Инвестиционный проект льготы
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвестиционный проект льготы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком при реализации инвестиционного проекта налоговой льготы, предусмотренной п. 10 ст. 3 закона Орловской области от 25.11.2003 N 364-ОЗ "О налоге на имущество организаций", и доначислил налог на имущество. Налоговый орган установил, что по ряду объектов тепличного комплекса общество превысило трехлетний срок реализации инвестиционного проекта, так как разрешение на ввод объектов недвижимости и регистрация права собственности на них были произведены после 07.06.2019. Налогоплательщик возражал, указывая, что объект включается в налоговую базу по налогу на имущество, когда он приведен в состояние, пригодное для использования, независимо от ввода его в эксплуатацию. Тепличный комплекс был фактически введен в эксплуатацию с 01.03.2019 (начато выращивание овощей, был сформирован штат сотрудников, производилась выплата заработной платы). Суд признал правомерным применение налогоплательщиком льготы, отметив, что отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости не препятствует признанию его основным средством для целей бухгалтерского учета и, как следствие, объектом обложения налогом на имущество организаций. Спорные объекты тепличного комплекса до истечения срока реализации инвестиционного проекта фактически эксплуатировались и приносили обществу экономические выгоды, в связи с этим налоговая льгота по отношению к ним применена правомерно. Закон связывает применение льготы по налогу именно с созданием и (или) приобретением имущества в результате реализации инвестиционного проекта, а не с государственной регистрацией права на него или получением разрешения на ввод его в эксплуатацию.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком при реализации инвестиционного проекта налоговой льготы, предусмотренной п. 10 ст. 3 закона Орловской области от 25.11.2003 N 364-ОЗ "О налоге на имущество организаций", и доначислил налог на имущество. Налоговый орган установил, что по ряду объектов тепличного комплекса общество превысило трехлетний срок реализации инвестиционного проекта, так как разрешение на ввод объектов недвижимости и регистрация права собственности на них были произведены после 07.06.2019. Налогоплательщик возражал, указывая, что объект включается в налоговую базу по налогу на имущество, когда он приведен в состояние, пригодное для использования, независимо от ввода его в эксплуатацию. Тепличный комплекс был фактически введен в эксплуатацию с 01.03.2019 (начато выращивание овощей, был сформирован штат сотрудников, производилась выплата заработной платы). Суд признал правомерным применение налогоплательщиком льготы, отметив, что отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости не препятствует признанию его основным средством для целей бухгалтерского учета и, как следствие, объектом обложения налогом на имущество организаций. Спорные объекты тепличного комплекса до истечения срока реализации инвестиционного проекта фактически эксплуатировались и приносили обществу экономические выгоды, в связи с этим налоговая льгота по отношению к ним применена правомерно. Закон связывает применение льготы по налогу именно с созданием и (или) приобретением имущества в результате реализации инвестиционного проекта, а не с государственной регистрацией права на него или получением разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд отметил, что налогоплательщик имел право пользоваться льготой только в отношении объектов имущества и сумм капиталовложений, предусмотренных бизнес-планом инвестиционного проекта. Следовательно, применение льготы в отношении стоимости имущества, превышающей согласованную сумму, являлось необоснованным.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд отметил, что налогоплательщик имел право пользоваться льготой только в отношении объектов имущества и сумм капиталовложений, предусмотренных бизнес-планом инвестиционного проекта. Следовательно, применение льготы в отношении стоимости имущества, превышающей согласованную сумму, являлось необоснованным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О правовом акте, применяемом при предоставлении субсидии в рамках господдержки реализации инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры в форме льготного кредитования.
(Письмо Минфина России от 28.02.2024 N 02-12-12/17765)Вопрос: О правовом акте, применяемом при предоставлении субсидии в рамках господдержки реализации инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры в форме льготного кредитования.
(Письмо Минфина России от 28.02.2024 N 02-12-12/17765)Вопрос: О правовом акте, применяемом при предоставлении субсидии в рамках господдержки реализации инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры в форме льготного кредитования.
Статья: Если на момент регистрации ДТ нет документа, подтверждающего право на освобождение от НДС, то льгота не применяется
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Инспекция пришла к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком - победителем конкурса инвестиционных проектов, льготы по налогу на имущество, предусмотренной законом области. Для расчета финансово-экономического показателя бизнес-плана инвестиционного проекта "налогооблагаемая прибыль" следует использовать показатели деятельности общества в целом, а заявитель необоснованно учитывал в своем расчете этот показатель только по трем фермам, без учета прочих объектов, включенных в бизнес-план. По данным декларации по налогу на прибыль налогоплательщиком получен убыток от сельхоздеятельности, от прочей деятельности - прибыль, финансовый результат в совокупности - убыток, что свидетельствует о невыполнении обществом более чем на 10% финансово-экономического показателя бизнес-плана проекта и, соответственно, невыполнении условий для предоставления льготы по налогу на имущество. Суд удовлетворил требование. При определении эффективности проекта показатели чистой прибыли и амортизационных отчислений относятся только к реализации инвестиционного проекта и не должны отражать результаты текущей хозяйственной деятельности существующей организации. Проанализировав и оценив бизнес-план на строительство второй очереди проекта по созданию репродукторных ферм, инвестиционные кредитные договоры, перечень объектов основных средств, подлежащих льготному налогообложению, информацию о суммах выручки заявителя, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные о реализации продукции, расчеты, суд пришел к выводу, что главной целью инвестиционного проекта было строительство трех свиноводческих ферм. Суд отклонил мотивированные ссылками на положения главы 25 НК РФ доводы налогового органа о том, что для расчета показателя бизнес-плана инвестиционного проекта "налогооблагаемая прибыль" необходимо использовать показатели деятельности налогоплательщика в целом. Тот факт, что в бизнес-плане указаны другие объекты, расположенные вне указанных ферм, не опровергает вывод о том, что инвестиционный проект направлен именно на создание этих трех ферм, в том числе с учетом того, что вложения в эти объекты носят незначительный объем (менее 5% от валового объема инвестиций) по сравнению со строительством трех новых свиноводческих комплексов (более 95% от валового объема инвестиций). В ходе проверки инспекцией не исследовался объем инвестиций, приходящийся на три основные фермы и другие объекты. Суд учел ответ управления инвестиций и инноваций области на запрос налогового органа о том, что по результатам 2017 г. обществом представлены сведения, подтверждающие выполнение требований ст. 8 Закона области "О поддержке инвестиций в экономику области".
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Инспекция пришла к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком - победителем конкурса инвестиционных проектов, льготы по налогу на имущество, предусмотренной законом области. Для расчета финансово-экономического показателя бизнес-плана инвестиционного проекта "налогооблагаемая прибыль" следует использовать показатели деятельности общества в целом, а заявитель необоснованно учитывал в своем расчете этот показатель только по трем фермам, без учета прочих объектов, включенных в бизнес-план. По данным декларации по налогу на прибыль налогоплательщиком получен убыток от сельхоздеятельности, от прочей деятельности - прибыль, финансовый результат в совокупности - убыток, что свидетельствует о невыполнении обществом более чем на 10% финансово-экономического показателя бизнес-плана проекта и, соответственно, невыполнении условий для предоставления льготы по налогу на имущество. Суд удовлетворил требование. При определении эффективности проекта показатели чистой прибыли и амортизационных отчислений относятся только к реализации инвестиционного проекта и не должны отражать результаты текущей хозяйственной деятельности существующей организации. Проанализировав и оценив бизнес-план на строительство второй очереди проекта по созданию репродукторных ферм, инвестиционные кредитные договоры, перечень объектов основных средств, подлежащих льготному налогообложению, информацию о суммах выручки заявителя, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные о реализации продукции, расчеты, суд пришел к выводу, что главной целью инвестиционного проекта было строительство трех свиноводческих ферм. Суд отклонил мотивированные ссылками на положения главы 25 НК РФ доводы налогового органа о том, что для расчета показателя бизнес-плана инвестиционного проекта "налогооблагаемая прибыль" необходимо использовать показатели деятельности налогоплательщика в целом. Тот факт, что в бизнес-плане указаны другие объекты, расположенные вне указанных ферм, не опровергает вывод о том, что инвестиционный проект направлен именно на создание этих трех ферм, в том числе с учетом того, что вложения в эти объекты носят незначительный объем (менее 5% от валового объема инвестиций) по сравнению со строительством трех новых свиноводческих комплексов (более 95% от валового объема инвестиций). В ходе проверки инспекцией не исследовался объем инвестиций, приходящийся на три основные фермы и другие объекты. Суд учел ответ управления инвестиций и инноваций области на запрос налогового органа о том, что по результатам 2017 г. обществом представлены сведения, подтверждающие выполнение требований ст. 8 Закона области "О поддержке инвестиций в экономику области".
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов (КНД 1110056)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов (КНД 1110056)
Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде"
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления заявления о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления заявления о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
Статья: Налоговые льготы как мера экономического стимулирования. Проблемы правоприменения
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)3. Получение положительного социально-экономического эффекта от реализации инвестиционного проекта для предоставившего льготу региона может иметь значение при оценке удовлетворения публичного интереса в предоставлении льготы как исключения из принципа всеобщности и равенства налогообложения. Однако получение такого рода эффекта не должно противопоставляться реальной возможности реализации права на льготу налогоплательщиком-инвестором.
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)3. Получение положительного социально-экономического эффекта от реализации инвестиционного проекта для предоставившего льготу региона может иметь значение при оценке удовлетворения публичного интереса в предоставлении льготы как исключения из принципа всеобщности и равенства налогообложения. Однако получение такого рода эффекта не должно противопоставляться реальной возможности реализации права на льготу налогоплательщиком-инвестором.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Из совокупности ст. 36 и 37 Закона N 43-ОЗ следует, что для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предоставляется налоговая льгота в виде права не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу на имущество организаций, а также налоговое послабление в виде применения пониженной ставки налога на прибыль.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Из совокупности ст. 36 и 37 Закона N 43-ОЗ следует, что для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предоставляется налоговая льгота в виде права не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу на имущество организаций, а также налоговое послабление в виде применения пониженной ставки налога на прибыль.
Статья: Применение налоговых льгот КФХ - участником СЭЗ
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)По мнению Минфина, в отношении имущества, учтенного на балансе организации и приобретенного до получения статуса участника СЭЗ, данная льгота применяется, если инвестиционным проектом и инвестиционной декларацией предусмотрены капитальные вложения в отношении этого имущества, в течение 10 лет начиная со дня включения юридического лица в единый реестр участников СЭЗ на территориях Республики Крым или г. Севастополя при условии использования его в целях, отраженных в инвестиционном договоре об условиях деятельности в СЭЗ (Письмо от 05.12.2016 N 03-05-05-01/71907).
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)По мнению Минфина, в отношении имущества, учтенного на балансе организации и приобретенного до получения статуса участника СЭЗ, данная льгота применяется, если инвестиционным проектом и инвестиционной декларацией предусмотрены капитальные вложения в отношении этого имущества, в течение 10 лет начиная со дня включения юридического лица в единый реестр участников СЭЗ на территориях Республики Крым или г. Севастополя при условии использования его в целях, отраженных в инвестиционном договоре об условиях деятельности в СЭЗ (Письмо от 05.12.2016 N 03-05-05-01/71907).
Статья: Основные направления финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)В связи с этим начиная с 2017 г. размер полученных налоговых льгот по региональным инвестиционным проектам начал соотноситься с объемом капитальных вложений по такому проекту. Если размер налоговой экономии оказывался выше инвестиций в производственные и инфраструктурные объекты, то применение налоговой льготы прекращалось.
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)В связи с этим начиная с 2017 г. размер полученных налоговых льгот по региональным инвестиционным проектам начал соотноситься с объемом капитальных вложений по такому проекту. Если размер налоговой экономии оказывался выше инвестиций в производственные и инфраструктурные объекты, то применение налоговой льготы прекращалось.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Что касается России, то современная политика импортозамещения в Российской Федерации носит, по существу, вертикальный характер <1>. В настоящее время она реализуется через государственные стратегии и программы развития отдельных отраслей экономики, где технологическая отсталость угрожает экономической безопасности. Принятые Правительством РФ Стратегии развития транспортного машиностроения (2017 г.), станкостроения (2020 г.), энергетики (2020 г.) и реализованные программы развития электронной и радиоэлектронной промышленности, (2012 г.), фармацевтической медицинской промышленности (2014 г.), авиационной промышленности (2014 г.), оборонной промышленности (2016 г.), а также производства в иных отраслях экономики были направлены и на реализацию процессов импортозамещения. Меры государственной поддержки производителей в обозначенном контексте включают прямое участие государства в реализации перспективных инвестиционных проектов, арендные льготы, субсидирование инвестиционных кредитов и др. Общий объем государственных средств, направляемых на импортозамещение в 2015 - 2020 гг., составил около 3 трлн рублей, а наиболее эффективны процессы импортозамещения оказались в сельском хозяйстве, нефтегазовом машиностроении, фармацевтике и иных отраслях промышленности <2>.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Что касается России, то современная политика импортозамещения в Российской Федерации носит, по существу, вертикальный характер <1>. В настоящее время она реализуется через государственные стратегии и программы развития отдельных отраслей экономики, где технологическая отсталость угрожает экономической безопасности. Принятые Правительством РФ Стратегии развития транспортного машиностроения (2017 г.), станкостроения (2020 г.), энергетики (2020 г.) и реализованные программы развития электронной и радиоэлектронной промышленности, (2012 г.), фармацевтической медицинской промышленности (2014 г.), авиационной промышленности (2014 г.), оборонной промышленности (2016 г.), а также производства в иных отраслях экономики были направлены и на реализацию процессов импортозамещения. Меры государственной поддержки производителей в обозначенном контексте включают прямое участие государства в реализации перспективных инвестиционных проектов, арендные льготы, субсидирование инвестиционных кредитов и др. Общий объем государственных средств, направляемых на импортозамещение в 2015 - 2020 гг., составил около 3 трлн рублей, а наиболее эффективны процессы импортозамещения оказались в сельском хозяйстве, нефтегазовом машиностроении, фармацевтике и иных отраслях промышленности <2>.
Готовое решение: Сроки хранения документов по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)документы по налоговым льготам для участников региональных инвестиционных проектов;
(КонсультантПлюс, 2025)документы по налоговым льготам для участников региональных инвестиционных проектов;
Статья: Формирование инвестиционного законодательства на постсоветском пространстве: тенденции и перспективы
(Чекирова А.М.)
("Юрист", 2025, N 10)Несмотря на то что Республика Беларусь пошла по своему уникальному пути, приняв инвестиционный кодекс, который действовал на ее территории довольно долгое время, в стране произошел отказ от данной модели правового регулирования, и в настоящее время на территории государства действует Закон Республики Беларусь об инвестициях, в котором, в частности, предусмотрена правовая форма, аналогичная той, которая присутствует в праве Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, а именно категория "инвестиционный договор", которая раскрывается как зарегистрированное в Государственном реестре письменное соглашение о реализации инвестиционного проекта с предоставлением льгот и (или) преференций инвестору, а также "специальный инвестиционный договор".
(Чекирова А.М.)
("Юрист", 2025, N 10)Несмотря на то что Республика Беларусь пошла по своему уникальному пути, приняв инвестиционный кодекс, который действовал на ее территории довольно долгое время, в стране произошел отказ от данной модели правового регулирования, и в настоящее время на территории государства действует Закон Республики Беларусь об инвестициях, в котором, в частности, предусмотрена правовая форма, аналогичная той, которая присутствует в праве Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, а именно категория "инвестиционный договор", которая раскрывается как зарегистрированное в Государственном реестре письменное соглашение о реализации инвестиционного проекта с предоставлением льгот и (или) преференций инвестору, а также "специальный инвестиционный договор".
Статья: Правовой режим налоговых льгот
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<36> Правовой режим рассматривается чаще всего в двух аспектах, но также можно встретить использование понятия правового режима применительно к действию нормативного правового акта (т.е. его действие во времени, пространстве и по кругу лиц). Дуализм в рассмотрении налоговых льгот (в узком и широком смыслах) характерен и для исследователей. Узкий (формальный) подход предполагает отнесение к налоговым льготам только непосредственно именуемых в качестве таковых в законодательстве. Однако законодательное определение термина на уровне НК РФ отсутствует. Кроме того, в тексте Кодекса встречается и иной термин - "льгота по налогу". Соотношение между этими терминами не установлено, но анализ положений НК РФ позволяет сделать вывод о наличии двух противоположных подходов: 1) законодатель не отождествляет термины "льгота по налогу" и "налоговая льгота", поскольку пониженные налоговые ставки перечисляются им наряду с налоговой льготой в качестве защищенных от изменений элементов юридической конструкции налога для отдельных категорий налогоплательщиков (см., например: п. 4.1 - 4.3 ст. 5 НК РФ); 2) при регулировании порядка применения и прекращения применения налоговых льгот для участников региональных инвестиционных проектов отождествляются налоговые льготы и пониженные налоговые ставки (гл. 33 и ст. 288.3 НК РФ). В НК РФ (ст. 25.12-1) при регулировании налогообложения прибыли организаций и добычи полезных ископаемых применительно к участникам региональных инвестиционных проектов термин "налоговая льгота" не используется, а устанавливаются особенности. Широкий подход в трактовке понятия налоговых льгот основывается на отождествлении их с "льготами по налогам" (п. 1 ст. 56 НК РФ) и часто встречается в позициях КС РФ. Льгота раскрывается как исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции РФ (ст. ст. 19, 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения (см., например, Определение КС РФ от 28 февраля 2019 г. N 277-О). Она охватывает пониженные налоговые ставки, освобождения, налоговые вычеты. Однако в Постановлении КС РФ от 15 февраля 2019 г. N 10-П можно встретить положения, в которых КС РФ разделяет понятия "налоговая льгота" и "налоговые вычеты", оба отнесены к разновидностям мер, применение которых позволяет не допустить "резкого роста налоговой нагрузки".
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<36> Правовой режим рассматривается чаще всего в двух аспектах, но также можно встретить использование понятия правового режима применительно к действию нормативного правового акта (т.е. его действие во времени, пространстве и по кругу лиц). Дуализм в рассмотрении налоговых льгот (в узком и широком смыслах) характерен и для исследователей. Узкий (формальный) подход предполагает отнесение к налоговым льготам только непосредственно именуемых в качестве таковых в законодательстве. Однако законодательное определение термина на уровне НК РФ отсутствует. Кроме того, в тексте Кодекса встречается и иной термин - "льгота по налогу". Соотношение между этими терминами не установлено, но анализ положений НК РФ позволяет сделать вывод о наличии двух противоположных подходов: 1) законодатель не отождествляет термины "льгота по налогу" и "налоговая льгота", поскольку пониженные налоговые ставки перечисляются им наряду с налоговой льготой в качестве защищенных от изменений элементов юридической конструкции налога для отдельных категорий налогоплательщиков (см., например: п. 4.1 - 4.3 ст. 5 НК РФ); 2) при регулировании порядка применения и прекращения применения налоговых льгот для участников региональных инвестиционных проектов отождествляются налоговые льготы и пониженные налоговые ставки (гл. 33 и ст. 288.3 НК РФ). В НК РФ (ст. 25.12-1) при регулировании налогообложения прибыли организаций и добычи полезных ископаемых применительно к участникам региональных инвестиционных проектов термин "налоговая льгота" не используется, а устанавливаются особенности. Широкий подход в трактовке понятия налоговых льгот основывается на отождествлении их с "льготами по налогам" (п. 1 ст. 56 НК РФ) и часто встречается в позициях КС РФ. Льгота раскрывается как исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции РФ (ст. ст. 19, 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения (см., например, Определение КС РФ от 28 февраля 2019 г. N 277-О). Она охватывает пониженные налоговые ставки, освобождения, налоговые вычеты. Однако в Постановлении КС РФ от 15 февраля 2019 г. N 10-П можно встретить положения, в которых КС РФ разделяет понятия "налоговая льгота" и "налоговые вычеты", оба отнесены к разновидностям мер, применение которых позволяет не допустить "резкого роста налоговой нагрузки".