от валового объема инвестиций) по сравнению со строительством трех новых свиноводческих комплексов (более 95% от валового объема инвестиций). В ходе проверки инспекцией не исследовался объем инвестиций, приходящийся на три основные фермы и другие объекты. Суд учел ответ управления инвестиций и инноваций области на запрос налогового органа о том, что по результатам 2017 г. обществом представлены сведения, подтверждающие выполнение требований ст. 8 Закона области "О поддержке инвестиций в экономику области".
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Формы и форматы документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в налоговых отношениях, а также порядок их заполнения и порядок направления и получения таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика определены Приказом ФНС России от 27 декабря 2016 г. N ММВ-7-3/719@ "Об утверждении формы и формата заявления о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов, а также порядка его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" <117>.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Формы и форматы документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в налоговых отношениях, а также порядок их заполнения и порядок направления и получения таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика определены Приказом ФНС России от 27 декабря 2016 г. N ММВ-7-3/719@ "Об утверждении формы и формата заявления о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов, а также порядка его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" <117>.