Инвестиционная льгота
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвестиционная льгота (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 247 "Объект налогообложения" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Приобретение недвижимого имущества в рамках предварительного договора купли-продажи носит инвестиционный характер, исходя из экономической сущности сделки, ее правового содержания. Деятельность общества соответствовала цели и смыслу предоставления льготы - улучшение инвестиционного климата путем создания и дальнейшей эксплуатации крупных объектов недвижимости; подтверждено наличие положительного экономического эффекта от вложения обществом денежных средств в объект основных средств.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Приобретение недвижимого имущества в рамках предварительного договора купли-продажи носит инвестиционный характер, исходя из экономической сущности сделки, ее правового содержания. Деятельность общества соответствовала цели и смыслу предоставления льготы - улучшение инвестиционного климата путем создания и дальнейшей эксплуатации крупных объектов недвижимости; подтверждено наличие положительного экономического эффекта от вложения обществом денежных средств в объект основных средств.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком при реализации инвестиционного проекта налоговой льготы, предусмотренной п. 10 ст. 3 закона Орловской области от 25.11.2003 N 364-ОЗ "О налоге на имущество организаций", и доначислил налог на имущество. Налоговый орган установил, что по ряду объектов тепличного комплекса общество превысило трехлетний срок реализации инвестиционного проекта, так как разрешение на ввод объектов недвижимости и регистрация права собственности на них были произведены после 07.06.2019. Налогоплательщик возражал, указывая, что объект включается в налоговую базу по налогу на имущество, когда он приведен в состояние, пригодное для использования, независимо от ввода его в эксплуатацию. Тепличный комплекс был фактически введен в эксплуатацию с 01.03.2019 (начато выращивание овощей, был сформирован штат сотрудников, производилась выплата заработной платы). Суд признал правомерным применение налогоплательщиком льготы, отметив, что отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости не препятствует признанию его основным средством для целей бухгалтерского учета и, как следствие, объектом обложения налогом на имущество организаций. Спорные объекты тепличного комплекса до истечения срока реализации инвестиционного проекта фактически эксплуатировались и приносили обществу экономические выгоды, в связи с этим налоговая льгота по отношению к ним применена правомерно. Закон связывает применение льготы по налогу именно с созданием и (или) приобретением имущества в результате реализации инвестиционного проекта, а не с государственной регистрацией права на него или получением разрешения на ввод его в эксплуатацию.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком при реализации инвестиционного проекта налоговой льготы, предусмотренной п. 10 ст. 3 закона Орловской области от 25.11.2003 N 364-ОЗ "О налоге на имущество организаций", и доначислил налог на имущество. Налоговый орган установил, что по ряду объектов тепличного комплекса общество превысило трехлетний срок реализации инвестиционного проекта, так как разрешение на ввод объектов недвижимости и регистрация права собственности на них были произведены после 07.06.2019. Налогоплательщик возражал, указывая, что объект включается в налоговую базу по налогу на имущество, когда он приведен в состояние, пригодное для использования, независимо от ввода его в эксплуатацию. Тепличный комплекс был фактически введен в эксплуатацию с 01.03.2019 (начато выращивание овощей, был сформирован штат сотрудников, производилась выплата заработной платы). Суд признал правомерным применение налогоплательщиком льготы, отметив, что отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости не препятствует признанию его основным средством для целей бухгалтерского учета и, как следствие, объектом обложения налогом на имущество организаций. Спорные объекты тепличного комплекса до истечения срока реализации инвестиционного проекта фактически эксплуатировались и приносили обществу экономические выгоды, в связи с этим налоговая льгота по отношению к ним применена правомерно. Закон связывает применение льготы по налогу именно с созданием и (или) приобретением имущества в результате реализации инвестиционного проекта, а не с государственной регистрацией права на него или получением разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Стабильность условий предоставления налоговых льгот как принципиальная основа режима инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Алпатов П.С.)
("Закон", 2023, N 8)Адресный и универсальный подход к обеспечению стабильности
(Алпатов П.С.)
("Закон", 2023, N 8)Адресный и универсальный подход к обеспечению стабильности
Готовое решение: Налогообложение участников специальных инвестиционных контрактов
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие налоговые льготы предусмотрены для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие налоговые льготы предусмотрены для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов (КНД 1110056)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов (КНД 1110056)
Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде"
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления заявления о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления заявления о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
Статья: Основные направления финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Тенденция к выделению результата инвестиционного проекта в отдельную налоговую базу проявила себя начиная с 2020 г. Ранее инвестиционные льготы применялись ко всей прибыли инвестора, если не менее 90% дохода формировали поступления от реализации инвестиционного проекта. Такой подход был характерен для следующего:
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Тенденция к выделению результата инвестиционного проекта в отдельную налоговую базу проявила себя начиная с 2020 г. Ранее инвестиционные льготы применялись ко всей прибыли инвестора, если не менее 90% дохода формировали поступления от реализации инвестиционного проекта. Такой подход был характерен для следующего:
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При этом в случае возложения на частное лицо обязанностей по инфраструктурной обеспеченности территории КРТ ему могут предоставляться льготы и государственные меры поддержки (при их наличии; п. 11 ч. 4 ст. 68 ГрК РФ). В настоящий момент предусматривается одна мера государственной поддержки в виде субсидии лицам, заключившим договоры о КРТ жилой застройки, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, передаче указанных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах в целях реализации решения о КРТ жилой застройки <1>. Также законодательством субъектов РФ таким лицам может предоставляться налоговая льгота в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, если договором о КРТ наряду со строительством многоквартирных домов или домов блокированной застройки предусмотрено создание частным лицом объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур (п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 286.1 Налогового кодекса РФ). Такая льгота предусматривается, например, в Московской области <2>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При этом в случае возложения на частное лицо обязанностей по инфраструктурной обеспеченности территории КРТ ему могут предоставляться льготы и государственные меры поддержки (при их наличии; п. 11 ч. 4 ст. 68 ГрК РФ). В настоящий момент предусматривается одна мера государственной поддержки в виде субсидии лицам, заключившим договоры о КРТ жилой застройки, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, передаче указанных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах в целях реализации решения о КРТ жилой застройки <1>. Также законодательством субъектов РФ таким лицам может предоставляться налоговая льгота в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, если договором о КРТ наряду со строительством многоквартирных домов или домов блокированной застройки предусмотрено создание частным лицом объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур (п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 286.1 Налогового кодекса РФ). Такая льгота предусматривается, например, в Московской области <2>.
Статья: Развитие налогообложения резидентов территориальных преференциальных режимов
(Онищенко К.В.)
("Юрист", 2025, N 5)По оценке Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), проведенной в 2024 г., сейчас применяется около 35 инвестиционных налоговых льгот (далее - ИНЛ), в том числе обусловленных наличием ТПР, при этом за последние 7 лет величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с действием ИНЛ выросла до 2,6 трлн рублей в 2023 г., что составляет примерно 26% от ожидаемой величины общих налоговых расходов бюджета, такое положение привело к запуску в эксплуатацию аналитической системы "Эффективность льгот" для проведения автоматизированной оценки эффективности ИНЛ <13>.
(Онищенко К.В.)
("Юрист", 2025, N 5)По оценке Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), проведенной в 2024 г., сейчас применяется около 35 инвестиционных налоговых льгот (далее - ИНЛ), в том числе обусловленных наличием ТПР, при этом за последние 7 лет величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с действием ИНЛ выросла до 2,6 трлн рублей в 2023 г., что составляет примерно 26% от ожидаемой величины общих налоговых расходов бюджета, такое положение привело к запуску в эксплуатацию аналитической системы "Эффективность льгот" для проведения автоматизированной оценки эффективности ИНЛ <13>.
Готовое решение: Какие организации освобождены от уплаты земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)Если резидента исключат из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области до того, как он получит свидетельство о выполнении условий инвестиционной декларации, он должен исчислить налог за весь период применения льготы. Уплатить его надо по истечении отчетного или налогового периода, в котором резидент был исключен, не позднее сроков уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ). Это правило касается резидентов, включенных в указанный реестр после 01.01.2022;
(КонсультантПлюс, 2025)Если резидента исключат из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области до того, как он получит свидетельство о выполнении условий инвестиционной декларации, он должен исчислить налог за весь период применения льготы. Уплатить его надо по истечении отчетного или налогового периода, в котором резидент был исключен, не позднее сроков уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ). Это правило касается резидентов, включенных в указанный реестр после 01.01.2022;
Статья: Налоговое право КНР на современном этапе и налоговые вызовы платформенной экономики
(Килинкарова Е.В.)
("Закон", 2024, N 11)<44> Подробный обзор налоговых льгот в КНР в части налога на прибыль предприятий представлен в работе: Пономарева К.А. Инвестиционные налоговые льготы в Китае: особенности правового регулирования и сравнительный анализ с российскими практиками // Правоприменение. 2022. N 3. С. 83 - 90.
(Килинкарова Е.В.)
("Закон", 2024, N 11)<44> Подробный обзор налоговых льгот в КНР в части налога на прибыль предприятий представлен в работе: Пономарева К.А. Инвестиционные налоговые льготы в Китае: особенности правового регулирования и сравнительный анализ с российскими практиками // Правоприменение. 2022. N 3. С. 83 - 90.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Что касается России, то современная политика импортозамещения в Российской Федерации носит, по существу, вертикальный характер <1>. В настоящее время она реализуется через государственные стратегии и программы развития отдельных отраслей экономики, где технологическая отсталость угрожает экономической безопасности. Принятые Правительством РФ Стратегии развития транспортного машиностроения (2017 г.), станкостроения (2020 г.), энергетики (2020 г.) и реализованные программы развития электронной и радиоэлектронной промышленности, (2012 г.), фармацевтической медицинской промышленности (2014 г.), авиационной промышленности (2014 г.), оборонной промышленности (2016 г.), а также производства в иных отраслях экономики были направлены и на реализацию процессов импортозамещения. Меры государственной поддержки производителей в обозначенном контексте включают прямое участие государства в реализации перспективных инвестиционных проектов, арендные льготы, субсидирование инвестиционных кредитов и др. Общий объем государственных средств, направляемых на импортозамещение в 2015 - 2020 гг., составил около 3 трлн рублей, а наиболее эффективны процессы импортозамещения оказались в сельском хозяйстве, нефтегазовом машиностроении, фармацевтике и иных отраслях промышленности <2>.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Что касается России, то современная политика импортозамещения в Российской Федерации носит, по существу, вертикальный характер <1>. В настоящее время она реализуется через государственные стратегии и программы развития отдельных отраслей экономики, где технологическая отсталость угрожает экономической безопасности. Принятые Правительством РФ Стратегии развития транспортного машиностроения (2017 г.), станкостроения (2020 г.), энергетики (2020 г.) и реализованные программы развития электронной и радиоэлектронной промышленности, (2012 г.), фармацевтической медицинской промышленности (2014 г.), авиационной промышленности (2014 г.), оборонной промышленности (2016 г.), а также производства в иных отраслях экономики были направлены и на реализацию процессов импортозамещения. Меры государственной поддержки производителей в обозначенном контексте включают прямое участие государства в реализации перспективных инвестиционных проектов, арендные льготы, субсидирование инвестиционных кредитов и др. Общий объем государственных средств, направляемых на импортозамещение в 2015 - 2020 гг., составил около 3 трлн рублей, а наиболее эффективны процессы импортозамещения оказались в сельском хозяйстве, нефтегазовом машиностроении, фармацевтике и иных отраслях промышленности <2>.
Вопрос: О вычете по НДС при приобретении товаров (работ, услуг), оплаченных за счет льготного инвестиционного кредита, предоставленного банком, получающим по такому кредиту субсидии из федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 25.09.2023 N 03-07-11/90974)Вопрос: Каков порядок применения - в целях исчисления НДС - Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке" (далее - Постановление N 1528)?
(Письмо Минфина России от 25.09.2023 N 03-07-11/90974)Вопрос: Каков порядок применения - в целях исчисления НДС - Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке" (далее - Постановление N 1528)?
Вопрос: О применении льготы по НДФЛ в отношении доходов от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев и о численности налогоплательщиков, воспользовавшихся этой льготой.
(Письмо ФНС России от 28.07.2023 N БС-4-11/9684@)Вопрос: О применении льготы по НДФЛ в отношении доходов от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев и о численности налогоплательщиков, воспользовавшихся этой льготой.
(Письмо ФНС России от 28.07.2023 N БС-4-11/9684@)Вопрос: О применении льготы по НДФЛ в отношении доходов от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев и о численности налогоплательщиков, воспользовавшихся этой льготой.